РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ст. Клявлино 25 апреля 2012 года Судья Клявлинского районного суда Самарской области Бакунова В.В. при секретаре Юнусовой Г.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-231/2012 по заявлению Кондратьева Д.А. об оспаривании действий и решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, УСТАНОВИЛ: Кондратьев Д.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий и решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, указывая на то, что 28 марта 2012 года Кондратьевым выполнены кадастровые работы и подготовлен межевой план по разделу земельного участка с кадастровым номером № площадью 36, 2 Га, в результате которого должно быть образовано три земельных участка с площадями два участка по 3600 кв.м ( 0,36 Га) и один участок пл. 35, 48 Га (354800 кв.м), расположенных по адресу: (адрес), в границах колхоза «<данные изъяты>». После раздела земельного участка было подано заявление в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области о постановке на кадастровый учет вновь образованных в результате раздела земельных участков. 06 апреля 2012 года филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета указанных земельных участков, по той причине, что размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, кроме того межевой план не соответствует требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития РФ № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», а именно: пунктами 64, 65 приказа предусмотрено, что сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством ограничения прав правообладателей смежных земельных участков включаются в межевой план на основании соответствующих договоров либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков, либо лицами, которым такие земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Копии таких документов, заверенные кадастровым инженером, включаются в Приложение. Из раздела «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам» представленного межевого плана невозможно однозначно определить, посредством каких земельных участков будет обеспечен доступ к образуемым земельным участкам. Кондратьев считает, что отказ не основан на законе, просит суд признать незаконными действия должностных лиц филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области по принятию решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 06.04.2012 года №,признать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 06.04.2012 года № недействительным, обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области провести государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. В судебном заседании Кондратьев Д.А. поддержал заявленные требования и суду пояснил, что он является кадастровым инженером, имеет квалификационный аттестат. Согласно трудового договора от 29.12.2010 года работает по совместительству на должности кадастрового инженера в ООО «<данные изъяты>».28 марта 2012 года он выполнил кадастровые работы и подготовил межевой план по образованию трех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), в границах колхоза «<данные изъяты>». Заказчиком кадастровых работ являлся представитель собственников земельного участка К.И.В.Заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости № было подано представителем собственников земельного участка 30 марта 2012г. с приложением изготовленного Кондратьевым межевого плана от 28.03.2012г. № б/н и диска от 28.03.2012г. № б/н в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области. 06 апреля 2012 года филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета № по причине того, что размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, кроме того межевой план не соответствует требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития РФ № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», а именно: пунктами 64, 65 приказа предусмотрено, что сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством ограничения прав правообладателей смежных земельных участков включаются в межевой план на основании соответствующих договоров либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков, либо лицами, которым такие земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Копии таких документов, заверенные кадастровым инженером, включаются в Приложение. Из раздела «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам» представленного межевого плана невозможно однозначно определить, посредством каких земельных участков будет обеспечен доступ к образуемым земельным участкам. Считает, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета не законно по следующим основаниям: Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: (адрес), в границах колхоза «<данные изъяты>» принадлежит на праве общей долевой собственности гр. М.В.Г. (доля в праве 1\2) и гр. С.В.Ф. (доля в праве "/2), относится к категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственной деятельности. Решением собственников указанного земельного участка от 28.03.2012г. на основании письма ОАО «Самаранефтегаз» от 26.03.2012г. № принято решение его разделить и сформировать три земельных участка :№ и части образуемых земельных участков. Площадь (размер) формируемых земельных участков :№ после раздела в соответствии с СН 459-74 «Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин», утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 25.03.1974г. составляет по 3600 кв.м (0,36 га). В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Требования настоящего пункта не распространяется на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 15 закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94-ГД «О земле» минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения составляет 5 гектаров, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью. Исключение составляет, если минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в целях недропользования устанавливается равным размеру, необходимому для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых. Данное условие подтверждается письмом ОАО «Самаранефтегаз» от 26.03.2012г. № и включено в состав Приложения к межевому плану, а в соответствии с ч. 2 ст. 15 закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94-ГД «О земле» требования части 1 настоящей статьи также не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. Акт о выборе от 21.06.2011г. и постановление администрации муниципального района Сергиевский о утверждении акта и предварительном согласовании места размещения земельного участка для строительства объекта ОАО «Самаранефтегаз»: «Эксплуатационные скважины №, № Боровского месторождения» на территории Сергиевского района Самарской области от 04.07.2011г. № 749 включены в состав Приложения к межевому плану и составляют его неотъемлемую часть. Кроме того, при постановке земельного участка с кадастровым номером № сформированы две части земельного участка, необходимые для строительства и эксплуатации эксплуатационных многоствольных скважин №, № Боровского месторождения размером по 3600 кв.м. каждая. Позднее, раздел земельного участка осуществлен в тех же границах, что и части, тем самым подтверждая, что образуемые в результате раздела земельные участки не будут использоваться для ведения сельскохозяйственной деятельности, а в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» подлежат переводу из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, и т.д. с изменением разрешенного использования. 2. В разделе «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам» межевого плана (лист дела № 22) в графе 3 «Кадастровый номер или обозначение земельного участка, посредством которого обеспечивается доступ» указано: в строке 1 указан один формируемый земельный участок № посредством которого обеспечивается доступ к землям общего пользования, остальные - части земельного участка, которые, при постановке земельного участка с кадастровым номером № созданы специально для обеспечения доступа к землям общего пользования. Так часть земельного участка № для размещения подъездной грунто-щебеночной дороги в составе комплекса «Сбор нефти и газа со скважин №, № Боровского месторождения», часть земельного участка № для строительства площадки для обустройства устья скважины № Боровского месторождения в составе комплекса «Сбор нефти и газа со скважин №, № Боровского месторождения»; в строке 2 указан один формируемый земельный участок № посредством которого обеспечивается доступ к землям общего пользования, остальные - части земельного участка, которые, при постановке земельного участка с кадастровым номером № созданы специально для обеспечения доступа к землям общего пользования. Так часть земельного участка № для размещения подъездной грунто-щебеночной дороги в составе комплекса «Сбор нефти и газа со скважин №, № Боровского месторождения», часть земельного участка № для строительства площадки для обустройства устья скважины № Боровского месторождения в составе комплекса «Сбор нефти и газа со скважин №, № Боровского месторождения»; Статьей 27 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а так же Приказом Минэкономразвития от 24.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» отказ в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости по указанным основаниям не предусмотрен.Данное решение об отказе в осуществлении кадастрового учета нарушает права Кондратьева иметь соответствующую квалификацию и заниматься кадастровой деятельностью, так как на основании ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» могут явиться одним из оснований для дисквалификации, так как в соответствии с п. 4 ч. 7 названного закона квалификационный аттестат аннулируется в случае принятия неоднократно в течение календарного года органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных настоящим Федеральным законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такое решение было признано недействительным в судебном порядке). Кроме того по мнению Минэкономразвития РФ от 27.07.2010г. № 13293-ИМ/Д23 «Об основаниях аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера» п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» могут рассматриваться в качестве грубых нарушений требования Закона о кадастре к выполнению кадастровых работ, допущенных кадастровым инженером. Просит суд признать незаконными действия должностных лиц филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области по принятию решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 06.04.2012 года №,признать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 06.04.2012 года № недействительным, обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области провести государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. Представитель заинтересованного лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседании не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, представил отзыв, в котором указывает, что с заявлением не согласен, поскольку соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре) органом кадастрового учета принято решение от 06.04.2012 № об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по следующему основанию: размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. В соответствии с представленным к заявлению межевым планом, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадь таких земельных участков составит 3600 кв.м., 3600 кв.м и 354800 кв.м, абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О Земле» позволяет образовать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения площадью менее 5-ти гектаров, в целях их изъятия, в том числе путем выкупа для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель. Исключением является, если минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в целях недропользования устанавливается равным размеру, необходимому для проведения работ по геологическом изучению недр, разработки месторождения полезных ископаемых.Довод заявителя о том, что п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в указанном случае не распространяется на формируемые земельные участки, является необоснованным. В соответствии со ст. 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 2 «О недрах» земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. Основания изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены ст. 49 ЗК РФ, в соответствии с п. 1 которой изъятие осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации; размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; - объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; -линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; - объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; -автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Согласно представленного межевого плана от 16.09.2011 размещение объектов государственного и муниципального значения на образуемых земельных участках не предполагается. Заявитель указывает, что включенный им в состав «Приложения» к межевому плану от 16.09.2011 Акт выбора земельного участка для строительства объекта: «Эксплуатационной скважины №, № «Боровского месторождения» ОАО «Самаранефтегаз» на территории (адрес) от 21.06.2011 свидетельствует о неприменении к образованию земельных участков минимального размера образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Между тем земельным законодательством процедура выбора земельного участка для строительства предусмотрена только для земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном ст. 30, 31, 32, 33 ЗК РФ. Возможность оформления акта выбора земельного участка для строительства из земель, находящихся в частной собственности, земельное законодательство не предусматривает. В данном случае образование земельного участка, площадь которого меньше минимального размера, установленного Законом Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», для образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, возможно в случае, если такое образование осуществляется в целях последующего изъятия, либо последующего изменения целевого назначения на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. Однако данного документа по заявлению от 30.03.2012 № в орган кадастрового учета не представлено.В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ч. 1 и абз. 2 ч.2 ст. 15 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О Земле», минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в результате раздела земельного участка, объединения или перераспределения земельных участков составляет 5 гектаров. Данные требования не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. Согласно ч. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ. оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и данным Законом. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулируется отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжениями земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначении и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Ни главой 14 ЗК РФ, ни ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» раздел земельного участка сельскохозяйственного назначения на несколько земельных участков не предусмотрен. Ссылка заявителя на нормы № 459-74, утвержденные Госстроем СССР от 25.03.1974, как основание раздела земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в частной собственности, на несколько земельных участков, необоснованна. Данные нормы определяют норму отвода земель для нефтяных и газовых скважин, и не могут регулировать порядок пользования и распоряжения земельным участком, находящимся в частной собственности. Земельным законодательством процедура выбора земельного участка для строительства предусмотрена только для земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном ст. 30, 31, 32, 33 Земельного кодекса РФ. Возможность оформления акта выбора земельного участка для строительства из земель, находящихся в частной собственности, земельное законодательство не предусматривает. Кроме того, Земельный кодекс РФ и ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает возможности вынесения ненормативных актов об утверждении акта выбора земельного участка сельскохозяйственного назначения для строительства до перевода такого участка в земли промышленности. Установленные законом правила целевого использования и оборота земельных участков обязательны для соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами, а также субъектами экономической деятельности. В соответствии с п. 15 ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд. Данная норма закона не предусматривает возможность выбора земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в частной собственности, для строительства до перевода такого участка в земли промышленности. Таким образом, в связи с тем, что документы, подтверждающие наличие оснований для неприменения установленных требований к минимальному размеру земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с образованием трех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером № в орган кадастрового учета не представлены, а акт выбора от 21.06.2011 не может быть признан таким документом, решение об отказе в постановке объекта недвижимости на кадастровый учет от 30.03.2012 № принято правомерно. Согласно ст. 254 Гражданско-процессуального кодекса РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть оспорены в суде лицами, чьи права и свободы были нарушены. С заявлением об оспаривании действий и решения ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области обратился кадастровый инженер Кондратьев Д.А., ссылаясь на нарушение его права на труд. Однако решение от 06.04.2012 № об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка ни коим образом не нарушает права кадастрового инженера. Суд, выслушав объяснения заявителя, доводы, изложенные в отзыве, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу: В судебном заседании установлено, что 28 марта 2012 года Кондратьевым Д.А., который является кадастровым инженером и имеет квалификационный аттестат, выполнены кадастровые работы и подготовлен межевой план по разделу земельного участка с кадастровым номером № площадью 36, 2 Га, в результате которого должно быть образовано три земельных участка с площадями два участка по 3600 кв.м. (0,36 Га) и один участок пл. 35, 48 Га (354800 кв.м.), расположенных по адресу: (адрес), в границах колхоза «<данные изъяты>». После раздела земельного участка было подано заявление в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области о постановке на кадастровый учет вновь образованных в результате раздела земельных участков. Решением от 06.04.2012 года филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области отказано в осуществлении кадастрового учёта на том основании, что размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, кроме того межевой план не соответствует требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития РФ № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», а именно: пунктами 64, 65 приказа предусмотрено, что сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством ограничения прав правообладателей смежных земельных участков включаются в межевой план на основании соответствующих договоров либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков, либо лицами, которым такие земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Копии таких документов, заверенные кадастровым инженером, включаются в Приложение. Из раздела «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам» представленного межевого плана невозможно однозначно определить, посредством каких земельных участков будет обеспечен доступ к образуемым земельным участкам. В соответствии ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. На основании ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими регламентами, а для участков, на которые такие регламенты не распространяются – определяются Земельным кодексом и другими федеральными законами. Так ст. 33 Земельного кодекса РФ предусмотрены нормы предоставления земель, в том числе применяемые для определения размера вновь образуемых земельных участков. В соответствии ст.33 предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются: федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Нормы Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части определения минимальных и максимальных размеров вновь образуемых земельных участков, приняты в развитие ст. 33 ЗК РФ и не могут противоречить Земельному кодексу. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением. На основании ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель. Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации. Требования настоящего пункта не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. Кроме того, нормы статьи 31 ЗК РФ предусматривают возможность выбора земельного участка для строительства не только из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, но и земель, находящихся в частной собственности. Кроме того, акт выбора земельного участка не является документом о предоставлении земельного участка для строительства, тем самым не нарушает право собственности на земельный участок, а является документом, обосновывающим формирование земельного участка в соответствии с действующим законодательством, а именно соблюдение норм земельного законодательства, градостроительных, санитарных, противопожарных, экологических и т.п. норм. В соответствии с п. 3.5. СП 11-101-95, утвержденных постановлением Минстроя России от 30.06.95 г. № 18-63, акт выбора земельного участка является одним из важнейших обязательных документов в составе обоснований инвестиций в строительство предприятий, В комиссию по выбору земельного участка для строительства объекта включаются лица: Со стороны заказчика – для определения пригодности земельного участка для строительства объекта и выбор наиболее экономичных вариантов; Со стороны правообладателя (собственника, землевладельца, землепользователя) – для уменьшения негативного влияния отвода земель под строительство объекта, определение потерь и убытков, в том числе упущенной выгоды. Со стороны государственных и муниципальных служб – соблюдение земельного законодательства, сохранение сельскохозяйственных угодий, наиболее продуктивных и ценных земель и особо охраняемых территорий, недопущение отрицательного воздействия строительства объекта на использование земель, окружающую природную среду, санитарно-эпидемиологическую обстановку, учет архитектурно-планировочных и градостроительных условий, функциональных зон, норм и правил, противопожарные и другие требования. Со стороны собственников инженерных и транспортных сетей и коммуникаций – предотвращение повреждений инженерных сетей и коммуникаций, сохранение их в рабочем состоянии, обеспечение оптимальных условий по подключению промышленного объекта к действующим коммуникациям, установление ограничений, обременений и сервитутов по использованию земельного участка. Со стороны органов местного самоуправления – соблюдение земельного законодательства, разрешение споров, участие в согласовании и предоставлении земель в пределах своих полномочий. Доводы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о неприменении акта выбора земельного участка, включенного в состав «Приложения» к межевому плану не обоснованны, так как ч.2 ст.15 Закона Самарской области «О земле» прямо предусмотрено, что требования части 1 настоящей статьи также не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. Доводы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о том, что норма закона не предусматривает возможность выбора земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в частной собственности, для строительства до перевода такого участка в земли промышленности не обоснованны и не законны по следующим основаниям: - Акт выбора земельного участка утвержден постановлением администрации муниципального района Сергиевский Самарской области от 04.07.2011г. № 749. Полномочия главы муниципального района по принятию решения об утверждении акта выбора и предварительном согласовании определены ст. 37 Устава муниципального района Сергиевский Самарской области, утвержденного постановлением Районного Собрания Представителей от 12.05.2005 года № 18, а так же ст. 11 Земельного кодекса РФ. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004г. N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлен перечень необходимых документов для осуществления перевода земель из одной категории в другую, в котором обязательным является кадастровый паспорт земельного участка. В соответствии с Законом РФ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт земельного участка является результатом осуществления государственного кадастрового учета. Следовательно, для того, чтобы осуществить перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности – сначала необходимо провести государственный кадастровый учет земельных участков, а так же в соответствии со ст. 7 названного Закона перевод из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется в исключительных случаях, исключение составляет в том числе добыча полезных ископаемых. Данное условие подтверждается письмом ОАО «Самаранефтегаз» и сведениями государственного кадастра недвижимости в части постановки на государственный кадастровый учет частей земельного участка, необходимых для строительства и эксплуатации эксплуатационных многоствольных скважин. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: (адрес), в границах колхоза «<данные изъяты>» принадлежит на праве общей долевой собственности гр. М.В.Г. (доля в праве 1/2) и гр. С.В.Ф. (доля в праве 1/2) и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственной деятельности. Решением собственников указанного земельного участка от 28.03.2012г. на основании письма ОАО «Самаранефтегаз» от 26.03.2012г. № № было принято решение о разделе и формировании трех земельных участков :28:ЗУ1, :28:ЗУ2, :28:ЗУ3 и части образуемых земельных участков. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Требования настоящего пункта не распространяется на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. В соответствии с ч.3 ст. 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Кроме того, в соответствии ч. 1 ст. 15 Закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94-ГД «О земле» минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения составляет 5 гектаров, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью. Исключениями являются случаи, когда согласно ч. 2 ст. 15 закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94-ГД «О земле» происходит формирование земельных участков для целей их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. В соответствии с НОРМАМИ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН СН 459-74 Утвержденными Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 25 марта 1974 г., указано, что размеры земельных участков для нефтяных и газовых скважин должны устанавливаться по табл. 1, указанных норм, согласно этой таблицы, раздел эксплуатационные скважины видно, что норма составляет 0,36 га. Кроме того, в соответствии ч. 2 ст. 15 Закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94-ГД «О земле» одним из оснований формирования земельного участка является акт о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов. В качестве доказательства представлен акт о выборе от 21.06.2011г. и постановление администрации муниципального района Сергиевский об утверждении акта и предварительном согласовании места размещения земельного участка для строительства объекта ОАО «Самаранефтегаз»: «Эксплуатационные скважины №, № Боровского месторождения» на территории (адрес) от 04.07.2011г. № включены в состав Приложения к межевому плану и составляют его неотъемлемую часть. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» подлежат переводу из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, и т.д. с изменением разрешенного использования. После постановки на кадастровый учет, образуемые земельные участки подлежат переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности с изменением целевого назначения. Доводы указанные в отказе в осуществлении кадастрового учета, что из представленного межевого плана, невозможно однозначно определить посредством каких земельных участков будет обеспечен доступ к образуемым земельным участкам не соответствуют действительности, так как в разделе «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам» межевого плана (лист дела №) в графе № «Кадастровый номер или обозначение земельного участка, посредством которого обеспечивается доступ» указаны участки посредством которых обеспечивается доступ к землям общего пользования, а именно: - в строке 1 указан один формируемый земельный участок №, посредством которого обеспечивается доступ к землям общего пользования; - в строке 2 указан один формируемый земельный участок №, посредством которого обеспечивается доступ к землям общего пользования. Согласно ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а так же Приказа Минэкономразвития от 24.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» отказ в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости по указанным основаниям не предусмотрен. На основании изложенного суд считает, что решение об отказе в осуществлении кадастрового не основан на требованиях закона нарушает права Кондратьева иметь соответствующую квалификацию и заниматься кадастровой деятельностью, так как на основании ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» могут явиться одним из оснований для его дисквалификации, так как в соответствии с п. 4 ч. 7 названного закона квалификационный аттестат аннулируется в случае принятия неоднократно в течение календарного года органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных настоящим Федеральным законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такое решение было признано недействительным в судебном порядке). Суд считает, что следует признать незаконными действия должностных лиц филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области по принятию решения об отказе от 6.04.2012 года № Кондратьеву Д.А. в осуществлении кадастрового учета земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:31:0503006:28,признать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 06.04.2012 года № недействительным. В соответствии ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд считает, что следует обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области провести государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Суд считает, что с филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области в пользу Кондратьева Д.А. следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Признать незаконными действия должностных лиц филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области по принятию решения об отказе от 6.04.2012 года № Кондратьеву Д.А. в осуществлении кадастрового учета земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. Признать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 06.04.2012 года № недействительным. Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области провести государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. Взыскать с филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области в пользу Кондратьева Д.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Сторонам разъяснено, что мотивированное решение будет изготовлено 30.04.2012 года. Судья (подпись) В.В. Бакунова
зданий и сооружений. Утверждение (одобрение) Обоснований заказчиком осуществляется на основе заключения государственной экспертизы и решения органа исполнительной власти о согласовании места размещения объекта.