решение по делу № 2-160/2011



Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2011г. с. Камышла

Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сагировой Р.Р., при секретаре Шайдуллиной Г.А., с участием помощника прокурора Камышлинского района Самарской области Рябова И.Ф., представителей ответчиков - администрации муниципального района Камышлинский Самарской области Хисамутдиновой Э.В., муниципального образовательного учреждения Байтуганской средней общеобразовательной школы Камышлинского района Самарской области (МОУ Байтуганская СОШ) Шахова К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-160/2011 по исковому заявлению прокурора Камышлинского района к администрации муниципального района Камышлинский Самарской области, МОУ Байтуганская СОШ об обязании администрации муниципального района Камышлинский Самарской области провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности в МОУ Байтуганская СОШ, обязании МОУ Байтуганская СОШ провести необходимые организационные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности,

у с т а н о в и л:

прокурор Камышлинского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Камышлинский Самарской области, МОУ Байтуганская СОШ об обязании администрации муниципального района Камышлинский Самарской области провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности в МОУ Байтуганская СОШ, обязании МОУ Байтуганская СОШ провести необходимые организационные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Камышлинского района проведена проверка соблюдения в МОУ Байтуганская СОШ законодательства о лицензировании и соблюдения противопожарного законодательства. Согласно ч.3 ст.49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно ч.1 ст.33.1 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании") лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В соответствии с п.105 ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.01 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность по образовательным программам (введен Федеральным законом №293-ФЗ от 08.11.2010). Согласно п.5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 №174 к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении образовательной деятельности являются наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам. Установлено, что МОУ Байтуганская СОШ Камышлинского района осуществляет образовательную деятельность без лицензии со 2 ноября 2007 года по настоящее время. Причиной неполучения лицензии являются несоответствия требованиям санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства в СОШ и в структурном подразделении указанной школы - в детском садике «Василек», который находится в обособленном деревянном здании. На основании ст. 37 Федерального закона от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В нарушении требований противопожарного законодательства в МОУ Байтуганской СОШ: здание детского сада «Василек»:

- помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией (АПС). ППБ 01-03п. ЗНПБ" 110*03 п. 14 табл. 1, табл.3

- отсутствует система оповещения людей о пожаре(СОУЭ).ППБ 01-03 п.З НПБ 104-03 п.4.1табл. 1,2.

- отсутствует план эвакуации людей при пожаре. ППБ 01-03 п. З, п.16, ГОСТ Р 12.2.143-2002;

1-этаж здания школы

- отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны. ППБ 01-03 п.39.

- в кабинете технички при эксплуатации электроосветительной сети электросветильник эксплуатируются без колпака (рассеивателя), предусмотренной конструкцией светильника. ППБ01-03 п. 60, ППБ 101-89, п.2.3.11;

- лестничные клетки не отделены от общих поэтажных коридоров дверьми, оборудованными доводчиками и уплотнениями в притворах. СНиП 21-01-97* п.п. 6.18*, 7.1, ППБ 101-89, п. 2.1.11.п. 2.1.21.

- отделка гардеробной выполнена из горючих материалов (из дерева). ППБ 01-03 п.53, СНиП 21-01-97* п. 6.25*.

- в коридоре при эксплуатации электроосветительной сети электросветильник эксплуатируются без колпака (рассеивателя), предусмотренной конструкцией светильника. ППБ 01-03 п. 60, ППБ101-89, п.2.3.11.

- отделка стен выполнена и окрашена (нитро-или масляными красками). ППБ 01-03 п.53, СНиП21-01-97* п. 6.25*. ППБ 101-89, п. 2.1.21.

- в актовом зале сцена выполнена с применением горючих материалов (из дерева). ППБ 01-03 п.53, СНиП21-01-97* п. 6.25* ППБ 101-89, п. 2.1.21.

- в запасном выходе с актового зала забита вторая створка двери. СНиП 21-01 97*. п. 6.16.ППБ 01-03 п.53

2-этаж здания школы

- лестничные клетки не отделены от общих поэтажных коридоров дверьми, оборудованными доводчиками и уплотнениями в притворах. СНиП 21-01-97* п.п. 6.18*, 7.1, ППБ 101-89, п. 2.1.11,п. 2.1.21.

- отделка стен выполнена и окрашена (нитро-или масляными красками). ППБ 01-03 п.53. СНиП 21-01-97* п.6.25*. ППБ 101-89, п. 2.1.21,

- отделка стен лестничных клеток выполнена из горючих материалов (нитро-или масляными красками). Основание: ППБ 01-03 п.З, п.53; СНиП 21-01-97* п. 6.25*, ППБ 101-89, п. 2.1.21.

- в тамбуре раздевалки при эксплуатации электроосветительной сети электросветильник эксплуатируются без колпака (рассеивателя), предусмотренной конструкцией светильника. ППБ 01-03 п. 60, ППБ 101-89, п.2.3.11.

- люк выхода из лестничной клетки на чердак здания выполнен не противопожарным 2-го типа и с размерами 0,6x0,8 м. Основание: СНиП 21-01-97* п. 8.4*.

Спортзал

- отделка систем отопления выполнена горючим материалом (листы ДСП) и окрашены (нитро- или масляными красками). ППБ 01-03 п.53, СНиП 21-01-97* п. 6.25*, п. 2.1.21.

Подвал

- дверь электрощитовой выполнена не противопожарным способом СНиП 21-01-97* 7.4.

- в подвале размещен склад горючих материалов (парты, стулья, и т.п.). ППБ 01-03 п.40. ППБ01-ОЗп.53.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

-выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

-обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В нарушении вышеуказанного законодательства МОУ Байтугановская СОШ имеются следующие нарушения санитарно-эпидемиологических правил:

- в кабинете химии и физики отсутствует подводка воды (нарушение п. 2.4.4 СанПиН 2.4.2.1178-02); классные доски не оборудованы софитами и не освещаются зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40122(125) (нарушение п. 2.6.2. СанПиН 2.4.2.1178-02).

Согласно Уставу образовательного учреждения учредителем МОУ Байтуганская СОШ является администрация Камышлинского района Самарской области. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N3266-1"Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно Уставу муниципального района Камышлинский формирование, утверждение, исполнение бюджета Камышлинского района и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления Камышлинского района (ст.49). В соответствии ст.58 к компетенции администрация Камышлинского района в сфере бюджетных отношений относится составление проекта бюджета, исполнение. Без привлечения дополнительных средств МОУ Байтуганская СОШ самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия. Руководство МОУ Байтуганская СОШ неоднократно обращалось к учредителям об оказании финансовой помощи для устранения нарушений вышеозначенных законодательств. Учитывая, что выявленные нарушения посягают на права неограниченного круга лиц (обучающихся в данном образовательном учреждении и их родителей (иных законных представителей), воспитателей, лиц, случайно оказавшихся в здании детского сада) на охрану здоровья, гарантированные ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, иск заявлен прокурором Камышлинского района Самарской области. Просил обязать Администрацию Камышлинского района провезти организационные мероприятия по выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности в МОУ Байтуганская СОШ. Обязать МОУ Байтуганская СОШ провести необходимые организационные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности.

В судебном заседании помощник прокурора Камышлинского района Рябов И.Ф. поддержал уточненные исковые требования прокурора и просил обязать администрацию муниципального района Камышлинский Самарской области провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности в МОУ Байтуганская СОШ, обязать МОУ Байтуганская СОШ провести необходимые организационные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности.

В Клявлинский районный суд поступил отзыв ответчика - администрации муниципального района Камышлинский Самарской области от 10.05.2011г. на исковое заявление прокурора, в котором указано, что ответчик с заявленными исковыми требованиями прокурора Камышлинского района об обязании администрации муниципального района Камышлинский Самарской области провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности в МОУ Байтуганская СОШ, обязании МОУ Байтуганская СОШ провести необходимые организационные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности согласен и просит удовлетворить исковые требования прокурора.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации муниципального района Камышлинский Самарской области Хисамутдинова Э.В. признала исковые требования прокурора и просила удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика - МОУ Байтуганская СОШ Шахов К.И. признал исковые требования прокурора и просил удовлетворить исковые требования.

Суд, выслушав помощника прокурора Камышлинского района Рябова И.Ф., поддержавшего уточненные исковые требования прокурора, представителей ответчиков - администрации муниципального района Камышлинский Самарской области Хисамутдинову Э.В., муниципального образовательного учреждения Байтуганской средней общеобразовательной школы Камышлинского района Самарской области Шахова К.И., признавших исковые требования прокурора, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования прокурора Камышлинского района Самарской области обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 173 ч.3 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд считает, что признание иска ответчиками следует принять, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Поэтому исковое заявление прокурора Камышлинского района к администрации муниципального района Камышлинский Самарской области, МОУ Байтуганская СОШ об обязании администрации муниципального района Камышлинский Самарской области провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности в МОУ Байтуганская СОШ, обязании МОУ Байтуганская СОШ провести необходимые организационные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности, следует удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать администрацию муниципального района Камышлинский Самарской области провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности в муниципальном образовательном учреждении Байтуганской средней общеобразовательной школе Камышлинского района Самарской области (МОУ Байтуганская СОШ).

Обязать МОУ Байтуганская СОШ провести необходимые организационные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение 10 дней.

Судья Р.Р. Сагирова