решение по делу № 2-254/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ст. Клявлино 2 сентября 2011 года

Судья Клявлинского районного суда Самарской области Бакунова В.В., при секретаре Юнусовой Г.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-254 \2011 по иску прокурора Клявлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Клявлинского района об обязании провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на оборудование помещений для размещения медицинских кабинетов и на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида об обязании выделить и оборудовать под размещение медицинского кабинета помещения, к муниципальному лечебному учреждению «Клявлинская центральная районная больница» об обязании оформить лицензию на осуществление медицинской деятельности и выделить медицинских работников,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Клявлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Клявлинского района Самарской области и просит обязать ответчика провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на оборудование помещений для размещения медицинских кабинетов и на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в зданиях муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «<данные изъяты>»комбинированного вида, расположенных по адресу: (адрес)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2«<данные изъяты>» комбинированного вида обязать выделить и оборудовать под размещение медицинского кабинета помещения в зданиях детских садов, расположенных по адресу: (адрес) в- соответствии с требованиями действующего законодательства. Муниципальное лечебное учреждение «Клявлинская центральная районная больница» обязать оформить лицензию на осуществление медицинской деятельности и выделить медицинских работников для обеспечения медицинского обслуживания воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «<данные изъяты>» комбинированного вида в зданиях детских садов по адресу: (адрес), указывая но то, что прокуратурой Клявлинского района в ходе проверки исполнения законодательства о лицензировании медицинской деятельности установлены существенные нарушения в организации медицинского обслуживания детей в филиалах МДОУ Клявлинский детский сад «<данные изъяты>».В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» обязательным является обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка. В п. 1 ст. 9 данного закона устанавливается, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, социальном учебно-воспитательном учреждении не могут ущемляться права ребенка. Согласно п. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В силу п. 4 означенной статьи медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Статьей 32 указанного закона на образовательное учреждение возложена обязанность обеспечения условий содержания воспитанников не ниже нормативных, а также предусмотрена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.Постановлением Главного государственного санитарного врача от 22.07.2010 № 91 введены в действие СанПиН 2.4.1.2660-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.В силу п. 4.20. Правил помещения медицинского назначения для обслуживания детей размещают на первом этаже дошкольной организации единым блоком.Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и размещаться смежно с палатой (одной из палат) изолятора.В дошкольных организациях вместимостью 280 и более детей изолятор проектируют не менее чем на 2 инфекции (2 отдельных помещения).Согласно п. 4.21., в существующих дошкольных организациях (до проведения их реконструкции) допускается набор медицинских помещений в соответствии с проектами, по которым они были построены.Как установлено п. 9.5. Правил, помещения медицинского назначения должны быть обеспечены подводкой горячей и холодной воды. Умывальники обеспечивают смесителями.В помещениях медицинского назначения, туалетных устанавливают резервные источники горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которые эксплуатируются в отсутствие централизованного горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения.Пунктом 9.6. предусмотрено, что при отсутствии централизованного водоснабжения (холодного и горячего) в помещения медицинского назначения следует обеспечить механизированную подачу воды. Температура воды, подаваемой к умывальникам, должна быть не ниже 37 град. С и не выше 60 град. С. МДОУ Клявлинский детский сад «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по дошкольному воспитанию детей, при этом не во всех зданиях филиалов детских садов, в которых непосредственно осуществляется образовательная деятельность, имеются надлежащим образом оборудованные медицинские кабинеты. Так, медицинские кабинеты отсутствуют: в здании детского сада по (адрес); в здании детского. сада (адрес);. в здании детского сада по (адрес).В перечисленных помещениях детского сада непосредственно осуществляется образовательная деятельность. По информации заведующей МДОУ детский сад «<данные изъяты>», в зданиях <данные изъяты> и <данные изъяты> филиалов имеются соответствующие помещения. <данные изъяты> филиал (адрес), в котором содержится 21 воспитанник, помещения для медицинского кабинета не имеется. Вместе с тем, лицензия на медицинскую деятельность получена только на медицинский кабинет в детском саду, расположенном на (адрес) (320 воспитанников). Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется сотрудником МЛУ «Клявлинской центральной районной больницы». В остальных зданиях медицинское обслуживание осуществляется на основании договора от 01.01.2011 № 1.Таким образом, до сих пор медицинские кабинеты в указанных филиалах детского сада не функционируют. Данная ситуация сложилась в связи с тем, что учредителем учреждения -Администрацией муниципального района Клявлинский соответствующее финансирование в этой части не осуществляется.Исходя из смысла п. 4 ст. 51 Закона об образовании, на МДОУ Детский сад «<данные изъяты>» возложена обязанность предоставить соответствующим образом оборудованное помещение и необходимый инвентарь согласно требованиям законодательства (п.п. 4.20., 4.21. таб. № 1 Приложения № 1 СанПиН 2.4.1.2660-10). В свою очередь, медицинское обслуживание обучающихся возложено на медицинские учреждения, подведомственные органам здравоохранения.Единственным муниципальным лечебным учреждением в Клявлинском районе является МЛУ «Клявлинская Центральная районная больница», сотрудниками которой в настоящее время осуществляется медицинское обслуживание воспитанников детского сада на основании договора от 01.01.2011 года.Согласно ст. 4 Федерального Закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан.В соответствии со ст. 7 указанного закона на каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 7 указанного закона, представляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Пунктом 96 ч. 1 ст. 17 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи.В силу п. 2 положения о лицензировании медицинской деятельности, а также перечня работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи при осуществлении медицинской деятельности (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от **** N 30), лицензирование медицинской деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.В связи с тем, что в штате образовательного учреждения должность медицинского работника отсутствует, а медицинское обслуживание обучающихся воспитанников МДОУ Детский сад «<данные изъяты>» осуществляется на основании соответствующего договора с медучреждением, обязанность по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в медицинских пунктах (кабинетах) образовательного учреждения лежит на медицинском учреждении - МЛУ «Клявлинская Центральная районная больница».В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.Учитывая, что выявленные нарушения посягают на права неограниченного круга лиц (обучающихся в данном образовательном учреждении и их родителей (иных законных представителей), воспитателей, лиц, случайно оказавшихся в здании школы) на охрану здоровья, гарантированные ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека

В судебном заседании помощник прокурора Клявлинского района Самарской области Семин. А.С. поддержал заявленные требования, по указанным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области Князева Г.В. в иском прокурора не согласна, пояснив,что согласно ч. 5 ст. 21 Устава муниципального района Клявлинский Самарской области Администрация района является исполнительно- распорядительным органом муниципального района Клявлинский, наделяемым полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Утверждение местного бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа. В своем исковом заявлении прокурор не указывает какие организационные мероприятия по выделению денежных средств обязана выполнить Администрация района, поскольку вопросы, находящиеся в исключительной компетенции представительного органа не могут быть переданы другим органам местного самоуправления, а для решения вопросов местного значения Администрация района Клявлинский наделяется полномочиями по разработке проекта решения о бюджете муниципального района Клявлинский на очередной финансовый год. Муниципальный район Клявлинский является высокодатационным. В решении Собрания представителей муниципального района Клявлинский о бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов данные расходные обязательства не предусмотрены, во вторых для включения расходных обязательств в местный бюджет необходимы дополнительно источники финансирования, так как собственных средств в бюджете, являющимся высокодатационным,нет. Требования прокурора влекут непосильные финансовые расходы бюджета.Постановлением Главного государственного санитарного врача от 22.07.2010 года № 91 введены в действие «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». В силу п. 4.20 Правил помещения медицинского назначения для обслуживания детей размещают на первом этаже дошкольной организации единым блоком. Согласно п. 4.21 Правил в существующих дошкольных организациях(до проведения их реконструкции) допускается набор медицинских помещений в соответствии с проектами, по которым они были построены. МДОУ Клявлинский детский сад «<данные изъяты>» осуществляет свою деятельность по дошкольному воспитанию детей, при этом не во всех зданиях филиалов детских садов, в которых непосредственно осуществляется образовательная деятельность, имеются надлежащим образом оборудованные медицинские кабинеты. Такие оборудованные кабинеты отсутствуют в <данные изъяты> филиале(адрес), <данные изъяты> филиале(адрес). Полагают, что само по себе отсутствие в филиалах МДОУ Клявлинский детский сад «<данные изъяты>» оборудованных медицинских работников не является нарушением закона и не ведет к нарушению прав воспитанников. Медицинское обслуживание воспитанников указанных филиалов осуществляется сотрудниками МЛУ «Клявлинская центральная районная больница». По информации заведующей МДОУ детский сад «<данные изъяты>» в указанных филиалах малочисленная наполняемость воспитанниками, введение 1\2 ставки медицинских сестер является нецелесообразным. Кроме того прокурор не учел, что здание <данные изъяты> филиала (адрес) находится в аварийном состоянии и в настоящее время воспитанникам выделено задание СДК, которое не реконструировалось, поэтому затрудняет оборудование в данном здании медицинского кабинета.

Представитель ответчика МДОУ Клявлинский детский сад «<данные изъяты>» Соловьева С.В. с иском согласна, пояснив, что она согласна с тем, что как заведующая несет ответственность за жизнь и здоровье детей, однако выполнить требования указанные в исковом заявлении МДОУ не в состоянии, в частности здание <данные изъяты> филиала закрыто, находится в аварийном состоянии, группа детей из 21 человека находятся в здании СДК, там же расположен ФАП, в здании <данные изъяты> филиала и в здании <данные изъяты> филиала имеется помещения под медицинский кабинет, но оборудовать по правилам СанПи невозможно, поскольку здания старые, реконструкции не производились. Медицинское обслуживание детей осуществляется по договору с районной больницей, кроме того рядом расположены ФАПы, наполняемость воспитанников в указанных филиалов небольшая, в среднем 20-21 человек, она согласна с тем,что если будут выделены достаточно денежных средств, то возможно построить и реконструировать здания, выделить и оборудовать медицинские кабинеты по правилам СанПи.

Представитель ответчика МЛУ «Клявлинская центральная районная больница» Майоров А.А. пояснил, что не возражает оформить лицензию на осуществление медицинской деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «<данные изъяты>» комбинированного вида в зданиях детских садов по адресу: (адрес)Весь вопрос стоит в том, что в настоящее время вышеуказанные филиалы не подготовлены и не имеют возможности оборудовать медицинские кабинеты в соответствии с правилами СанПи, если будут выделены денежные средства и будут оборудованы кабинеты, то лицензирование будет произведено. Говоря о ставке медицинского работника в указанных филиала, то в соответствии штатных нормативов медицинского и педагогического персонала должности медицинских сестер или фельдшеров для непосредственного обслуживания детей в учреждениях дошкольного образования ставка медсестры вводится из расчета 1 должность на 100 детей детских садов. Указанные в исковом заявлении филиалы детских садов являются малочисленными, ведение ставки медсестры в данных филиалах является нецелесообразным. Права детей по медицинскому обслуживанию не нарушаются, поскольку в населенных пунктах имеется ФАПы,в которых работают фельдшера и медсестры, имеются бригады скорой помощи, имеется необходимый набор медикаментов и инструментов для оказания своевременной медицинской помощи, заключен договор с районной больницей на медицинское обслуживание детей.

Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований прокурора следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55(часть3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В судебном заседании установлено, что не во всех зданиях филиалов детских садов, имеются надлежащим образом оборудованные медицинские кабинеты, как предусматривают Правила СанПи. Так, оборудованные медицинские кабинеты отсутствуют: в здании детского сада по (адрес); в здании детского сада (адрес); в здании детского сада по (адрес). Суд при разрешении спора учел особенность, обусловленную отсутствием у ответчиков-МДОУ Клявлинский детский сад (адрес) «<данные изъяты>» права собственности на занимаемые здания, поскольку данные объекты закреплены учредителем и находятся в оперативном управлении этого учреждения. В судебном заседании представитель ответчика Соловьева пояснила, что филиалы детских садов <данные изъяты> имеют помещения под размещение мед.кабинетов, однако сданы в эксплуатацию здания давно,здания не реконструировались, а филиал детского сада в (адрес) расположен в здании СДК. Оборудовать помещении мед. кабинетов, как требует п. 4.20. Правил Сан Пи, указывая на то,что помещения медицинского назначения для обслуживания детей размещают на первом этаже дошкольной организации единым блоком.Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и размещаться смежно с палатой (одной из палат) изолятора, является невыполнимым, поскольку требуется реконструкция всех зданий, а в (адрес) и строительство нового здания, поскольку старое здание в аварийном состоянии.

В соответствии ст. 41 Закона российской Федерации от 10.07.1992 года «Об образовании» финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов, финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации муниципальных образовательных учреждений- на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. В силу п. 4 ст. 51 указанного закона медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.В судебном заседании установлено,что в филиалах имеются помещения, однако они не оборудованы по Правилам СанПи, что само по себе не является нарушением закона и не ведет к нарушению прав учащихся. При этом отсутствие набора медицинских помещений не влияет на оказание медицинской помощи воспитанникам детских садов, поскольку такая помощь оказывается по договору с районной больницей медицинскими работниками больницы, кроме того,рядом с детскими садами расположены фельшерско-акушерские пункты, а в (адрес) ФАП расположен в здании, где размещен детский сад, угрозы для жизни и здоровья детей не имеется.

Прокурором, требующим защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в нарушении ч 1.ст 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований.

Ст.12 Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.Требования прокурора обязать Администрацию муниципального района Клявлинский провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на оборудование помещений для размещения медицинских кабинетов и на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в зданиях муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «<данные изъяты>» означают изыскать финансы, внести изменения в бюджет района.В судебном заседании представитель Администрации района Князева Г.В. пояснила, что в решении Собрания представителей муниципального района Клявлинский о бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов расходные обязательства по оборудованию медицинских кабинетов в филиалах детского сада «<данные изъяты>» не предусмотрены, а для включения расходных обязательств в местный бюджет необходимы дополнительно источники финансирования, так как собственных средств в бюджете, являющимся высокодатационным нет.

При установленных обстоятельствах суд считает, что требования прокурора основаны на неверном толковании норм материального права. Материалы дела не содержат сведений о поступлении обращений контролирующих органов или заявлений законных представителей воспитанников детских садов о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске прокурора Клявлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Клявлинского района Самарской области и обязании провести организационные мероприятия по выделению денежных средств на оборудование помещений для размещения медицинских кабинетов и на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в зданиях муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «<данные изъяты>»комбинированного вида, расположенных по адресу: (адрес), к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида об обязании выделить и оборудовать под размещение медицинского кабинета помещения в зданиях детских садов, расположенных по адресу: (адрес) в- соответствии с требованиями действующего законодательства, к муниципальному лечебному учреждению «Клявлинская центральная районная больница» об обязании оформить лицензию на осуществление медицинской деятельности и выделить медицинских работников для обеспечения медицинского обслуживания воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «<данные изъяты>» комбинированного вида в зданиях детских садов по адресу: (адрес) отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Разъяснено право на получение мотивированного решения 7сентября 2011 года.

Судья Клявлинского районного суда Бакунова В.В.