Именем Российской Федерации ст.Клявлино 13апреля2011года Судья Клявлинского районного суда Самарской области Самодурова Н.Н., с участием представителя заявителя – помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Ламбанина А.Н., представителя заинтересованного лица – главы администрации сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Волчковой В.В., при секретаре Фомине С.И., рассмотрев гражданское дело № 2?127/2011 по заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, УСТАНОВИЛ: В Клявлинский районный суд Самарской области поступило заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Из заявления следует, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами на территории сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области, в ходе которой было установлено, что администрацией сельского поселения не выполняются требования ст. ст. 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требования СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», а именно не производится вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора с периодичностью установленной законодательством не реже одного раза в шесть месяцев, с площадок их временного хранения. В результате бездействий ответчика ухудшается состояние земельных участков, создаётся неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с этим Самарский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать бездействие администрации сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора обязать администрацию сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области организовать вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Ламбанин А.Н. поддержал заявленные требования и суду пояснил, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами на территории сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области, в ходе которой было установлен, что указанная деятельность не организована в соответствии с требованиями действующего федерального природоохранного и санитарного законодательства. Нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удалению бытовых отходов и мусора способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории сельского поселения Русское Добрино. В связи с этим просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Русское Добрино, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, обязать администрацию сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области организовать на территории сельского поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Представитель администрации сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Волчкова В.В., заявленные требования признала, и суду пояснила, что Главой поселения принимаются определенные меры, для ликвидации существующих свалок, ежегодно на сходах граждан обсуждается вопрос о вывозе свалки, однако для этого необходимо финансирование, а поскольку в бюджете поселения таких средств нет, то вывезти твёрдые бытовые отходы и мусор в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в настоящее время возможности не имеется. Кроме того, на сходах граждан так же обсуждался вопрос о сборе средств с граждан, но граждане не согласны с этим, так как не имеют возможности оплачивать услуги предприятий, осуществляющих вывоз мусора, за свой счет. Увеличить расходную часть бюджета, так же не представляется возможным, поскольку собираемость налогов минимальна, на территории поселения не имеется крупных предприятий, в основном проживают пенсионеры. Для того, что бы узаконить существующую свалку, так же необходимы финансовые затраты. Все, что было возможно предпринять для организации вывоза мусора, было ей сделано. Кроме этого, считает, что для организации вывоза мусора необходимо предоставить определенное время. Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, считает, что заявленные Самарским межрайонным природоохранным прокурором требования о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании было установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами в деятельности сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области. Данное сельское поселение осуществляет свою деятельность на основании зарегистрированного Устава. Из копии устава сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области принятого Собранием представителей сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области 19 марта 2010 года видно, что в соответствии с главой 2 ст. 7 п. 19 к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Проверкой организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области было установлено, что указанная деятельность не организована в соответствии с требованиями действующего федерального природоохранного и санитарного законодательства, что подтверждается следующим. Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов и мусора отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения. Статьями 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. При этом согласно пункту 2 данных Правил объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъемными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте, периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовываются с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. В нарушение данных требований администрацией сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения села Русское Добрино: отсутствует утвержденная схема генеральной очистки территории поселения, не организован планово-регулярный сбор и вывоз отходов с территории села, не отведены в установленном порядке земельные участки под временное накопление твёрдых бытовых отходов, что приводит к захламлению территории сельского поселения Старый Русское Добрино несанкционированно размещенными отходами потребления, и влечет за собой неудовлетворительное санитарное состояние на территории населённого пункта Нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удаления бытовых отходов и мусора способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории сельского поселения Русское Добрино. Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции России, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьёй 42 Конституции России закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду, право на получение достоверной информации о её состоянии и право на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации. Учитывая, что на основании Закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками на соответствующей территории, данным спором непосредственно затронуты интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения до регистрации права собственности на них органами местного самоуправления. Кроме того, в силу требований части 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципального образования, являются государственной собственностью. Согласно статье 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка; вместе с тем, в результате бездействия ответчика состояние земельных участков занятых несанкционированными свалками, ухудшается, создаётся неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. Статьёй 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ установлено, что суды рассматривают и разрешают дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных прав и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. РЕШИЛ: Заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями удовлетворить. Признать бездействие администрации сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями незаконным. Обязать администрацию сельского поселения Русское Добрино муниципального района Клявлинский Самарской области организовать вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до 1 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение 10 дней. Судья (подпись) Н.Н. СамодуроваРЕШЕНИЕ
На основании изложенного и руководствуясь ст. 39, 194, 198 ГПК РФ суд,