решение по делу № 2-176/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Клявлино 22 июля 2011 года

Судья Клявлинского районного суда Самарской области Бакунова В.В., при секретаре Юнусовой Г.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-176\2011 по заявлению Арзамасцевой М.Е. о признании незаконным действий администрации муниципального района Клявлинский Самарской области об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Арзамасцева М.Е. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действий администрации муниципального района Клявлинский Самарской области, указывая на то, что Арзамасцева М.Е. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны 2-ой группы, в 1987 году ее муж умер, что подтверждается свидетельством о смерти. Арзамасцева проживает в доме, расположенном по адресу: (адрес), который по техническому состоянию ветхий, в доме нет элементарных удобств: воды, канализации, окна, полы, несущие конструкции дома прогнили. Заявительница считает, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 года № 714 № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» она как вдова, не вступившая в законный брак, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поэтому обратилась с заявлением в администрацию муниципального района Клявлинский Самарской области о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с проживанием в доме, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, однако межведомственная комиссия признала, что ее дом соответствует жилым помещениям пригодным для проживания и ей было отказано в принятии на учет, заявительница считает, что отказ администрации является незаконным и необоснованным, данный отказ создает препятствия к осуществлению ее прав и свобод как члена семьи инвалида Великой Отечественной войны на обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании представители заявителя Шатрилова Т.М.,Смолянкина С.В. поддержали заявленные требования, пояснив, что заявительница проживает в доме, расположенном в селе (адрес), из года в год дом подтапливается талыми водами и во время паводка вода заливает часть дома, в доме нет элементарных удобств, нет воды, канализации, ближайшая колонка находится за рекой, дом имеет деформацию полов, дверных проемов, имеется гниль потолочных маток, верхних бревен стены, несущие конструкции дома разрушаются. Заявительница является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, решением от 22.02.2011 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации района от 25.08.2009 года ее дом был признан соответствующим жилым помещениям, пригодным для проживания и на этом основании Арзамасцевой было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, считают, что межведомственная комиссия поверхностно провела осмотр дома, не дала надлежащую оценку о техническом состоянии дома, не увидев, что дом разрушается, деревянные перекрытия в том числе несущие конструкции гниют, фундамент дома практически разрушен. К работе комиссии не были привлечены квалифицированные эксперты, которые бы полно и всесторонне дали бы оценку технического состояния дома. По делу была проведена судебная строительно-техническая экспертиза, экспертом установлено, что конструктивные элементы жилого дома имеют физический износ, равный 70 %, что соответствует аварийному техническому состоянию, при котором дальнейшая эксплуатация дома представляет опасность для жизни, дом имеет деформацию фундамента, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций. При установленных обстоятельствах считают, что отказ в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении Арзамасцевой является незаконным, дом в котором Арзамасцева проживает, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению на основании Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. Просят суд признать незаконным действие администрации района Клявлинский Самарской области, выразившееся в отказе в принятии Арзамасцевой М.Е. на учет нуждающихся в жилом помещении и обязать администрацию муниципального района Клявлинский Самарской области принять Арзамасцеву М.Е. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Представитель администрации муниципального района Клявлинский Самарской области Ахметшин.А.Г. с заявлением Арзамасцевой не согласен, пояснив, что согласно п.3 части 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 « Об утверждении Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции». На основании заключения Межведомственной комиссии муниципального района Клявлинский Самарской области от 22.02.2011 года жилой дом (адрес) соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригоден для проживания, поэтому решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Арзамасцевой правомерно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Также не согласен с выводами эксперта, поскольку считает, что эксперт не руководствовался Положением о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.

Свидетель В.В.В. пояснила, что она работает главой сельского поселения <данные изъяты>, Арзамасцева проживает на территории поселения <данные изъяты> дом в котором проживает Арзамасцева расположен в подтопляемой зоне, несколько раз при половодье Арзамасцева оказывалась оторванной от цивилизации, каждый год вода близко подходит к ее дому.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Н.Е.В. суду пояснил, что он участвовал в осмотре дома , расположенного в (адрес), дом действительно запущен, есть деформация, гниль в некоторых местах, нет водопровода и санузла, фундамент не осматривали, так как лежал снег, вместе с комиссией дал заключение, что дом пригоден для проживания

Суд, выслушав представителей заявителя,представителя администрации муниципального района Клявлинский, свидетелей, изучив материалы дела,оценив заключение межведомственной комиссии и заключение эксперта приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия(бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина;созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Из материалов дела видно, что заявитель Арзамасцева М.Е. проживает в доме по (адрес), является вдовой инвалида Великой Отечественной войны М.П. М.П., который умер в 1987 году, что подтверждается свидетельством о смерти.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 года № 714 № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» вдова, не вступившая в законный брак, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Арзамасцева обратилась с заявлением в администрацию муниципального района Клявлинский Самарской области о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении связи с проживанием в доме, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

По результатам обследования помещения межведомственная комиссия от 22.02.2011 года дала заключение, согласно которому дом , расположенный по адресу (адрес) является соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

По определению суда была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза, поскольку при рассмотрении дела возникли вопросы, требующих специальных знаний, было представлено заключение эксперта № 89 от 10.06.2011 года.

Суд, давая оценку заключению межведомственной комиссией и заключению эксперта, считает, что межведомственная комиссия не произвела полной и всесторонней оценки технического состояния жилого дома, принадлежащего Арзамасцевой,. Суд исследовав представленное заключение эксперта на предмет относимости, допустимости и достоверности, приходит к выводу, что, экспертиза проведена полно и всесторонне, проведена независимым экспертом, имеющей общий стаж экспертной работы -28 лет, имеющей высшее образование,которая предупреждена об ответственности за дачу ложного заключения. Экспертом проведен визуальный осмотр и необходимые натурные измерения, при осмотре скрытых элементов жилого дома проведено частичное вскрытие фундамента обшивки бревенчатых бревен, что не было сделано межведомственной комиссией. Установлено, что частный жилой дом (адрес) имеет значительную степень биологического повреждения деревянных конструкций жилого дома, которая снижает механические свойства древесины. Установлено разрушение и поражение гнилью, искривление горизонтальных линий стен, осадку отдельных участков, перекосы дверных проемов, нарушение монолитности кладки столбов, разрушение кровли, массовые протечки, разрушение опорной части балок, гниль створок, полное расшатывание дверных полотен, увлажнение и гниль конструкций стропил. Процент износа исследуемого дома равен 70%, что соответствует общему ветхому состоянию, при котором состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а несущих весьма ветхое. Дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей.

В соответствии требованиям Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, п.33 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан следствии: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельным его частям эксплутационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения, расположенные в полносборных,кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах из местных материалов, имеющих деформацию фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции. Процент физического износа дома по (адрес) равен 70%. Ухудшение эксплутационных характеристик дома привело к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В судебном заседании установлено, что частный жилой дом (адрес) не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению на основании Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.

Кроме того в судебном заседании установлено, что Арзамасцева другого жилья в собственности не имеет, право на приватизацию не использовала.

При установленных обстоятельствах, суд считает, что действия администрации муниципального района Клявлинский, выразившиеся в отказе в принятии Арзамасцевой М.Е. на учет нуждающихся в жилом помещении являются незаконными, созданы препятствия к осуществлению прав Арзамасцевой М.Е. как члена семьи инвалида Великой Отечественной воны на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, заявление Арзамасцевой М.Е. является обоснованным.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд считает, что следует обязать администрацию муниципального района Клявлинский Самарской области принять Арзамасцеву М.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждается возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В судебном заседании заявлено ходатайство о возмещении Арзамасцевой судебных расходов в виде оплаты экспертизы в сумме <данные изъяты> рублей, согласно представленному чеку и оплаты услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, а всего на сумму <данные изъяты> рублей.

Суд считает, что с администрации муниципального района Клявлинский Самарской области в пользу Арзамасцевой М.Е. следует взыскать издержки, связанные с рассмотрением дела, а именно расходы по проведению экспертизы в сумме <данные изъяты> рублей, с учетом разумности расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным действие администрации муниципального района Клявлинский Самарской области, выразившееся в отказе в принятии Арзамасцевой М.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Обязать администрацию муниципального района Клявлинский Самарской области принять Арзамасцеву М.Е. на учет нуждающихся в жилом помещении.

Взыскать с администрации муниципального района Клявлинский Самарской области в пользу Арзамасцевой М.Е. издержки, связанные с рассмотрением дела в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Сторонам разъяснено, что мотивированное решение будет изготовлено 27.07.2011 года.

СУДЬЯ: ( подпись)

Решение вступило в законную силу-----------------------------

Копия верна

Судья Клявлиского районного суда Бакунова В.В.