дело № 2-2375/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (извлечение для размещения на Интернет-сайте суда) 19 апреля 2012 года Калининский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Дедова А.Л., при секретаре судебного заседания Мосине Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску природоохранного прокурора Санкт-Петербурга к ООО «Базис» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, - УСТАНОВИЛ: Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга обратился с иском, в котором просил обязать ответчика оборудовать выпуск №Х, по адресу: Х локальными очистными сооружениями в течение 150 дней, со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указано, что ООО «Базис» осуществляет сброс сточных вод в систему канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» через выпуск №Х, расположенный по адресу: Х с превышением нормативов водоотведения по качеству сточных вод. 27.04.2011, 25.05.2011, в ходе контроля за соблюдением абонентом ООО «Базис» нормативов водоотведения по составу сточных вод и соблюдением требований договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 26.12.2005 № Х, который заключен между ООО «Базис» и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", с участием представителя юридического лица ООО «Базис» - главного энергетика А., отобраны пробы сточных вод ООО «Базис» в системы коммунальной канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на выпуске №Х по адресу: Х, о чем составлены акты отборов проб сточных вод № Х от 25.05.2011; № Х от 27.04.2011. Согласно протоколу ЗАО «Х» определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента ООО «Базис» № Х от 05.05.2011, 27.04.2011 установлен сброс ООО «Базис» сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод. Помощник природоохранного прокурора Кочура Е.Н. в судебное заседание явилась, требования иска поддержала в полном объеме. Представитель ООО «Базис», конкурсного управляющего, действующий по доверенности, Никитин О.Н. в судебное заседание явился, требования иска не признал. Пояснил, что ООО «Базис» признано банкротом, введена процедура конкурсного управления, в связи с чем, настоящее дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде. То, обстоятельство, что ООО «Базис» продолжает действовать, осуществляет сброс сточных вод в общесплавную систему канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», не оспаривал. Представитель ГУП «Водоканал Санкт-Петебурга», действующая по доверенности, Бирилло О.С. в судебное заседание явилась, требования иска поддержала. Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Статьей 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Частью 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167, централизованная система коммунальной канализации - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод. На основании п. 11 Правил, отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст.ст. 426,539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Согласно п. 61 Правил, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации. Пунктом 63 указанных Правил, в системы коммунальной канализации запрещен сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями. Пункт 88 Правил устанавливает в качестве обязанностей абонента: обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдение установленных ему условий и режимов водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допущение сброса веществ, указанных в п. 63 Правил. Пунктом 93 Правил установлена ответственность абонента за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации; за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам. Правила пользования системами коммунальной канализации Санкт- Петербурга утверждены 01.06.2000 Распоряжением №11 Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга (в ред. Распоряжений Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 21.12.2000 №26, от 22.09.2005 №63), согласно которым «локальные очистные сооружения» - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации. Прокурорской проверкой установлено, что ООО «Базис» осуществляет сброс сточных вод в систему канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» через выпуск №Х, расположенный по адресу: Х с превышением нормативов водоотведения по качеству сточных вод. Так, 27.04.2011, 25.05.2011, в ходе контроля за соблюдением абонентом ООО «Базис» нормативов водоотведения по составу сточных вод и соблюдением требований договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 26.12.2005 № Х, который заключен между ООО «Базис» и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", с участием представителя юридического лица ООО «Базис» - главного энергетика А., отобраны пробы сточных вод ООО «Базис» в системы коммунальной канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на выпуске №Х по адресу: Х, о чем составлены акты отборов проб сточных вод № Х от 25.05.2011; № Х от 27.04.2011. Согласно протоколу ЗАО «Х» определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента ООО «Базис» № Х от 05.05.2011, 27.04.2011 установлен сброс ООО «Базис» сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: (выпуск №Х: азот аммонийный - кратность превышения 2.1; алюминий - кратность превышения 4.5; железо общее - кратность превышения 15; марганец - кратность превышения 18; медь - кратность превышения 1.41; нефтепродукты - кратность превышения 3.17; свинец - кратность превышения 2.37; СПАВ анионные - кратность превышения 5.2; фенолы - кратность превышения 3.8; цинк - кратность превышения 143.33), что превышает их предельно допустимую концентрацию. Согласно протоколу ЗАО «Х» определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента ООО «Базис» № Х от 01.06.2011, 25.05.2011 установлен сброс ООО «Базис» сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: (выпуск №Х: азот аммонийный - кратность превышения 6.5; алюминий - кратность превышения 41.67; взвешенные вещества - кратность превышения 1.33; железо общее - кратность превышения 172.73; марганец - кратность превышения 44; медь - кратность превышения 11.14; нефтепродукты - кратность превышения 6; свинец - кратность превышения 2.97; СПАВ анионные - кратность превышения 3.2; фенолы - кратность превышения 8.5; фосфор фосфатов - кратность превышения 1.1; цинк - кратность превышения 15.33), что превышает их предельно допустимую концентрацию. Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «Базис» допустило нарушение требования законодательства, в том числе Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167. Указанные факты подтверждаются актами отбора проб сточных вод, составленными ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Зафиксированные результатами анализов контрольных проб сточных вод, отобранных 12.05.2011, 01.08.2011 запрещенный и несогласованный сброс загрязняющих веществ расцениваются, как нарушение условий договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, заключенного между ООО «Базис» и ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга», «Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга», утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.06.2000 №11, «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, в части обязательств абонента по соблюдению установленных нормативов водоотведения и недопущению запрещенного сброса загрязняющих веществ, а также не принятию мер по обеспечению соблюдения установленных нормативов водоотведения. В соответствии с п. 7 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Сброс абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод может быть разрешен при наличии технической возможности этой системы и установлении для абонентов нормативов сброса. Таким образом, в нарушение требований законодательства, ООО «Базис» через выпуск №х ООО «Базис» осуществляет сброс сточных вод в общесплавную систему канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в отсутствии локальных очистных сооружений. Доказательств обратного, представителем ответчика суду не представлено. Выявленные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц. Доводы представителя ответчика о том, что производство по делу подлежит прекращению в связи с тем, что ООО «Базис» признано банкротом, введена процедура конкурсного управления судом не может быть принята. Так, из ч. 1 ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе- в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду. Согласно абзаца 5 ст. 40 АПК РФ прокурор участвует в арбитражном процессе только в случаях? предусмотренных АПК РФ. Часть 1 статьи 52 АПК РФ определяет исчерпывающий перечень дел, по которым прокурор вправе участвовать в арбитражном процессе: прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований. Более того, в соответствие с ч. 1 ст. 223 АПРК РФ: «Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства)». Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующий вопросы несостоятельности (банкротства), не содержит норм, позволяющих отнести рассмотрение дела по заявлению прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ к подведомственности арбитражного суда в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица в любой его процедуре. В частности, отсутствуют такие основания в ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», определяющей последствия введения конкурсного производства. Иные акты гражданского законодательства также не называют прокурора в числе лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлениями, относящимися к категории дел, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, в том числе - при наличии процедуры банкротства должника. Из вышеизложенного следует, что настоящее дело подведомственно суду общей юрисдикции. То обстоятельство, что ООО «Базис» решением суда признано несостоятельным, открыта процедура в отношении ответчика банкротства – конкурсное производство по упрощенной схеме ликвидируемого должника сроком на 6 месяцев, не снимает с ответчика обязанность соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды, предпринимать меры по устранению таких нарушений. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, - РЕШИЛ: Требования иска природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга удовлетворить, обязать ООО «Базис» оборудовать выпуск №Х, по адресу: Х локальными очистными сооружениями в течение 150 дней, со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме 200 рублей в федеральный бюджет. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца через Калининский районный суд г. Санкт-Петербурга. Судья: