РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Камышла 30 мая 2011 года Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сагировой Р.Р., с участием заместителя прокурора Камышлинского района Самарской области Ямалтдинова М.Н., Мусаевой Ю.Р., представителя администрации муниципального района Камышлинский Самарской области Самигулиной Л.Н., при секретаре судебного заседания Галимуллиной Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-150/2011 по исковому заявлению прокурора Камышлинского района в интересах Мусаевой Ю.Р. к администрации муниципального района Камышлинский Самарской области, третьи лица: Министерство экономического развития и торговли Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области о предоставлении жилого помещения Мусаевой Ю.Р., УСТАНОВИЛ: прокурор Камышлинского района Самарской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Мусаевой Ю.Р. к администрации муниципального района Камышлинский Самарской области о предоставлении жилого помещения Мусаевой Ю.Р., обосновывая заявленные требования тем, что прокуратурой Камышлинского района в марте-апреле 2011 года проведена проверка соблюдения в Камышлинском районе прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на получение жилья. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или при возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений, Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. При этом в силу абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 5 указанного закона установлено, что дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области №77-ГД от 05.03.2005г. «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения». В соответствии со ст. 4 данного закона должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им государственных полномочий в соответствии с законодательством РФ в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными ресурсами и финансовыми средствами со стороны органов государственной власти Самарской области. Вместе с тем, согласно ч.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. В ходе проверки установлено, что Мусаева Ю.Р., **** года рождения, зарегистрированная в (адрес) относится к категории детей-сирот Камышлинского района. Согласно списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа администрации Камышлинского района с 2010 года состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилья. В нарушение вышеназванного законодательства по состоянию на 11.04.2011г. жилье ей не предоставлено. Основной причиной нарушения жилищных прав Мусаевой Ю.Р. является отсутствие финансирования со стороны органов власти Самарской области. Законом Самарской области от 01.12.2010 №130-ГД « Об областном бюджете на 2011 г и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году предусмотрены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Камышлинскому району. Просил обязать администрацию муниципального района Камышлинский предоставить жилое помещение Мусаевой Ю.Р., **** года рождения. В судебном заседании истец Мусаева Ю.Р. и заместитель прокурора Камышлинского района Самарской области Ямалтдинов М.Н., участвующий в деле в интересах истца, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнили исковые требования, и просили суд обязать администрацию муниципального района Камышлинский предоставить Мусаевой Ю.Р. социальную выплату на приобретение жилья, поскольку предоставить ей жилое помещение невозможно, из-за отсутствия такового. Представитель ответчика - администрации муниципального района Камышлинский Самарской области Самигулина Л.Н., действующая по доверенности, исковые требования признала и пояснила, что целевое финансирование социальных выплат на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, осуществляется Минэкономразвития Самарской области, куда администрацией района ежегодно представляется список льготников категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Однако деньги в полном объеме министерством не выделяются, в районе отсутствует муниципальный жилищный фонд социального назначения, поэтому предоставление жилого помещения по договору социального найма истцу не возможно. Истец обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения, которое не предоставляется администрацией из-за недостаточности финансирования. Представитель третьего лица - Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области – Гордийчук Д.В., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась. В суд направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, и отзыв, в котором просила в иске отказать, указывая на то, что дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, финансирование деятельности Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области осуществляется за счёт средств областного бюджета, организация исполнения областного бюджета относится к полномочиям министерства управления финансами Самарской области, которое является главным распорядителем средств областного бюджета, обеспечение детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления за счёт средств областного бюджета. Средств, предусмотренных областным бюджетом на указанные цели, несмотря на принимаемые меры по разрешению данной проблемы, недостаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан жилыми помещениями. Обеспечение жильем или выплата социального пособия производится по мере поступления средств. Представитель третьего лица - Министерства управления финансами Самарской области – Инкина Н.В., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, в суд направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, и отзыв, в котором просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью второй названной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, переданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 2 Закона Самарской области от 05.03.2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются следующими полномочиями: обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» названной категории лиц предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделёнными отдельными государственными полномочиями. Согласно статьям 5, 6, 8 Закона № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нём субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счёт предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период. Согласно ст. 8 Закона № 159 ФЗ дополнительные гарантии детей-сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно "Порядку обеспечения жилыми помещениями детей-сирот", разработанным в соответствии с Законами Самарской области № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям- сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, появляется с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В судебном заседании установлено, что Мусаева Ю.Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете на получение жилья в администрации Камышлинского района, жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства ей не предоставлено. В соответствии с информацией ГУП СО «ЦТИ» отсутствует информация о правах Мусаевой Ю.Р. на недвижимое имущество и о ее участии в приватизации жилого помещения. В соответствии с уведомлением ЕГРП запрашиваемые сведения отсутствуют на Мусаеву Ю.Р. Данные обстоятельства признаны и не оспаривались сторонами в судебном заседании. На основании проанализированных выше нормативных актов, предоставление истцу социальной выплаты является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.ст. 5 и 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению финансирования к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание положения действующего законодательства, и учитывая, что ответчик, наделенный полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, не предоставил истцу жилое помещение за счет финансовых средств (субвенций) или социальной выплаты в соответствии с письменным заявлением о предоставлении жилья, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку, в соответствии с требованиями Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» № 87-ГД от 11.07.2006 г. Мусаева Ю.Р. имеет право на получение социальной выплаты, так как возможности предоставить ей жилое помещение ответчик не имеет. Доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди социальными выплатами на приобретение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и Федерального Закона № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение вне очереди жилым помещением лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области. Исходя из вышеизложенного, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с законом Мусаева Ю.Р., имеет право на получение социальной выплаты. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Камышлинского района в интересах Мусаевой Ю.Р. к администрации муниципального района Камышлинский Самарской области, о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района Камышлинский предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения гражданке Мусаевой Ю.Р., в размере, установленном в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития, инвестиций и торговли (адрес) рыночной стоимостью одного квадратного метра. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд Самарской области в течении 10 дней. Судья (подпись) Сагирова Р.Р.