решение по делу № 2-116/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Клявлино 13 апреля 2011 года

Судья Клявлинского районного суда Самарской области Бакунова В.В., при секретаре Гараеве А.Н., с участием представителя заявителя - помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Ламбанина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-116/2011 года по заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Назаровка муниципального района Клявлинский Самарской области о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения и возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора,

УСТАНОВИЛ:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Назаровка муниципального района Клявлинский Самарской области о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения и возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, указывая на то, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами в деятельности сельского поселения Назаровка муниципального района Клявлинский Самарской области, проверкой было установлено, что указанная деятельность не организована в соответствии с требованиями действующего федерального природоохранного и санитарного законодательства. Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов и мусора отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения. Статьями 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988года №4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. Согласно пункту 2 данных Правил объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъемными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовываются с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Однако в нарушение данных требований администрацией сельского поселения Назаровка муниципального района Клявлинский Самарской области не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения: отсутствует утвержденная схема генеральной очистки территории поселения, не организован планово-регулярный сбор и вывоз отходов с территории села, не отведены в установленном порядке земельные участки под временное накопление твёрдых бытовых отходов, что приводит к захламлению территории сельского поселения Назаровка несанкционированно размещенными отходами потребления, и влечет за собой неудовлетворительное санитарное состояние на территории населённого пункта.

В судебном заседании представитель заявителя - помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Ламбанин А.Н. поддержал заявленные требования, указанные в заявлении и просил суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Назаровка, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и обязать администрацию сельского поселения Назаровка муниципального района Клявлинский Самарской области организовать на территории сельского поселения Назаровка сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Представитель администрации сельского поселения - глава администрации сельского поселения Назаровка Егоров В.П. возражал против заявления прокурора, пояснив, что действительно в соответствии с Уставом сельского поселения сбор и вывоз бытовых отходов и мусора отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, не отрицал, что имеются на территории поселения несанкционированные свалки, однако в виду отсутствия в бюджете сельского поселения необходимых средств на цели надлежащего сбора и вывоза мусора и источников пополнения бюджета, администрация поселения не может выполнить необходимые работы по организации сбора и вывоза мусора, специальной статьей в бюджете поселения не предусмотрено организация и вывоз мусора, эти мероприятия охватываются статьей «благоустройство» и средств, выделяемых на цели благоустройства недостаточно для того, чтобы организовать вывоз и сбор мусора в соответствии с правилами СанПиН 42-128-4690-88,выделенных денежных средств едва хватает на оплату услуг связи, зарплату и коммунальные услуги, без финансирования выполнить заявленные требования прокурора невозможно, просил дать срок исполнения до 1.11.2011 года.

Привлеченный к участию в деле - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе, извещенный о времени и месте в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Суд, выслушав объяснения, лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению и следует признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Назаровка муниципального района Клявлинский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и обязать администрацию сельского поселения Назаровка муниципального района Клявлинский Самарской области организовать на территории сельского поселения Назаровка сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами в деятельности сельского поселения Назаровка муниципального района Клявлинский Самарской области, которое осуществляет свою деятельность на основании зарегистрированного Устава. Проверкой установлено, что в сельском поселении Назаровка не организована деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями действующего федерального природоохранного и санитарного законодательства.

Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов и мусора отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения. В соответствии со ст. 43 Устава сельского поселения Назаровка муниципального района Клявлинский Самарской области администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Самарской области.

Статьями 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» утвержденные Минздравом СССР 5 августа 1988года №4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. Согласно пункту 2 данных Правил объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъемными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовываются с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Однако в нарушение данных требований администрацией сельского поселения Назаровка муниципального района Клявлинский Самарской области не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения: отсутствует утвержденная схема генеральной очистки территории поселения, не организован планово-регулярный сбор и вывоз отходов с территории села, не отведены в установленном порядке земельные участки под временное накопление твёрдых бытовых отходов, что приводит к захламлению территории сельского поселения Назаровка несанкционированно размещенными отходами потребления, и влечет за собой неудовлетворительное санитарное состояние на территории населённого пункта.

Нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удаления бытовых отходов и мусора способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории сельского поселения Назаровка.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции России, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Данные права являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, защищаются гражданским законодательством и обеспечиваются правосудием на основании статей 17, 18 Конституции России, статей 1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации; одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании Закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками на соответствующей территории, в соответствии с законом прокурор обратился в суд в интересах РФ и неопределенного круга лиц, поскольку данным спором непосредственно затронуты интересы государства – Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения до регистрации права собственности на них органами местного самоуправления.

В результате бездействия администрации поселения Назаровка состояние земельных участков занятых несанкционированными свалками, ухудшается, создаётся неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории поселения, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.Поскольку в судебном заседании установлено, что организация мероприятий по охране окружающей среды, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена законодательством к вопросам местного значения сельского поселения, а администрация поселения является исполнительно- распорядительным органом поселения, следовательно как исполнительно-распорядительный орган администрация поселения Назаровка должна выполнять функции по охране окружающей среды, соблюдению санитарных правил и норм и соответственно осуществлять организацию сбора и вывоза твердых и бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения Назаровка в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Суд считает, что следует установить срок исполнения решения до 1.11.2011 года. Доводы главы администрации сельского поселения о том, что поселение не обладает достаточными ресурсами, необходимым для осуществления возложенных на сельское поселение обязательств, суд находит несостоятельным по вышеизложенным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд:

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Назаровка муниципального района Клявлинский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Обязать администрацию сельского поселения Назаровка муниципального района Клявлинский Самарской области в срок до 1.11.2011 года организовать на территории сельского поселения Назаровка сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Разъяснено, что мотивированное решение будет изготовлено 18.04.2011 года.

Судья: (подпись) Бакунова В.В.