решение по делу № 2-163/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Клявлино 17 мая 2011 года

Судья Клявлинского районного суда Самарской области Самодурова Н.Н., с участием помощника прокурора Клявлинского района Самарской области Семина А.Н., представителя МУ Управления по вопросам семьи, опеки, попечительства и демографического развития муниципального района Клявлинский Петровой Л.Ю., при секретаре судебного заседания Фомине С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-163/2011 по иску прокурора муниципального района Клявлинский в интересах Спиридоновой М.Н. к администрации муниципального района Клявлинский Самарской области, третьи лица: Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, МУ Управления по вопросам семьи, опеки, попечительства и демографического развития муниципального района Клявлинский, о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Клявлинского района Самарской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Спиридоновой М.Н. к администрации муниципального района Клявлинский Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, обосновывая заявленные требования тем, что Спиридонова М.Н., **** года рождения, относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Ее мать С.Г.И. умерла ****, отец С.Н.И. умер ****. Жилого помещения на праве личной собственности, истица не имеет. В 2010 году Спиридонова М.Н. окончила обучение в ГАОУ СПО «Бугульминский строительно-технический колледж». С 16.09.2010 года она состоит на учете в администрации муниципального района Клявлинский, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации муниципального района Клявлинский утверждён список очередности граждан на улучшение жилищных условий, в который включена и Спиридонова М.Н., но до настоящего времени жильё ей не предоставлено, социальная выплата на приобретение жилья не выдано.

Истец Спиридонова М.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила иск прокурора удовлетворить, поскольку он имеет право на внеочередное получение жилья, так как относится к льготной категории детей сирот, собственного жилья не имеет, состоит в очереди на получение жилья или социальной выплаты.

Прокурор, участвующий в деле в интересах истца, поддержал исковые требования, и просил суд обязать администрацию муниципального района Клявлинский предоставить Спиридоновой М.Н. социальную выплату на приобретение жилья.

Представитель ответчика - администрации муниципального района Клявлинский Самарской области Ахметшин А.Г., действующий по доверенности, иск не признал, пояснив, что целевое финансирование социальных выплат на приобретение жилья для детей- сирот, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, осуществляется Минэкономразвития Самарской области, куда администрацией района ежегодно представляется список льготников категории дети-сироты, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Однако деньги в полном объеме министерством не выделяются, в районе отсутствует муниципальный жилищный фонд социального назначения, поэтому предоставление жилого помещения по договору социального найма истцу не возможно. Истец обратилась с заявлением о предоставлении социальной выплаты, которая не выплачивается администрацией из-за недостаточности финансирования, в настоящем году денежные средства на предоставление социальной выплаты еще не поступали.

Представитель третьего лица - Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился. В суд направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, и отзыв, в котором просил в иске отказать, указывая на то, что дополнительные гарантии прав детей-сирот относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, органом исполнительной власти Самарской области является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, финансирование деятельности министерства осуществляется за счёт средств областного бюджета, организация исполнения областного бюджета относится к полномочиям министерства управления финансами Самарской области, которое является главным финансовым органом, обеспечение детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления за счёт средств областного бюджета. Средств, предусмотренных областным бюджетом на указанные цели, не смотря на принимаемые меры по разрешению данной проблемы, недостаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан жилыми помещениями. Обеспечение жильем или выплата социального пособия производиться по мере поступления средств.

Представитель третьего лица - Министерства управления финансами Самарской области в судебное заседание не явился, в суд направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, и отзыв, в котором просил в иске отказать, указывая на то, что удовлетворение исковых требований истца ущемит права на жилые помещения других лиц данной категории, внесенных в списки детей-сирот, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, ранее истца и обладающих равными правами на внеочередное обеспечение жильем.

Участвовавшая в деле в качестве третьего лица представитель МУ Управления по вопросам семьи, опеки, попечительства и демографического развития муниципального района Клявлинский – Петрова Л.Ю., действующая по доверенности, поддержала заявленные требования, считая их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью второй названной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, переданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 2 Закона Самарской области от 05.03.2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются следующими полномочиями: обеспечение жилыми помещениями детей-сирот оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» названной категории лиц предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделёнными отдельными государственными полномочиями.

Согласно статьям 5, 6, 8 Закона № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нём субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счёт предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Согласно ст. 8 Закона № 159 ФЗ дополнительные гарантии детей сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно "Порядку обеспечения жилыми помещениями детей-сирот", разработанным в соответствии с Законами Самарской области № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям- сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.

Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа данной категории, появляется с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании установлено, что Спиридонова М.Н., **** года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете на получение жилья в администрации Клявлинского района, жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства ей не предоставлено.

В соответствии со справкой ГУП СО «ЦТИ» отсутствует информация о правах Спиридоновой М.Н. на недвижимое имущество, и об её участии в приватизации жилого помещения.

В соответствии с уведомлением ЕГРП сведения о владении Спиридоновой М.Н. недвижимым имуществом отсутствуют.

Данные обстоятельства признаны и не оспаривались сторонами в судебном заседании. На основании проанализированных выше нормативных актов, предоставление истцу социальной выплаты является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.ст. 5 и 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению финансирования к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Принимая во внимание положения действующего законодательства, и учитывая, что ответчик, наделенный полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, не предоставил истцу жилого помещения за счет финансовых средств (субвенций) или социальной выплаты в соответствии с письменным заявлением о социальной выплате на приобретение жилья, выделяемых из средств областного бюджета на осуществление вышеназванных полномочий, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку, в соответствии с требованиями Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» № 87-ГД от 11.07.2006 г. Спиридонова М.Н. имеет право на получение социальной выплаты, так как возможности предоставить ей жилое помещение ответчик не имеет.

Доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании, третьего лица о том, что при внеочередном предоставлении истице жилья нарушится социальная справедливость для иных лиц той же категории, ранее подавших заявления, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди социальными выплатами на приобретение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и Федерального Закона № 159 от 21.12.96 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение вне очереди жилым помещением лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с законом Спиридонова М.Н. имеет право на получение социальной выплаты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Иск прокурора Клявлинского района в интересах Спиридоновой М.Н. к администрации муниципального района Клявлинский Самарской области третьи лица: Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, МУ Управления по вопросам семьи, опеки, попечительства и демографического развития муниципального района Клявлинский, о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Клявлинский предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения гражданке Спиридоновой М.Н., **** года рождения, в размере, установленном в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области рыночной стоимостью одного квадратного метра жилья.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд Клявлинского района в десятидневный срок с момента оглашения решения.

Судья Клявлинского райсуда Н.Н. Самодурова