решение по делу № 2-109/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Клявлино 22 апреля 2011 года

Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Бакуновой В.В., с участием прокурора Клявлинского района Самарской области Маркова С.И., представителя МУ Управления по вопросам семьи, опеки, попечительства и демографического развития муниципального района Клявлинский Батаевой М.В., при секретаре судебного заседания Гараеве А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-109/2011 по иску прокурора муниципального района Клявлинский в интересах Балашовой Е.В. к администрации муниципального района Клявлинский Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Клявлинского района Самарской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Балашовой Е.В. к администрации муниципального района Клявлинский Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, обосновывая заявленные требования тем, что Балашова Е.В.**** года рождения относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения на праве личной собственности не имеет, **** года истец Балашова Е.В. получила аттестат об основном общем образовании, которым подтверждается, что она получила <данные изъяты> образование, состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по заявлению от 7.09.2010 года, постановлением администрации муниципального района Клявлинский от 31.01.2011 года № 20утвержден список очередности граждан на улучшение жилищных условий, в который включена Балашова Е.В..

В судебном заседании истец Балашова Е.В. поддержала заявленные в её интересах требования, просила обязать ответчика произвести ей социальную выплату на приобретение жилого помещения, пояснив что она осталось сиротой в несовершеннолетнем возрасте, жилья в собственности у нее нет, проживает на квартире, а прописана в доме дяди.

Прокурор Клявлинского района Самарской области Марков С.И. поддержал требования, просил суд обязать администрацию муниципального района Клявлинский предоставить Балашовой Е.В. социальную выплату на приобретение жилья.

Представитель ответчика- администрации муниципального района Клявлинский Самарской области Ахметшин А.Г., действующий по доверенности, иск не признал, пояснив, что финансирование осуществляется Минэкономразвития, куда представляется список льготников категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, деньги в полном объеме не выделяются, в районе отсутствует муниципальный жилищный фонд социального назначения, истец написала заявление о предоставлении социальной выплаты, которая не выплачивается администрацией из-за недостаточности финансирования, социальная выплата не может быть выплачена сразу всем детям- сиротам, состоящим в списке.

Представитель Правительства и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, привлеченного в дело в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, в суд направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв, в котором просил в иске отказать, указывая на то, что дополнительные гарантии прав детей- сирот относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, органом исполнительной власти Самарской области является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств областного бюджета, организация исполнения областного бюджета относится к полномочиям министерства управления финансами Самарской области, которое является главным финансовым органом, обеспечение детей- сирот осуществляется органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета. Средств, предусмотренных областным бюджетом на указанные цели, не смотря на принимаемые меры по разрешению данной проблемы, недостаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан жилыми помещениями.

Представитель Министерства управления финансами Самарской области, привлеченного в дело в качестве третьего лица, И.Н.В.. действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, в суд направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя и отзыв, в котором просила в иске отказать, указывая на то, что Балашова Е.В.согласно справке от **** имеет в общей собственности 1\3 долю в квартире, расположенной по адресу (адрес) и учитывая, что жилье за Балашовой закреплено она не относится к категории граждан из числа детей –сирот, оставленных без попечения родителей, за которыми не было закреплено жилое помещение.

Участвовавший в деле представитель МУ Управления по вопросам семьи, опеки, попечительства и демографического развития муниципального района Клявлинский, привлеченная в дело в качестве третьего лица,Б.М.В. действующая по доверенности, поддержала заявленные требования, считая их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй названной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании п.3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, переданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 Закона Самарской области от 05.03.2005 года № 77-ГД « О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются следующими полномочиями: обеспечение жилыми помещениями детей- сирот оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращению их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.5 Закона Самарской области от 07.07.2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» названной категории лиц предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

Согласно статьям 5,6,8 Закона № 77 -ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Согласно ст.8 Закона № 159 ФЗ дополнительные гарантии детей сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями детей- сирот, разработанным в соответствии с Законами Самарской области № 152-ГД ««Об отдельных мерах по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и № 87 ГД « Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям- сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.

Право на обеспечение жилым помещением у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа данной категории, появляется с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании установлено, что Балашова Е.В. **** года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, за истцом закреплялась 1\3 жилой площади по адресу: (адрес) согласно договора передачи квартир от ****, однако установлено, что собственником данной квартиры Балашова не является, проживает на частной квартире, а зарегистрирована по адресу (адрес) у родного дяди. В соответствии с уведомлением об отсутствии в ЕГРП сведений от **** Балашова Е.В. не имеет в собственности жилых помещений на территории Самарской области. Согласно выписки из ЕГПР от **** жилое помещение по адресу (адрес) принадлежит на праве собственности Д.В.В., которая квартиру получила в собственность по договору приватизации, родственницей Балашовой. Е.В не является, согласно выписки из ЕГПР от **** Балашова Е.В. обладает правом собственности на нежилое здание - садовый дом и земельный участок по адресу: (адрес). Таким образом установлено, что ранее истец не обеспечивалась жилым помещением за счет бюджетных средств, жилья на праве собственности не имеет, в **** получила аттестат об основном общем образовании, ответчик признал истца нуждающейся в жилье: постановлением главы района за истцом признано право на обеспечение жилым помещением по категории дети- сироты, с **** включена в список на обеспечение жилыми помещениями, состоит на учете, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по месту жительства, органом исполнительной власти по месту жительства истца является администрация муниципального района Клявлинский. Данные обстоятельства признаны и не оспаривались ответчиком в судебном заседании.

На основании проанализированных выше нормативных актов предоставление истцу социальной выплаты является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.ст. 5 и 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению финансирования к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание положения действующего законодательства и учитывая, что ответчик, наделенный полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, не предоставил истцу жилого помещения за счет финансовых средств ( субвенций) или социальной выплаты в соответствии с письменным заявлением о социальной выплате на приобретение жилья, выделяемых из средств областного бюджета на осуществление вышеназванных полномочий, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку, как установлено в судебном заседании, хотя за истцом закреплялось жилое помещение по месту регистрации, однако, исходя из установленных обстоятельств, оно не может считаться надлежащим обеспечением истца жильем в соответствии с санитарными и техническими требованиями и не отвечает требованиям вышеназванного Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» № 87-ГД от 11.07.2006 г.

Доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании, третьего лица о том, что при внеочередном предоставлении истице жилья нарушится социальная справедливость для иных лиц той же категории, ранее подавших заявления, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди социальными выплатами на приобретение жилья детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей, исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и Федерального Закона № 159 от 21.12.96 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение вне очереди жилым помещением лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Иск прокурора Клявлинского района в интересах Балашовой Е.В, к администрации муниципального района Клявлинский Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Клявлинский Самарской области предоставить Балашовой Е.В. **** года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства за счёт средств бюджета Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд Клявлинского района в десятидневный срок с даты изготовления решения в окончательной форме.

Сторонам разъяснено, что мотивированное решение будет изготовлено 27.04.2011 года.

Судья (подпись) В.В. Бакунова