решение по делу № 2-111/2011



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

с. Камышла 20 мая 2011г.

Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сагировой P.P., при секретаре Шайдуллиной Г.А., с участием прокурора Камышлинского района Самарской области Афанасьева В.П., представителей ответчиков ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, Садриева З.Г., министерства образования и науки Самарской области Мокровой С.В., министерства имущественных отношений Самарской области Нестеровой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-111/2011г. по исковому заявлению прокурора Камышлинского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школе-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, министерству имущественных отношений Самарской области, министерству образования и науки Самарской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Камышлинского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школе-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, министерству имущественных отношений Самарской области, министерству образования и науки Самарской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Камышлинского района с привлечением контролирующих органов – ОНТЛиС УНД ГУ МЧС России по Самарской области в лице руководителя В.В.П. и ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Сергиевском районе проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении - Государственное образовательное учреждение для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья с. Камышла. Государственное образовательное учреждение для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья с. Камышла (далее школа или учреждение) имеет юридический адрес: (адрес), является юридическим лицом, зарегистрирован в Межрайонной ИФНС № 13 по Самарской области за . Директором указанного Учреждения является С.З.Г. В ходе проверки установлено, что в специальной (коррекционной) школе-интернате с. Камышла имеются следующие нарушения правил пожарной безопасности, которые длительное время не устраняются. В соответствии со статьёй 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 утверждены правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03); приказом Гособразования СССР №541 от 04.07.89 утверждены Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89); приказом Минэнерго России от 8 июля 2002 г. N 204 утверждены Правила устройства электроустановок (ПУЭ 2002); приказом МЧС России № 178 от 25.03.09 утвержден Свод Правил системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (СНиП 21-01-97); приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03); приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 утверждены нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03) и другие. Данные Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В ходе обследования вышеуказанной школы выявлены нарушения требований пожарной безопасности, закрепленные вышеназванных Правилах, носящие режимный характер и допущенные руководством школы, не принявшим меры к их устранению, а именно:

1.администрация детского учреждения не обеспечила обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями ПУЭ, со своевременным устранением выявленных недостатков согласно требований ППБ 101-89, п. 2.3.2, а именно:

- в здании соединения жил.проводов выполнены при помощи «скруток», без применения опрессовки, сварки, пайки или сжимов и без соединительных (осветительных) коробок. В местах соединения, ответвления и присоединения жил.проводов или кабелей не предусмотрен запас провода (кабеля), обеспечивающий возможность повторного соединения ответвления или присоединения. Основание: ППБ 01-03 п. 3, 57, 60; ППБ 101-89, п. 2.3.3, ПУЭ п.п. 2.1.21, 2.1.22, 2.1.23, 2.1.25, 2.1.26, 2.1.36, 7.1.38;

- выбор вида и способа прокладки электропроводки в бытовой комнате 2 –го этажа выполнен с нарушениями требований пожарной безопасности (проводка выполнена открытым способом одножильным алюминиевым проводом в одной изоляции на «скрутке»). Основание: ППБ 01-03 п. 57, 60; ППБ 101-89, п. 2.3.3, ПУЭ-2002 п.п. 2.1.21, 2.1.26, 2.1.36, 7.1.37, табл. 2.1.3;

- в подвале руководством объекта допущено устройство и эксплуатация временных электросетей. Основание: ППБ 101-89, п. 2.3.4;

- в помещении актового зала при эксплуатации электроосветительной сети электросветильники эксплуатируются без колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников. Основание: ППБ 01-03 п. 60, ППБ 101-89, п.2.3.11;

- в архиве установлена штепсельная розетка. Основание: ППБ 01-03 п.508.

2. в подвале размещён склад горючих материалов (парты и т.п.). Основание: ППБ 01-03 п.40.

3.отделка тамбура первого этажа и помещение охраны выполнена из горючих материалов (панели из МДФ). Основание: ППБ 01-03 п.53, СНиП 21-01-97* п. 6.25*.

4. в коридоре 1-го этажа у санитарного изолятора установлены диваны. Основание: ППБ 101-89 п. 2.1.10.

5. администрация объекта защиты не обеспечила работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики, а также контроль при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту за специализированной организацией проводящей ТО систем противопожарной защиты, в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности в нарушение требований п. 2.5.1. 2.5.2., а именно:

- система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (существующая СОУЭ не включается от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации). Основание: НПБ 104-03 п. 3.3, табл.2 п.7. ППБ 101-89, п.2.5.3;

-провода и кабели соединительных линий СОУЭ не проложены в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов или иных материалов, при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания. Основание: НПБ 104-03 п. 3.9;

- нет извещателей в тамбуре санитарного изолятора. Основание: НПБ 110-03 п.4, НПБ 88-2001, п. 12.16;

- система АПС находится в неработоспособном состоянии. Основание: ППБ 101-89, п.2.5.3

6. кресла, или звенья из них, в актовом зале не прикреплены к полу. Основание: СНиП 2.08.02-89* п. 1.66, ППБ 101-89, п. 5.11.

7. отделка коридора около актового зала и стен актового зала выполнена из горючих материалов (бумажные обои). Основание: ППБ 01-03 п.53, СНиП 21-01-97* п. 6.25*, ППБ 101-89, п. 2.1.21, п. 5.14

8. отсутствует распорядительный документ, устанавливающий посменное питание школьников в столовой (количество школьников д.б. менее 50 человек), или не выполнен второй эвакуационный выход из помещения столовой. Основание: СНиП 21-01-97*. п. 6.12*.

9. не все дверки пожарных шкафов, имеют прозрачные вставки, позволяющие проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий. Основание: ППБ 01-03 п. 3; НПБ 151-2000 п. 4.6.

10. в пожарных шкафах не предусмотрена возможность размещения двух ручных огнетушителей. Основание: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 2.04.01-85* п. 6.14.

11. дверь эвакуационного выхода из кухни открывается не по направлению выхода из здания. Основание: СНиП 21-01-97* п. 6.17.

12. пожарные краны размещены в шкафах, не имеющих подтверждения соответствия требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. СНиП 2.04.01-85* п.6.13; Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 145 п.4

13. полы на путях эвакуации (актовый зал и коридор из актового зала, коридор из изолятора, коридор из столовой) отделаны горючими материалами (деревянные полы). Основание: ППБ 01-03 п.53, ППБ 101-89, п. 2.1.21.

14. отделка стен лестничных клеток выполнена из горючих материалов (деревянные картины). Основание: ППБ 01-03 п.3, п.53, СНиП 21-01-97* п. 6.25*, ППБ 101-89, п. 2.1.21.

15. не представлены документы, подтверждающие глубокую пропитку антипиренами древесины, применяемой для настила сцены. Основание: СНиП 2.08.02-89* п. 1.57, ППБ 101-89, п. 5.17.

16. не на все корпуса огнетушителей, установленных, на объекте белой краской нанесены порядковые номера. Основание: ППБ 01-03 п. 3, п. 108, прил. 3 п. 16; НПБ 166-97 п. 5.34

17. не проводится чистка систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха от горючих отложений организацией имеющей лицензию на данный вид деятельности в области пожарной безопасности Основание: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ст. 17 п.1 пп. 39

18. на забитых вторых створках дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничных клеток, отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах. Основание: СНиП 21-01-97* п.п. 6.18*, 7.1, ППБ 101-89, п. 2.1.11, п. 2.1.21

19. планы эвакуации не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002. Основание: ППБ 01-03 п. 3, 16, ГОСТ Р 12.2.143-2002, разд. 6.7

20. отделка общего коридора:

- из санитарного изолятора выполнена из горючих материалов (перегородка выполнена из дерева);

- из актового зала выполнена с применением горючих материалов (арка выполнена из дерева).

Основание: ППБ 01-03 п.53, СНиП 21-01-97* п. 6.25* ППБ 101-89, п. 2.1.21.

21. двери кладовых выполнены не противопожарными. Основание: СНиП 21-01-97* 7.4.

Также выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности капитального характера:

1. в лестничных клетках размещены отопительные батареи, выступающие из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности площадок лестниц. Основание: СНиП 21-01-97* п. 6.32*.

2. в подвальном этаже отсутствуют не менее двух люков или окон шириной 0,9 м и высотой 1,2 м. Основание: СНиП 2.08.02-89*, п. 1.12.

3. части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, с обеспечением самостоятельными эвакуационными выходами, в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97* п. 7.4 и 6.11, а именно:

- спальные помещения не размещены в блоках или частях здания, отделенных от других помещений противопожарными стенами или перегородками. Основание: СНиП 2.08.02-89* п.1.26;

- части здания различной функциональной пожарной опасности (спальные помещения и помещения школы), не обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами. Основание: СНиП 21-01-97* п. 6.11*.

4. ширина эвакуационных выходов:

- из мастерской (кабинет № 27) менее 0,8 м. (фактически 0, 77 м и 0, 65 м);

- со 2-го и 3-го этажа менее 1,2 м;

- из актового зала менее 1,2 м. (фактически 0,73 м.)

Основание: СНиП 21-01-97*. п. 6.16.

5. лестничные клетки, служащие для эвакуации людей с надземных этажей, имеют сообщение с подвальным этажом. Основание: СНиП 21-01-97* п. 6.9*, 7.23*.

6. ширина лестничных площадок, между 1, 2 и 3 этажами, выполнена менее ширины марша лестницы (фактически 0,83-0, 90). Основание: СНиП 21-01-97*, п. 6.31*, СНиП 2.08.02-89*, п. 1.96*.

7. ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей с 3-го этажа (спальни) в лестничных клетках составляет менее 1. 35 метра (фактически 1,1 м и 1.2 м). Основание: СНиП 21-01-97* п. 6.29

8. люк выхода из лестничной клетки на чердак здания выполнен не противопожарным 2-го типа и с размерами 0,55х0,6 м. Основание: СНиП 21-01-97* п. 8.4*.

Согласно ст.1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу ст. ст. 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. В соответствии с п. 1 статьи 2 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании" государственная политика в области образования основывается, в том числе на принципе приоритета жизни и здоровья человека. Таким образом, обязанность по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности возлагается на администрацию школы-интерната.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений определено в статьях 28, 29, 32, 35, 36 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, нормируется Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – СП 2.4.990-00), Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее по тексту – СанПиН 2.4.5.2409-08), Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (далее по тексту - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее по тексту – СанПиН 2.1.4.1074-01), Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту СП 1.1.1058-01), Санитарными правилами СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Изменения и дополнения № 1 к СП 1.1.1058-01» (далее по тексту – СП 1.1.2193-07), Санитарными правилами СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней». Проведенной проверкой в специальной (коррекционной) школе-интернате выявлены нарушения вышеозначенного законодательства. В нарушение Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – СП 2.4.990-00):

- медицинским персоналом не контролируется выполнение санитарно-гигиенических норм и требований по содержанию школы-интерната, а именно: соблюдение норм площади в спальных помещениях, осуществление правильной маркировки парт, соответствие одежды сезонным условиям, соблюдение правил индивидуального пользования воспитанниками полотенцем, мылом, зубной щеткой (п. 2.14.14.1 СП 2.4.990-00).

Согласно п. 2.11.12. указанных Санитарных правил не принимаются к употреблению: мясо всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства; сельскохозяйственная птица и яйца без ветеринарного свидетельства, а также из неблагополучных по сальмонеллезу хозяйств; утиные и гусиные яйца; консервы с нарушением герметичности; крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями; овощи и плоды с признаками гниения; грибы; особо скоропортящиеся продукты с истекшими сроками реализации или на грани его истечения; продукция растениеводства без удостоверения о качестве. В нарушении вышеуказанной нормы Санитарных правил при проверке столовой, пищеблока и складского помещения для продуктов обнаружены сметана 20% и масса творожная 15% с истекшими сроками реализации. Причем срок реализации сметаны истек 30.01.2011г., а согласно накладной данная сметана поступает на склад образовательного учреждения 07.02.2011г.;

- не предусмотрен комплекс помещений, необходимых для проживания группы детей в соответствии с табл. 2.1 настоящих санитарных правил: а именно: не соблюдается норма площади спальных, раздевальных и гардеробных предусмотренных настоящими правилами в интернатских учреждениях на одного воспитанника, а именно: в спальнях площадью в 16,5 кв.м. размещены три спальных места, при норме 6 кв. м. на одного воспитанника; допущены нарушения при комплектовании спален мебелью; комнаты личной гигиены воспитанников не оборудованы подводкой горячей воды, санитарные узлы не оборудованы душевыми поддонами с душевой сеткой на гибком шланге, отсутствует полотенцесушитель, ногомойка; комнаты личной гигиены девочек не оборудованы биде или поддоном с гибким шлангом, для 13 девочек предусмотрена одна комната личной гигиены (п.. 2.2.2.6 СП 2.4.990-00);

- стены в учебных кабинетах и спальные комнаты школы-интерната оклеены бумажными обоями, в комнате №34 следы грибкового поражения стены (потолок протекает) (п. 2.3.1.2 СП 2.4.990-00);

- нарушена целостность полов, полы в спальных помещениях (комната №17) (п. 2.3.1.4 СП 2.4.990-00);

- стационарное оборудование для детей плотно не закреплено (п. 2.4.6 СП 2.4.990-00);

- в спальных комнатах для детей школьного возраста не обеспечены твердым инвентарем в соответствии с требованиями, предъявляемыми к мебели, а именно: количество тумбочек не соответствует количеству проживающих, не соблюдаются правила расстановки кроватей (п. 2.4.9 СП 2.4.990-00);

- нагревательные приборы во всех помещениях не имеют регуляторы температуры (п. 2.6.7. СП 2.4.990-00);

- отопительные приборы в спальных, классных и игровых комнатах не ограждены съемными деревянными решетками (п. 2.6.8 СП 2.4.990-00);

- не представлены подтверждающие документы на ежегодный профилактический осмотр, ремонт систем вентиляции (п. 2.6.10 СП 2.4.990-00);

- не обеспечены подводкой горячей воды комнаты для чистки и глажения одежды, умывальные, санитарные узлы при спальных комнатах, ногомойки, кабины личной гигиены девочек, изолятор, умывальники и водоразборочные краны для хозяйственных нужд (п. 2.7.10 СП 2.4.990-00);

В нарушение Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологическим требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее по тексту – СанПиН 2.4.5.2409-08):

- набор помещений пищеблока не позволяет осуществлять приготовление безопасной, сохраняющей пищевую ценность, кулинарной продукции, и ее реализацию, а именно: существующая планировка помещений пищеблока переоборудована по усмотрению администрации школы-интерната: в душевом помещении для персонала оборудовано складское помещение, в горячем цехе оборудована комната для персонала (п. 2.3 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- выделено одно помещение для овощного цеха, где происходит первичная и вторичная обработка овощей, количество посадочных мест в обеденном зале — 40, что не предусматривает осуществление питания воспитанников не более чем в две смены (п. 2.9 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- во все производственные цеха пищеблока не подведена холодная и горячая вода через смесители к моечным ваннам (п. 3.3 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- оборудование в производственных, складских и административно-бытовых помещениях не соответствует приложению №1 настоящих санитарных правил, на пищеблоке используется пластмассовая посуда с маркировкой «Не для пищевых продуктов» (п.4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- не проводится ежегодный (перед началом нового учебного года) технический контроль соответствия оборудования пищеблока паспортным данным (п. 4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- разделочный инвентарь (ножи), предназначенный для разделывания сырых и готовых продуктов хранится совместно (п. 4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- для порционирования блюд используется не промаркированный инвентарь (п. 4.11 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- складские помещения не оборудованы приборами для измерения относительной влажности воздуха (п. 4.14 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- моечные ванны не обеспечены пробками из полимерных или резиновых материалов, используются деревянные пробки п. 5.7 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- не выделен отдельный стол, разделочный и производственный инвентарь для обработки сырой птицы (п. 8.9 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- отсутствуют во всех производственных цехах умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителями, оборудованные устройством для размещения мыла и индивидуальных или одноразовых полотенец (п. 13.2 СанПиН 2.4.5.2409-08).

В нарушение Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»:

- кабинеты начальных классов, учебных кабинетов, мастерских, комнаты для персонала не оборудованы умывальниками (п. 2.3.24 СанПиН 2.4.2.1178-02);

- не соблюдается цветовая маркировка соответствующая росту обучающихся ( п. 2.4.2. СанПиН 2.4.2.1178-02);

- в учебных помещениях не соблюдаются размеры при расстановке парт (столов) в учебных помещениях (п. 2.4.3 СанПиН 2.4.2.1178-02);

- стены учебных помещений оклеены бумажными обоями, что не допускает уборку влажным способом (п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02);

- отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками и не имеют регуляторов температуры (п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02);

- классные доски не оборудованы софитами (п. 2.6.2 СанПиН 2.4.2.1178-02);

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Таким образом, обязанность по соблюдению требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения возложена на юридическое лицо и на администрацию данной школы интерната. В целях устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства Государственному образовательному учреждению для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школе-интернату для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (далее Учреждение или школа-интернат) необходимо значительное количество финансовых средств. Такими финансовыми средствами Учреждение не располагает. Согласно п. 1.5 Устава школы-интерната учредителями являются Министерство образования и науки Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области. Из п. 6.3 Устава следует, что Министерство имущественных отношений Самарской области закрепляет за учреждением на праве оперативного управления имущество. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п.6.1 Устава финансовое обеспечение Учреждения осуществляется Министерством образования и науки Самарской области. Просил обязать администрацию Государственного образовательного учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья с. Камышла, министерство образования и науки Самарской области и министерство имущественных отношений Самарской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, в том числе капитального характера и нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Для устранения нарушений требований пожарной безопасности капитального характера ответчикам предоставить разумный срок.

В судебном заседании прокурор Камышлинского района Афанасьев В.П., поддержал уточненные исковые требования, отказался от исковых требований в части обязания министерства образования и науки Самарской области и министерства имущественных отношений Самарской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в части устранения министерством образования и науки Самарской области, министерством имущественных отношений Самарской области, ГОУ для детей-сирот нарушений требований пожарной безопасности капитального характера, а также в части устраненных ГОУ для детей-сирот нарушений законодательства о пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Просил обязать государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальную (коррекционную) школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья устранить до 01.09.2011г. не устраненные нарушения законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании представитель ответчика - ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Садриев З.Г. пояснил, что некоторые нарушения устранены, признал исковые требования прокурора об обязании ГОУ для детей-сирот и детей устранить до 01.09.2011г. не устраненные нарушения законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании представитель ответчика - министерства образования и науки Самарской области Мокрова С.В. исковые требования не признала и пояснила, что министерство образования и науки Самарской области является ненадлежащим ответчиком и необоснованно привлечено к участию в деле в качестве ответчика прокурором Камышлинского района Самарской области. Ответчиком может быть лицо, к полномочиям которого относится обеспечение вышеуказанных требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в школе-интернате. На министерство образования и науки Самарской области (далее - министерство) нормативными правовыми актами и «Положением о министерстве образования и науки Самарской области», утв. Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008 № 238 (далее - Положение), не возложена обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в подведомственных государственных образовательных учреждениях, в том числе, в вышеуказанной школе-интернате. Согласно п. 2.2. Положения на министерство возложены обязанности по «финансированию в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств». Согласно ст. 32 ФЗ РФ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально-техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственным и местными нормами и требованиями. В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание данных условий несут должностные лица образовательных учреждений, согласно законодательству и Уставу образовательного учреждения. Согласно п. 3 ч.3 ст. 32 ФЗ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса. В п. 1.1. «Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-892» (далее - Правила) указано о том, что ответственность за обеспечение пожарной безопасности учреждений несут их руководители - директора, заведующие, обязанные обеспечить соблюдение Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков, обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами Госпожнадзора. Согласно ст. 38 Федерального Закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и руководители организаций. Согласно ст.11 ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ответственность за выполнение требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц несут индивидуальные предприниматели и юридические лица в связи с осуществляемой ими деятельностью. Мероприятия по устранению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности будут осуществляться школой-интернатом в рамках организационно-хозяйственной деятельности, а не министерством. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе по обеспечению требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. Собственником имущества указанного образовательного учреждения - школы-интерната, согласно Уставу, является Самарская область. Полномочиями по реализации политики Самарской области в сфере управления и распоряжения собственностью Самарской области наделено министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество Самарской области). Передача Минимуществом Самарской области школе-интернату в оперативное управление здания, в котором обнаружены нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, не освобождает Минимущество Самарской области, как собственника, от обязанности по содержанию данного здания, в том числе по обеспечению в них требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно Закону № 15-ГД от 03.04.2002г. «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области» и Положению о министерстве имущественных отношений Самарской области, утв. Постановлением Правительства Самарской области РФ № 79 от 20.06.2007г., Минимущество Самарской области: осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества Самарской области, закрепленного за государственными унитарными (казенными) предприятиями Самарской области, учреждениями Самарской области, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и в случае нарушения установленных правил владения, пользования и распоряжения этим имуществом принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством; финансирует в пределах средств, выделяемых из областного бюджета, реализацию областных целевых программ и выполнение других работ, связанных с управлением в сфере имущественных и земельных отношений. Органами Госпожнадзора и санэпиднадзора при выявлении нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства составляются акты проверки и предписания в отношении руководителей образовательных учреждений, они же и привлекаются к административной ответственности за выявленные нарушения. На директора школы-интерната в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в школе-интернате и именно он, вместе с министерством имущественных отношений Самарской области должен проводить организационно-хозяйственные мероприятия по устранению данных нарушений. Министерство образования и науки Самарской области осуществляет возложенные на него обязанности по финансированию школы-интерната. Обязанности по финансированию школы-интерната министерство выполняет в полном объеме, осуществляя финансирование школы - интерната в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета, в размере сумм, указанных в смете расходов школы-интерната. Финансирование школы-интерната осуществляется согласно утвержденных Правительством Самарской области нормативов, в зависимости от количества воспитанников (обучающихся). Министерство согласно нормативам финансирования выделило школе-интернату по бюджетной смете расходов по ст. 225 (работы и услуги по содержанию имущества): на 2010 год-104 тыс. руб., на 2011 год -157 тыс. руб. Именно за счет данных статей расходов школа-интернат будет, в том числе устранять нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. Кроме того, дополнительно министерством на проведение капитального ремонта и мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства школе-интернату выделено: в 2010 году - 300 000рублей (распоряжение от 29.03.2010№ 22-р); в 2011 году -1040 000рублей (распоряжение от 31.12.2010 № 992-р). Министерство не может произвольно увеличить объем финансирования школы-интерната. Собственных денежных средств министерство, как государственный орган, не имеет, поскольку полностью финансируется за счет средств областного бюджета, в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству на текущий финансовый год. Прокурором не доказан факт наличия нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обязательств, обосновывающих требование и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В качестве документов, подтверждающих наличие фактов нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства прокурор предоставил письмо от имени начальника ОНТЛиС УДН ГУ МЧС России по Самарской области В.П.В. без даты, без номера и без подписи и письмо от 11.02.2011г. №20-05/00106 начальника Роспотребнадзора в Сергиевском районе Р.Г.С.. Данные документы не соответствуют требованиям ст. 60 ГПК РФ, устанавливающим понятие допустимости доказательств. В данной статье указано о том, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Наличие фактов нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в школе-интернат должно быть подтверждено в ходе проверки, осуществленной полномочным органом, в соответствии с порядком проведения проверки, установленным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. В статьях 9, 10, 16, 17 вышеуказанного закона указаны виды проведения проверок (плановая и внеплановая), порядок проведения проверок, порядок оформления результатов проверок. Согласно указанным требованиям о проведении проверки юридическому лицу вручается распоряжение, по результатам проверки составляется акт проверки установленной формы, на основании акта с выявленными нарушениями выносится предписание об устранении нарушений с указанием сроков их устранения. Прокурором не предоставлено документов, подтверждающих, что органы Госпожнадзора и Роспотребнадзора провели в установленном порядке проверку школы-интерната, не предоставлены акты проверок и предписания Госпожнадзора и Роспотребнадзора по результатам проверки. Только акты проверок Госпожнадзора и Роспотребнадзора могут подтвердить факт наличия нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в школе-интернате. Письма от имени В.В.П. и С.Р.Г. не могут заменить акты проверок, которые должны составляться согласно Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Данные письма не имеет юридической силы, поскольку получены с нарушением закона и не могут быть положены в основу решения суда (ч. 2 ст. 55 ГПК РФ). Данные письма подлежат исключению из числа доказательств по делу. Непосредственно прокурором никаких актов проверок школы-интерната в части соблюдения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства также не составлялись. Кроме того, прокурор не обладает специальными познаниями для того, чтобы выявлять нарушение требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства и составлять самостоятельно акты о выявленных нарушениях. Органами уполномоченными проверять школу-интернат в части соблюдения требований пожарной безопасности является Госпожнадзор, санитарно-эпидемиологического законодательства - Роспотребнадзор. Министерство не согласно с возражениями министерства имущественных отношений Самарской области по заявленным прокурором требованиям. В возражениях министерство имущественных отношений Самарской области (далее-минимущество) указывает на то, что министерство осуществляет финансирование подведомственных ему образовательных учреждений как главный распорядитель средств областного бюджета. Однако необходимо иметь ввиду, что в рамках данного дела не обжалуются действия министерства, не заявлены требования об обязании министерства профинансировать мероприятия по устранению требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем, данные доводы Минимущества не имеют отношения к заявленным прокурором требованиям. Новая редакция пункт 2 статьи 120 ГК РФ, в отношении отмены субсидиарной ответственности собственника имущества по обязательствам бюджетного учреждения, касается требований денежного характера, а в данном иск заявлен об обязании совершить определенные действия и данное требование не носит денежный характер, в связи с чем, данную норму закона считают неподлежащей применению. Кроме того, считают, что правоотношения по обязательствам учреждения, указанным в исковом заявлении прокурора, возникли до 01.01.2011 года, в связи с чем, положения абзаца 6 п. 2 ст. 120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения, в данном случае не применяются (ст. 33 Федерального закона РФ от 08.05.2010г. № 83-ФЗ). Кроме того, необходимо иметь в виду, что требования ст. 210 ГК РФ, в отношении возложения на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, действуют, и обязанность у Минимущества по содержанию имущества школы - интерната не отменена. Тем более, что собственником имущества интерната также осталась Самарская область в лице уполномоченного органа - Минимущества, а школа - интернат наделена данным имуществом на праве оперативного управления. Минимущество также должно принимать меры по содержанию имущества школы-интерната, в том числе принимать меры по поиску дополнительных финансовых средств, путем разработки областных целевых программ по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. Просила в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

В судебном заседании представитель ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области Нестерова С.В. исковые требования не признала и пояснила, что в обоснование заявленных требований прокурор Камышлинского района ссылается на устав Учреждения. В связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений с 1 марта 2011 года введены в действие изменения в отдельные законодательные акты, внесенные Федеральным законом от 08.05.2010г. № 83-ФЗ. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010г.) «О некоммерческих организациях» учредительные документы некоммерческой организации могут содержать не противоречащие законодательству положения. Согласно уставу учредителями Учреждения являются министерство образования и науки Самарской области и министерство имущественных отношений Самарской области. В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010г. № 83-ФЗ Правительством Самарской области 14.12.2010г. было утверждено Постановление Правительства Самарской области № 642 «Об утверждении Порядков осуществления органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Самарской области, государственного казенного учреждения Самарской области и о внесении изменений в Порядок осуществления органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного автономного учреждения Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 28.05.2008г. № 173» (далее - Порядок). Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что отраслевой орган исполнительной власти Самарской области в отношении бюджетного учреждения осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Более того, в соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Положения о министерстве образования и науки Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008г. № 238, к предметам ведения министерства образования и науки Самарской области относятся, в том числе, финансирование в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств, формирование в установленном действующим законодательством порядке бюджетных заявок на финансирование находящихся в ведении министерства расходов из областного и федерального бюджетов, определение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных министерству бюджетных учреждений. Согласно пункту 2.2 раздела 2 указанного положения в рамках закрепленных предметов ведения министерство образования и науки Самарской области наделяется полномочием по установлению дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям, находящимся в ведении министерства, в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений для образовательных учреждений, находящихся в ведении Самарской области. Необходимо отметить, что Федеральным законом от 08.05.2010г. № 83-ФЗ были также внесены изменения в пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая), согласно которым бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Таким образом, требования прокурора Камышлинского района Самарской области в части обязания министерства устранить нарушения законодательства пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в здании Учреждения являются незаконными, необоснованными. Просила отказать в удовлетворении требований прокурора к министерству.

В судебном заседании свидетель В.В.П. показал, что прокуратурой Камышлинского района с привлечением контролирующего органа – ОНТЛиС УНД ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства в образовательном учреждении – ГОУ для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, в ходе проверки установлено, что в специальной (коррекционной) школе-интернате имеются нарушения правил пожарной безопасности.

Суд, выслушав прокурора Камышлинского района Афанасьева В.П., представителей ответчиков - ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Садриева З.Г., министерства образования и науки Самарской области
Мокровой С.В.,
министерства имущественных отношений Самарской области Нестеровой С.В., свидетеля В.В.П., исследовав материалы дела, считает, что исковое требование прокурора Камышлинского района Самарской области обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 173 ч.3 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд считает, что признание иска ответчика ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья следует принять, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Поэтому исковое заявление прокурора Камышлинского района к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школе-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства, следует удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальную (коррекционную) школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, устранить до 01.09.2011г нарушения законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства:

  • в пожарных шкафах предусмотреть возможность размещения двух ручных огнетушителей;
  • пожарные краны разместить в шкафах, имеющих подтверждения соответствия требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
  • полы на путях эвакуации (актовый зал и коридор из актового зала, коридор из изолятора, коридор из столовой) отделать негорючими материалами;
  • оформить документы, подтверждающие глубокую пропитку антипиренами древесины, применяемой для настила сцены;
  • провести чистку систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха от горючих отложений организацией имеющей лицензию на данный вид деятельности в области пожарной безопасности;
  • на забитых вторых створках дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничных клеток предусмотреть приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах;
  • планы эвакуации привести в соответствии требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2002;
  • отделку общего коридора выполнить из негорючих материалов;
  • двери кладовых выполнить противопожарными материалами;

·         предусмотреть комплекс помещений, необходимых для проживания группы детей в соответствии с табл. 2.1 настоящих санитарных правил: а именно соблюдение нормы площади спальных, раздевальных и гардеробных; устранить нарушения при комплектовании спален мебелью; комнаты личной гигиены оборудовать подводкой горячей воды, санитарные узлы оборудовать душевыми поддонами с душевой сеткой на гибком шланге, оборудовать полотенцесушители, ногомойки; комнаты личной гигиены девочек оборудовать биде или поддоном с гибким шлангом, предусмотреть комнаты для личной гигиены девочек;

·         стены в учебных кабинетах и спальные комнаты школы-интерната, полы оборудовать в соответствии с требованиями санитарных правил;

·         установить нагревательные приборы во всех помещениях с регуляторами температуры;

·         отопительные приборы в спальных, классных и игровых комнатах оградить съемными деревянными решетками;

·         оформить подтверждающие документы на ежегодный профилактический осмотр, ремонт систем вентиляции;

·         обеспечить подводкой горячей воды комнаты для чистки и глажения одежды, умывальные, санитарные узлы при спальных комнатах, ногомойки, кабины личной гигиены девочек, изолятор, умывальники и водоразборочные краны для хозяйственных нужд;

·         устранить нарушения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08:

1. предусмотреть помещения пищеблока, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, сохраняющей пищевую ценность, кулинарной продукции, и ее реализацию;

2. во все производственные цеха пищеблока подвести холодную и горячую воду через смесители к моечным ваннам;

3. проводить ежегодный (перед началом нового учебного года) технический контроль соответствия оборудования пищеблока паспортным данным;

4. предусмотреть во всех производственных цехах умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителями, оборудованные устройством для размещения мыла и индивидуальных или одноразовых полотенец;

  • устранить нарушения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02:

1. кабинеты начальных классов, учебных кабинетов, мастерских, комнаты для персонала оборудовать умывальниками;

2. стены учебных помещений привести в соответствии с требованиями санитарных правил, допускающую уборку влажным способом;

3. отопительные приборы оборудовать ограждениями съемными деревянными решетками и регуляторами температуры;

4. классные доски оборудовать софитами.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд Самарской области в течение 10 дней.

Судья (подпись) Р.Р. Сагирова