РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Клявлино 21 сентября 2010 года
Судья Клявлинского районного суда Самарской области Бакунова В.В. при секретаре Денисовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-173/2010 по иску Кабалина Н.Д. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Клявлинском районе Самарской области об обжаловании отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ,
УСТАНОВИЛ:
Кабалина Н.Д. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Клявлинском районе Самарской области об обжаловании отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, указывая на то, что она является матерью погибшего на территории Чеченской Республики при исполнении обязанностей военной службы в боевой обстановке военнослужащего К.Е.А., который погиб, выполняя долг **** года. В связи с гибелью сына она получила удостоверение о праве на льготы, предусмотренные законодательством РФ, как родитель военнослужащего погибшего при исполнении обязанностей военной службы, при обращении **** года в Управление Пенсионного Фонда РФ в Клявлинском районе за назначением ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, до этого она получала ЕДВ как инвалид, ей было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, поскольку сын погиб после **** года и права на ЕДВ, установленные для участников ВОВ она не имеет Истица считает,что ЕДВ должно быть назначено ей в размере, равном ежемесячной денежной выплате установленной участникам ВОВ. Считает, что отказ является необоснованным и просит суд признать за ней право на ежемесячную денежную выплату в размере установленном для участников ВОВ и обязать ответчика с **** года назначить ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ.
В судебное заседание истец Кабалина Н.Д. не явилась, в суд представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии, свои исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика - ГУ Пенсионного фонда РФ в Клявлинском районе Кудряшова М.В. с исковыми требованиями Кабалиной Н.Д. не согласилась и пояснила следующее. Кабалиной Н.Д. с 1.01.2005 года была назначена ЕДВ как члену семьи погибшего военнослужащего, по заявлению с 18.07.2007 года стала получать ЕДВ как инвалид и ей была назначена ЕДВ как инвалиду, поскольку согласно п 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 года № 294 « Об утверждении Порядка выплаты отдельным категориям граждан в РФ», гражданину, имеющему одновременно право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную несколькими федеральными законами независимо от основания, по которому она устанавливается предоставляется одна денежная выплата по выбору гражданина. Кабалина Н.Д. обратилась УПФР в Клявлинском районе Самарской области с заявлением о об установлении ЕДВ как члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей в размере, установленном для участников ВОВ с 20.07.2010 года, мотивируя свои требования тем, что установленные для участников войны льготы были распространены на указанную категорию лиц Законом СССР от 1 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения"; для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы до 16 января 1995 года, установлен именно такой размер выплаты.
В соответствии со ст. 7 Закона СССР №313-1 льготы установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных военных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Представление льгот членам семей погибших военнослужащих осуществляется в соответствии со ст. 21 Закона №5-ФЗ, вступившим в законную силу 16.01.1995 г. Истец Кабалин А.А. является отцом военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, и в соответствии с нормами Федерального закона «О ветеранах» имеет статус- члена семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий, ему была назначена ЕДВ в размере 927 рублей. Согласно Определению Конституционного суда РФ от 04.04.2007 г. №331-О-П взаимосвязанные положения ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 55 ФЗ от 22 августа 2004 №122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ЕДВ родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» (пункт 3 ст. 11, п. 1 ст. 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (ст. 7).Однако п. 1 Письма ПФ РФ от 28.01.2008 N КА-28-25/718"О порядке применения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 N 331-О-П гласит, что согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 N 331-О-П не допускается установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны. Исходя из системного анализа норм законодательства к кругу лиц, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").Право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, граждане указанной категории реализовывали на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209 и утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989 N 345, либо справки о праве на льготы, заменяющей названное удостоверение, и справки установленной формы о гибели (смерти) военнослужащего, выданных до 16 января 1995 года. К.Е.А. погиб после 16.01.1995 г. даты вступления в силу Федерального закона «О ветеранах».Согласно определению Конституционного суда от 13.10.2009 года №1125-О-О в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N502-O). Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Вместе с тем это не означает, что гражданам, имеющим разный правовой статус, приобретенный на основании различных нормативных правовых актов, должны устанавливаться равные права в сфере социального обеспечения, в том числе на получение одинаковых мер социальной защиты (социальной поддержки). В соответствии с действующим законодательством Кабалиной Н.Д не может быть назначена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
В судебном заседании свидетель К.А.А. пояснил, что их сын, рядовой К.А.А. **** года рождения, служил по призыву 1995-1997 годы в армейском спецназе, потом подписал контракт и служил в 201 мотострелковой дивизии в Таджикистане, потом служил в Веденском районе Чеченской Республики, участвовал в боевых действиях, сын погиб, выполняя свой долг 2.12.2002 года.В связи с гибелью сына ему и его жене было выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные законодательством и установлены льготы для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, как для участников Великой Отечественной войны, предусмотренные Законом СССР от 01.08.1989г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания». Его жене с 1.01.2005 года была назначена ЕДВ как члену семьи погибшего, но его жена,стала инвалидом и она по заявлению, поскольку надо было выбрать только одно ЕДВ получала ЕДВ как инвалид 1 степени, с 20.07.2010 года его жена обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Клявлинском районе за назначением ЕДВ как члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей в размере, установленном для участников ВОВ. Однако ей было в назначении ежемесячной денежной выплаты, приравненной к выплатам участников ВОВ, в связи с тем, что смерть сына наступила после 16 января 1995 г. Федеральный Закон от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающий льготы и социальную защиту различным категориям льготников, в том числе по ст.21 членам семей погибших инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, не отменял ранее действующий Закон СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». По Федеральному Закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» ст. 23.1 п.2 и п. 3 его жена имеет право выбора того или иного федерального закона или нормативного акта, который предусматривает более высокий размер выплат. Ст. 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жён военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, кем их сын и являлся
Заслушав объяснения ответчика, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статья 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Установлено, что К.Е.А. погиб 2.12.2002 года в Чеченской Республике в Веденском районе при прохождения военной службы по контракту в боевой обстановке.
Из свидетельства о рождении видно, что Кабалина Н.Д. является матерью погибшего военнослужащего К.Е.А.. Согласно удостоверения Кабалина Н.Д. имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих. Согласно положениям вышеуказанной статьи, на Кабалину Н.Д. распространялись льготы, установленные для участников Великой отечественной войны, поскольку установлено, что Кабалиной Н.Д. с 1.01.2005 года была назначена ЕДВ как члену семьи погибшего.
Суд считает, что Кабалиной Н.Д. следует назначить ЕДВ, исходя из ЕДВ, установленной для участников Великой Отечественной войны, поскольку Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергалась сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности; на предписаниях п.3 ст.11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы абзацем 2 п.6 ст. 44 ФЗ от 22.08 2004г. № 122-ФЗ утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для -отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01.01.2005 с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.
Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Кроме того, согласно п.3 ст.11 ФЗ «О ветеранах», установленные ранее для ветеранов и членов их семей законодательством СССР и законодательством Российской Федерации права и льготы и другие меры социальной защиты не могут быть отменены без их равноценной замены.
По смыслу ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» ( в редакции ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ), с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую соответствующую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей по своей правовой природе оно направлено на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и таким образом направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной зашиты в натуральной форме.
Следовательно, взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ) и пункта 19 ст.44 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которым они пользовались до 01.01.2005 г. в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения (ст.7), то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. №331-О-П.
Обстоятельство, что К.Е.А. погиб после введения в действие Федерального закона «О ветеранах», само по себе не лишает его мать-Кабалину Н.Д. права на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, согласно Закону СССР от 1.08.1989 № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Дата смерти погибшего сына не имеет правового значения для определения размера ЕДВ.
К тому же, согласно пп. 3 п. 4 ст. 23.1 Закона «О ветеранах» от 22.08.2004 № 122-ФЗ, ЕДВ устанавливается для ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 п.1 ст. 3 настоящего федерального закона, где не указана категория родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы.
Доводы представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Клявлинском районе об отсутствии у Кабалиной Н.Д. права на получение ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, основаны на неправильном толковании применения норм действующего законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Поскольку Кабалина Н.Д обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда в Клявлинском районе за ЕДВ, установленном для участников ВОВ с 20.07.2010 года, так как до этого она, имея право выбора по заявлению с 18.07.2007 года получала ЕДВ как инвалид и ей была назначена ЕДВ как инвалиду, так как согласно п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 года № 294 « Об утверждении Порядка выплаты отдельным категориям граждан в РФ», гражданину, имеющему одновременно право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную несколькими федеральными законами независимо от основания, по которому она устанавливается предоставляется одна денежная выплата по выбору гражданина, суд считает, что исковые требования Кабалиной Н.Д. подлежат удовлетворению, обязать ГУ Пенсионного фонда РФ в Клявлинском районе Самарской области назначить с 20.07.2010 Кабалиной Н.Д. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны Кабалиной Н.Д.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кабалиной Н.Д. удовлетворить.
Обязать ГУ Пенсионного фонда РФ в Клявлинском районе Самарской области назначить с 20.07.2010 Кабалиной Н.Д. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд Самарской области в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Сторонам разъяснено право на получение мотивированного решения 24.09. 2010 года.
СУДЬЯ (подпись)
Судья Клявлинского районного суда Бакунова В.В.