решение по делу № 2-122/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Клявлино 26 апреля 2011 года

Судья Клявлинского районного суда Самарской области Бакунова В.В., при секретаре Гараеве А.Н., с участием представителя истца- помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Ламбанина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-122/2011 года по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области о возложении обязанности вывезти твердые бытовые отходы и мусор,

УСТАНОВИЛ:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области о возложении обязанности вывезти твердые бытовые отходы и мусор, указывая на то, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами в деятельности сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области, проверкой было установлено, что образующиеся в процессе жизнедеятельности населения поселения бытовые отходы и мусор накапливаются на площадке временного хранения отходов в с. Черный Ключ, в с. Чувашское Абдикеево с. Зеленый Ключ, с. Степное Дурасово. При этом вывоз (транспортирование) накопленных отходов на объекты их размещения для последующего использования, обезвреживания, размещения, захоронения администрацией сельского поселения не производится, что является нарушением действующего федерального законодательства. Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под накоплением отходов понимается временное складирование (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов и мусора отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения. Статьями 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988года №4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. Однако в нарушение данных требований администрацией сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области не организован вывоз мусора.

В судебном заседании представитель истца- помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Ламбанин А.Н. поддержал заявленные требования, указанные в иске и просил суд обязать администрацию сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области организовать вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, накопленных на площадках временного хранения отходов в с. Черный Ключ, с Чувашское Абдикеево, с. Зеленый Ключ, с. Степное Дурасово на специально оборудованные объекты размещения отходов. На момент проверки установлены несанкционированные свалки на территории Черный Ключ, расположенные около бывшего овощехранилища на расстоянии 150 метров от дороги и 150 метрах от здания администрации сельского поселения, в с. Чувашское Абдикеево, расположенные в конце села в 50 метрах от фермы, в с. Зеленый Ключ в 100 метрах от крайнего дома по ул., Заречной, в с. Степное Дурасово, расположенные в конце села в 300 м. по ул. Преображенской.

Представитель ответчика - глава администрации сельского поселения Черный Ключ Морозов В.В. возражал против иска прокурора, пояснив, что действительно в соответствии с Уставом сельского поселения сбор и вывоз бытовых отходов и мусора отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, не отрицал, что имеются на территории поселения несанкционированные свалки, однако в виду отсутствия в бюджете сельского поселения необходимых средств на цели надлежащего сбора и вывоза мусора и источников пополнения бюджета, администрация поселения не может выполнить необходимые работы по ликвидации свалок мусора, специальной статьей в бюджете поселения не предусмотрено организация и вывоз мусора, эти мероприятия охватываются статьей «благоустройство» и средств, выделяемых на цели благоустройства недостаточно для того, чтобы организовать вывоз мусора, без финансирования выполнить заявленные требования прокурора невозможно, просил дать срок исполнения до 1.10.2011 года.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе, извещенный о времени и месте в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Суд, выслушав объяснения, лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению и следует обязать администрацию сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области организовать вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, накопленных на площадках временного хранения отходов в срок до 1.10 2011 года в с. Черный Ключ, расположенные около бывшего овощехранилища на расстоянии 150 метров от дороги и 150 метрах от здания администрации сельского поселения, в с. Степное Дурасово, расположенные в конце села в 300 м. по ул. Преображенской, в с. Чувашское Абдикеево, расположенные в конце села в 50 метрах от фермы, в с. Зеленый Ключ, расположенные в 100 метрах от крайнего дома по ул. Заречной, на специально оборудованные объекты размещения отходов по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами в деятельности сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области, которое осуществляет свою деятельность на основании зарегистрированного Устава. Проверкой установлено, что в сельском поселении Черный Ключ не организована деятельность по вывозу твердых бытовых отходов и мусора, в результате чего образовались несанкционированные свалки на территории Черный Ключ, расположенные около бывшего овощехранилища на расстоянии 150 метров от дороги и 150 метрах от здания администрации сельского поселения, где находится 250 куб метров бытовых отходов и мусора, в с. Чувашское Абдикеево, расположенные в конце села в 50 метрах от фермы, где находится 200 куб метро мусора, в с. Зеленый Ключ, расположенные в 100 метрах от крайнего дома по ул. Заречной, где находится 200 кубических метров мусора, в с. Степное Дурасово, расположенные в конце села в 300 м. по ул. Преображенской где находится 150 кубических метров мусора.

Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов и мусора отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения. В соответствии с Уставом сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Самарской области.

Статьями 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» утвержденные Минздравом СССР 5 августа 1988года №4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовываются с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Установлено, что в нарушение данных требований администрацией сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области образующиеся в процессе жизнедеятельности населения поселения бытовые отходы и мусор накапливаются на площадке временного хранения отходов в селах поселения. При этом вывоз (транспортирование) накопленных отходов на объекты их размещения для последующего использования, обезвреживания, размещения, захоронения администрацией сельского поселения не производится, что является нарушением действующего федерального законодательства, не отведены в установленном порядке земельные участки под временное накопление твёрдых бытовых отходов, что приводит к захламлению территории сельского поселения Черный Ключ несанкционированно размещенными отходами потребления, и влечет за собой неудовлетворительное санитарное состояние на территории населённого пункта. Нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удаления бытовых отходов и мусора способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории сельского поселения Черный Ключ.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции России, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Данные права являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, защищаются гражданским законодательством и обеспечиваются правосудием на основании статей 17, 18 Конституции России, статей 1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации; одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Поскольку в судебном заседании установлено, что обязанность по вывозу бытовых отходов и мусора отнесена законодательством к вопросам местного значения сельского поселения, а администрация поселения является исполнительно- распорядительным органом поселения, следовательно как исполнительно-распорядительный орган администрация поселения Черный Ключ должна выполнять функции по охране окружающей среды, соблюдению санитарных правил и норм и соответственно осуществлять организацию вывоза твердых и бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения Черный Ключ. Суд считает, что следует установить срок исполнения решения до 1.10.2011 года. Доводы главы администрации сельского поселения о том, что поселение не обладает достаточными ресурсами, необходимым для осуществления возложенных на сельское поселение обязательств, а также, что имеется постановление администрации Клявлинского района № 107 от 13.04.1999 года об отводе земельных участков под свалки бытового мусора, суд находит несостоятельным, поскольку выделение земельных участков несогласованно с соответствующими органами, не конкретизированы места захоронения мусора и бытовых отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд:

РЕШИЛ:

Обязать администрацию сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области в срок до 1.10.2011 года организовать на территории сельского поселения вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, накопленных на площадках временного хранения отходов в с. Черный Ключ, расположенные около бывшего овощехранилища на расстоянии 150 метров от дороги и 150 метрах от здания администрации сельского поселения, в с. Степное Дурасово, расположенные в конце села в 300 метрах по ул. Преображенской, в с. Чувашское Абдикеево, расположенные в конце села в 50 метрах от фермы, в с. Зеленый Ключ, расположенные в 100 метрах от крайнего дома по ул. Заречной на специально оборудованные объекты размещения отходов.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Разъяснено, что мотивированное решение будет изготовлено 30.04.2011 года.

СУДЬЯ: (подпись) Бакунова В.В.