27 мая 2011г. с. Камышла Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сагировой Р.Р., при секретаре Галимуллиной Р.М., заместителя прокурора Камышлинского района Самарской области Ямалтдинова М.Н., представителя администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области Мифтаховой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-190/2011 по заявлению прокурора Камышлинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский по защите окружающей природный среды и об обязании органа местного самоуправления - администрацию сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области очистить земельный участок, расположенный на местности, прилегающей к автодороге «Камышла-Давлеткулово» на расстоянии 3,1 км от с.Камышла в сторону с.Давлеткулово до перекрестка и на расстоянии 100 метров от этого перекрестка справа на восток, от мусора, У С Т А Н О В И Л: прокурор Камышлинского района Самарской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский по защите окружающей природный среды и об обязании органа местного самоуправления - администрацию сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области очистить земельный участок, расположенный на местности, прилегающей к автодороге «Камышла-Давлеткулово» на расстоянии 3,1 км от с.Камышла в сторону с.Давлеткулово до перекрестка и на расстоянии 100 метров от этого перекрестка справа на восток, от мусора. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Камышлинского района Самарской области 17.05.2011 проведена проверка исполнения законодательства о защите окружающей природной среды на территории Камышлинского района Самарской области. В ходе проверки выявлены нарушения указанного законодательства со стороны администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области. Установлено, что на территории сельского поселения Камышла на местности, прилегающей к автодороге «Камышла - Давлеткулово» на расстоянии 3,1 км от с. Камышла в сторону с. Давлеткулово до перекрестка и на расстоянии 100метров от этого перекрестка справа на восток на расстоянии 100метров находится несанкционированная свалка: строительный мусор, пластиковые бутылки, бытовые отходы и т.д. Указанный земельный участок не находится в частной собственности, является государственной собственностью, государственная собственность не разграничена. В соответствии с п.п. 15, 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Бездействие администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский, по уборке сваленного мусора нарушает право граждан – в частности, отдыхающих на данном участке местности, на благоприятную окружающую среду; является доказательством неисполнения обязанности по созданию условий для массового отдыха жителей и организации обустройства мест массового отдыха населения; свидетельствует о самоустранении от исполнения обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В судебном заседании заместитель прокурора Камышлинского района Самарской области Ямалтдинов М.Н., поддержал доводы, изложенные в заявлении, и просил признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский по защите окружающей природной среды. Обязать орган местного самоуправления – администрацию сельского поселения Камышла – очистить земельный участок, расположенный на местности, прилегающей к автодороге «Камышла-Давлеткулово» на расстоянии 3,1 км от с.Камышла в сторону с.Давлеткулово до перекрестка и на расстоянии 100 метров от этого перекрестка справа на восток, от мусора. В судебном заседании представитель администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области Мифтахова Т.С. признала заявленные требования прокурора и пояснила, что действительно в соответствии с Уставом сельского поселения сбор и вывоз бытовых отходов и мусора отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, не отрицала, что имеются на территории поселения несанкционированные свалки, однако в виду отсутствия в бюджете сельского поселения необходимых средств на цели надлежащего сбора и вывоза мусора и источников пополнения бюджета, администрация поселения не может выполнить необходимые работы по организации сбора и вывоза мусора, специальной статьей в бюджете поселения не предусмотрено организация и вывоз мусора, эти мероприятия охватываются статьей «благоустройство» и средств, выделяемых на цели благоустройства недостаточно для того, чтобы организовать вывоз и сбор мусора в соответствии с правилами СанПиН 42-128-4690-88, выделенных денежных средств едва хватает на оплату услуг связи, зарплату и коммунальные услуги. Суд, выслушав объяснения, лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявление прокурора Камышлинского района Самарской области обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Камышлинского района Самарской области 17.05.2011 проведена проверка исполнения законодательства о защите окружающей природной среды на территории Камышлинского района Самарской области. В ходе проверки выявлены нарушения указанного законодательства со стороны администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области. Установлено, что на территории сельского поселения Камышла на местности, прилегающей к автодороге «Камышла - Давлеткулово», на расстоянии 3,1 км от с. Камышла в сторону с. Давлеткулово до перекрестка и на расстоянии 100метров от этого перекрестка справа на восток на расстоянии 100метров находится несанкционированная свалка: строительный мусор, пластиковые бутылки, бытовые отходы и т.д. Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов и мусора отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения. Согласно Устава сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Самарской области. Статьями 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 5 августа 1988года №4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. Согласно пункту 2 данных Правил объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъемными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовываются с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Однако в нарушение данных требований администрацией сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения: отсутствует утвержденная схема генеральной очистки территории поселения, не отведены в установленном порядке земельные участки под временное накопление твёрдых бытовых отходов, что приводит к захламлению территории сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский несанкционированно размещенными отходами потребления, и влечет за собой неудовлетворительное санитарное состояние на территории населённого пункта. Нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удаления бытовых отходов и мусора способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области. В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции России, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Данные права являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, защищаются гражданским законодательством и обеспечиваются правосудием на основании статей 17, 18 Конституции России, статей 1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации; одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании Закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками на соответствующей территории, в соответствии с законом прокурор обратился в суд в интересах РФ и неопределенного круга лиц, поскольку данным спором непосредственно затронуты интересы государства – Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения до регистрации права собственности на них органами местного самоуправления. В результате бездействия администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области состояние земельных участков занятых несанкционированными свалками, ухудшается, создаётся неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории поселения, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку в судебном заседании установлено, что организация мероприятий по охране окружающей среды, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена законодательством к вопросам местного значения сельского поселения, а администрация поселения является исполнительно - распорядительным органом поселения, следовательно как исполнительно-распорядительный орган администрация сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области должна выполнять функции по охране окружающей среды, соблюдению санитарных правил и норм и соответственно осуществлять организацию сбора и вывоза твердых и бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения Камышла в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Доводы представителя администрации сельского поселения о том, что поселение не обладает достаточными ресурсами, необходимым для осуществления возложенных на сельское поселение обязательств, суд находит несостоятельным по вышеизложенным основаниям. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области по защите окружающей природной среды, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Обязать орган местного самоуправления – администрацию сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области очистить земельный участок, расположенный на местности, прилегающей к автодороге «Камышла-Давлеткулово» на расстоянии 3,1 км от с.Камышла в сторону с.Давлеткулово до перекрестка и на расстоянии 100 метров от этого перекрестка справа на восток, от мусора. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья (подпись) Сагирова Р.Р.