с. Камышла 18 мая 2011г. Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сагировой Р.Р., при секретаре Шайдуллиной Г.А., заместителя прокурора Камышлинского района Самарской области Ямалтдинова М.Н., представителей ответчиков - администрации муниципального района Камышлинский Самарской области Хисамутдиновой Э.В., муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей дома творчества детей и подростков Камышлинского района Самарской области (МОУ ДОД ДТДиП) Гадельшиной Т.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-168/2011 по исковому заявлению прокурора Камышлинского района к администрации муниципального района Камышлинский Самарской области, МОУ ДОД ДТДиП об обязании администрации муниципального района Камышлинский Самарской области провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности в МОУ ДОД ДТДиП, о признании действий МОУ ДОД ДТДиП по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными, обязании МОУ ДОД ДТДиП провести необходимые организационные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Камышлинского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Камышлинский Самарской области, МОУ ДОД ДТДиП об обязании администрации муниципального района Камышлинский Самарской области провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности в МОУ ДОД ДТДиП, о признании действий МОУ ДОД ДТДиП по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными, обязании МОУ ДОД ДТДиП провести необходимые организационные мероприятия по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Камышлинского района проведена проверка соблюдения в МОУ ДОД ДТДиП Камышлинского района Самарской области соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности. Согласно ч.3 ст.49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно ч.1 ст.33.1 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании") лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В соответствии с п.105 ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.01 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность по образовательным программам (введен Федеральным законом №293-ФЗ от 08.11.2010). Согласно п.5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 №174 к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении образовательной деятельности являются наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам. Установлено, что МОУ ДОД ДТДиП Камышлинского района осуществляет образовательную деятельность без лицензии с 28 декабря 2009 года по настоящее время. Причиной неполучения лицензии являются несоответствия требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в данном образовательном учреждении. В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В нарушении вышеуказанного законодательства в МОУ ДОД ДТДиП Камышлинского района имеются следующие нарушения санитарно-эпидемиологических правил: - не организовано проведение истребительных мероприятий против мышевидных грызунов в помещениях МОУ ДОД ДТДиП (п.п. 2.2, 2.3 СП 3.5.3. 1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», нарушение п. 7.3.3 СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом»); - набор помещений не полный, отсутствует специальное помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления и хранения дезинфицирующих растворов, уборочный инвентарь хранится в туалетной комнате, ветошь для мытья пола сушится там же, в туалетной комнате отсутствует (нарушение п. 9.7 СанПиН 2.4.4.1251-03); - не оборудована отдельная система принудительной вытяжной вентиляции (нарушение п. 7.4 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования»); - отсутствуют в помещении МОУ ДОД ДТиП раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами (п. 3.9 СанПиН 2.4.4.1251-03); - отсутствуют в помещениях для занятий изобразительным искусством, техническим творчеством, юных натуралистов, помещениях для образовательной деятельности, в мастерских раковины с подводкой горячей и холодной воды, отсутствует комната для технического персонала (п.4.4 СанПиН 2.4.4.1251-03); - санитарно-техническое состояние помещений неудовлетворительное - в кабинетах при МОУ ДОД ДТиП (кроме кабинета информатики) обнаружены дефекты стыковочных швов между потолочными плитами, имеются следы протечек атмосферных осадков, нарушена целостность кафельного покрытия на стенах в санузлах у мальчиков и девочек (при МОУ Камышлинская СОШ) (нарушение п.1 ст. 28 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ); - отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками, не имеют регуляторы температуры в кабинетах №№ (п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»); - светопроемы кабинетов №№14, 6,29,41,26,24,15,4,7 не оборудованы светорегулируемыми устройствами типа жалюзи или тканевыми шторами светлых тонов (нарушение п. 6.4 СанПиН 2.4.4.1 251-03); - помещения Учреждения не оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения (п.4.1 СанПиН 2.4.4.1251-03); - в кабинете информатики не проведены замеры уровней электромагнитных полей, концентрации вредных веществ в воздухе, мягкого рентгеновского излучения на рабочих местах, освещенности в классе (нарушение п.п. 4,1., 4.2.,7.1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»); - рабочие места с ПЭВМ воспитанников не размещены боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева (нарушение п. 6.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»); - помещение для занятий музыкой размещены в подвальном помещении (кабинет №7 МОУ Камышлинская СОШ) (нарушение п. 3.3 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования. Внешкольные учреждения»); - не представлены санитарно-эпидемиологические заключения на отделочные материалы, краски, лаки, которые были применены для внутренней отделки помещений в 2010 году к началу учебного года (п. 3.11 СанПиН 2.4.4.1251-03); - во всех кабинетах (№№14, 6,29,41,26,24,15,4,7) несвоевременно проводится замена перегревших ламп (нарушение п. 6.12 СанПиН 2.4.4.1251-03); - в учреждении дополнительного образования детей для проведения санитарно-гигиенических мероприятий, профилактической дезинфекции отсутствуют дезинфицирующие средства, отсутствует график проведения генеральной уборки, с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 9.1 СанПиН 2.4.4.1251-03); - отсутствуют дезинфицирующие средства для уборки (дезинфекции) мест общего пользования (туалета, сиденья на унитазе, раковины) (п.9.2 СанПиН 2.4.4.1251-03); - отсутствуют дезинфицирующие средства для дезинфекции использованных квачи и уборочного материала, не выделено помещение для обработки и хранения уборочного инвентаря, в туалете отсутствуют педальное ведро, туалетная бумага, мыло (жидкое с дозатором), сушка для рук или разовые салфетки, полотенца для вытирания рук, выделенное для учащихся (п.9.3 СанПиН 2.4.4.1251-03); - на работу допущены лица, не прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (нарушение п. 11.1 СанПиН 2.4.4.1251-03); - не организованы проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в МОУ ДОД ДТПиП (нарушение п. 9.1 СанПиН 2.4.4.1251-03 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования (внешкольные учреждения»); - в представленных личных медицинских книжках (далее по тексту — ЛМК) персонала учреждения выявлены следующие дефекты: ЛМК А.И.Р. - отсутствуют данные о прививках против кори, против гриппа (нарушение п. 3.11 СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», п. 10.2 СП 3.1.2.1319-03 «Профилактика гриппа»); ЛМК М.С.П. - отсутствуют данные о прививках против гриппа (п. 10.2 СП 3.1.2.1319-03 «Профилактика гриппа»); ЛМК М.Л.А.- отсутствуют данные о прививках против гриппа (п. 10.2 СП 3.1.2.1319-03 «Профилактика гриппа»); ЛМК Г.Т.Я. - отсутствуют данные о прививках против гриппа (п. 10.2 СП 3.1.2.1319-03 «Профилактика гриппа»); ЛМК Д.И.А. - отсутствуют данные о прививках против гриппа (п. 10.2 СП 3.1.2.1319-03 «Профилактика гриппа»); ЛМК Г.С.А. - отсутствуют данные о прививках против гриппа (п. 10.2 СП 3.1.2.1319-03 «Профилактика гриппа»); - не оформлены на режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) санитарно-эпидемиологическое заключение (нарушение п.8.1 СанПиН 2.4.4.1251-03); - не организованы соблюдение гигиенических критериев допустимых условий и видов работ при занятии творчеством детей, а именно: отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на материалы, которые используются на занятиях детьми (нарушение п. 5.7.9 СанПиН 2.4.4.1251-03). Согласно ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно п. 1.3 Устава образовательного учреждения учредителем МОУ дополнительного образования детей - Дом творчества детей и подростков является администрация Камышлинского района Самарской области. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно Уставу муниципального района Камышлинский формирование, утверждение, исполнение бюджета Камышлинского района и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления Камышлинского района (ст.49). В соответствии ст.58 к компетенции администрация Камышлинского района в сфере бюджетных отношений относится составление проекта бюджета, исполнение. Без привлечения дополнительных средств МОУ дополнительного образования детей - Дом творчества детей и подростков Камышлинского района самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения вышеозначенного законодательства. Выявленные нарушения посягают на права неограниченного круга лиц (обучающихся в данном образовательном учреждении и их родителей (иных законных представителей), воспитателей, лиц, случайно оказавшихся в здании детского сада) на охрану здоровья, гарантированные ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека. Просил обязать администрацию Камышлинского района провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности в МОУ дополнительного образования детей - дом творчества детей и подростков Камышлинского района Самарской области. Признать действия МОУ дополнительного образования детей - Дом творчества детей и подростков Камышлинского района Самарской по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными. Обязать МОУ дополнительного образования детей - дом творчества детей и подростков Камышлинского района Самарской области провести необходимые организационные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности. В судебном заседании заместитель прокурора Камышлинского района Самарской области Ямалтдинов М.Н., поддержал уточненные исковые, и просил обязать администрацию Камышлинского района провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности в МОУ ДОД ДТДиП Камышлинского района Самарской области. Признать действия МОУ ДОД ДТДиП Камышлинского района Самарской по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными. Обязать МОУ ДОД ДТДиП Камышлинского района Самарской области провести необходимые организационные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности. В Клявлинский районный суд поступил отзыв ответчика - администрации муниципального района Камышлинский Самарской области на исковое заявление прокурора, в котором указано, что ответчик с заявленными исковыми требованиями прокурора Камышлинского района согласен и просит удовлетворить исковые требования прокурора. В судебном заседании представитель ответчика - администрации муниципального района Камышлинский Самарской области Хисамутдинова Э.В. признала исковые требования прокурора и просила удовлетворить исковые требования. В судебном заседании представитель ответчика - МОУ ДОД ДТДиП Камышлинского района Самарской области Гадельшина Т.Я. признала исковые требования прокурора и просила удовлетворить исковые требования. Суд, выслушав заместителя прокурора Камышлинского района Самарской области Ямалтдинова М.Н., поддержавшего уточненные исковые требования прокурора, представителей ответчиков - администрации муниципального района Камышлинский Самарской области Хисамутдинову Э.В., МОУ ДОД ДТДиП Камышлинского района Самарской области Гадельшину Т.Я., признавших исковые требования прокурора, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования прокурора Камышлинского района Самарской области обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 173 ч.3 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд считает, что признание иска ответчиками следует принять, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Поэтому исковое заявление прокурора Камышлинского района к администрации муниципального района Камышлинский Самарской области, МОУ ДОД ДТДиП об обязании администрации муниципального района Камышлинский Самарской области провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности в МОУ ДОД ДТДиП, о признании действий МОУ ДОД ДТДиП по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными, обязании МОУ ДОД ДТДиП провести необходимые организационные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности, следует удовлетворить. На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Камышлинского района провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности в МОУ дополнительного образования детей - дом творчества детей и подростков Камышлинского района Самарской области. Признать действия МОУ дополнительного образования детей дом творчества детей и подростков Камышлинского района Самарской по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными. Обязать МОУ дополнительного образования детей - дом творчества детей и подростков Камышлинского района Самарской области провести необходимые организационные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании образовательной деятельности. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение 10 дней. Судья (подпись) Р.Р. Сагирова