решение по делу № 2-3/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Клявлино 18 января 2011 года

Клявлинский районный суд в составе председательствующего судьи Митиной И.А., с участием представителя прокуратуры - Сёмина А.С., истца Осипова Н.В., при секретаре судебного заседания Гараеве А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3/2011 по иску прокурора муниципального района Клявлинский в интересах Осипова Н.В. к администрации муниципального района Клявлинский Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор муниципального района Клявлинский Самарской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Осипова Н.В. к администрации муниципального района Клявлинский Самарской области с требованием обязать ответчика предоставить истцу социальную выплату на приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством, обосновывая заявленные требования тем, что Осипов Н.В. **** г.р. относится к категории детей- сирот, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жилого помещения на праве личной собственности не имеет, 24 июня 2009 года истцу присвоена квалификация <данные изъяты> профессии «<данные изъяты>», с 04.12.2009 г. состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального района Клявлинский, до настоящего времени истцу не предоставлено жилое помещение, соответствующее требованиям законодательства.

В судебном заседании истец Осипов Н.В. и представитель прокуратуры Семин А.С. поддержали заявленные исковые требования, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика- администрации муниципального района Клявлинский Самарской области Ахметшин А.Г., действующий по доверенности, иск не признал. Не оспаривая право истца на внеочередное получение жилья по категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пояснил, что финансирование программы по обеспечению жильем детей –сирот осуществляется Минэкономразвития, в текущем году договор с Министерством финансов еще не заключался, объем финансирования не определен, в районе отсутствует муниципальный жилищный фонд социального назначения, в связи с чем предоставление жилого помещения по договору социального найма истцу не представляется возможным, истец заявил о предоставлении ему предусмотренной законом социальной выплаты, в декабре 2009 года включен в список детей- сирот, имеющих право на обеспечение жильем. Социальная выплата не предоставляется из-за недостаточности финансирования, в связи с чем не может быть выплачена вне очереди сразу всем детям- сиротам, состоящим в списке, фактически неизбежно возникает очередность среди лиц этого списка.

Представители Правительства Самарской области, Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области, привлеченные в дело в качестве третьих лиц, в суд направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей и отзывы с возражениями против иска, мотивированные тем, что средства на обеспечение жилыми помещениями граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включены в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов» в сумме 398957 тыс.руб, из них на муниципальный район Клявлинский предусмотрено 3002 тыс.руб.; передача данных финансовых средств производится в соответствии с методикой, предусмотренной названным Законом. Самарская область в лице Минэкономразвития и администрация муниципального района Клявлинский исполняют обязательства по обеспечению детей- сирот жилыми помещениями в соответствии с нормами действующего законодательства, Осипову Н.В. будет предоставлено жилое помещение в соответствии с нормами действующего законодательства.

МУ Управления по вопросам семьи, опеки, попечительства и демографического развития муниципального района Клявлинский в суд направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, иск удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит выводу о том, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй названной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании п.3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, переданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 Закона Самарской области от 05.03.2005 года № 77-ГД « О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются следующими полномочиями: обеспечение жилыми помещениями детей- сирот оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращению их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.5 Закона Самарской области от 07.07.2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» названной категории лиц предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

Согласно статьям 5,6,8 Закона № 77 –ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и администрацией муниципального района Клявлинский заключен договор № 89 от 01.04.10 года о предоставлении и расходовании в 2010 году субвенций из областного бюджета, согласно которому на финансирование мероприятий по обеспечению жильем детей- сирот перечислено 1191366 рублей. Представитель ответчика подтвердил в судебном заседании получение названной суммы, пояснил, что указанные средства были использованы по целевому назначению на приобретение жилья семерым лицам названной категории согласно списка. На 2011 год договор будет заключаться в феврале текущего года, на настоящий момент средств на исполнение данных обязательств нет.

В соответствии с п. 4 ст.39 Устава муниципального района Клявлинский права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Глава муниципального района Клявлинский и администрация муниципального района Клявлинский.

Полномочия администрации муниципального района Клявлинский в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены в ст.41 Устава.

Согласно ст.8 Закона № 159 ФЗ дополнительные гарантии детей сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями детей- сирот, разработанным в соответствии с Законами Самарской области № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и № 87 ГД « Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям- сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.

Право на обеспечение жилым помещением у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа данной категории, появляется с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании установлено, что Осипов Н.В. **** года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, согласно справке ГУП ЦТИ филиала Клявлинского района № 23 от 09.02.2007 жилья на праве собственности не имеет, 24 июня 2009 года истец успешно окончил обучение в <данные изъяты> по специальности 4 (четвертый) разряд по профессии «<данные изъяты> », о чем в дело представлено свидетельство об уровне квалификации, ранее установленная в отношении истца опека на настоящий момент прекращена, постановлением № 46 от 03.02.2010 г. ответчик признал истца имеющим право на обеспечение жилым помещением, истец включен в список на обеспечение жилыми помещениями на 01.01.2010 года за номером 8, состоит на учете по месту жительства, органом исполнительной власти по месту жительства истца является администрация муниципального района Клявлинский.

Данные обстоятельства признаны и не оспаривались сторонами в судебном заседании. Согласно уведомлению государственного регистратора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) № от 17.12.10 г сведения о правообладателях и объекте недвижимости по адресу регистрации истца в Едином государственном реестре прав отсутствуют.

В соответствии с п.3 статьи 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области № 87-ГД от 11.07.06г при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам названной категории, к которой относится истец, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. В заявлении от 04.12.10 года, адресованном главе муниципального района Клявлинский, истец просит поставить его на очередь для получения жилья путем предоставления социальной выплаты.

На основании проанализированных выше нормативных актов предоставление истцу жилого помещения (социальной выплаты) является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.ст. 5 и 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению финансирования к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание положения действующего законодательства и учитывая, что ответчик, наделенный полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, не предоставил истцу жилого помещения за счет финансовых средств ( субвенций) или социальной выплаты истцу в соответствии с его письменным заявлением о социальной выплате на приобретение жилья, выделяемых из средств областного бюджета на осуществление вышеназванных полномочий, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика и третьих лиц о недостаточном финансировании, о том, что при внеочередном предоставлении истице жилья нарушится социальная справедливость для иных лиц той же категории, ранее подавших заявления, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями ( социальными выплатами на приобретение жилья) детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей, исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и Федерального Закона № 159 от 21.12.96 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение вне очереди жилым помещением лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Иск прокурора муниципального района Клявлинский в интересах Осипова Н.В. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Клявлинский предоставить Осипову Н.В. **** года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства за счет средств бюджета Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд Клявлинского района в десятидневный срок.

Судья (подпись) И.А.Митина