Решение по делу № 2-206/2012



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Камышла 10 мая 2012 года

Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сагировой Р.Р., с участием помощника прокурора Камышлинского района Самарской области Рябова И.Ф., Гараевой Д.З., представителя администрации муниципального района Камышлинский Самарской области Хисамутдиновой Э.В., при секретаре судебного заседания Галимуллиной Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-206/2012 по исковому заявлению прокурора Камышлинского района в интересах Гараевой Д.З. к администрации муниципального района Камышлинский Самарской области, третьи лица: Министерство экономического развития инвестиций и торговли Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Камышлинского района Самарской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Гараевой Д.З. к администрации муниципального района Камышлинский Самарской области о предоставлении жилого помещения, обосновывая заявленные требования тем, что прокуратурой Камышлинского района в марте 2012 года проведена проверка соблюдения в Камышлинском районе прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на получение жилья. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или при возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений, такие решения служат основанием заключения договора социального найма. При этом в силу абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 5 указанного закона установлено, что дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области №77-ГД от 05.03.05 « О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения». В соответствии со ст. 4 данного закона должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им государственных полномочий в соответствии с законодательством РФ в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными ресурсами и финансовыми средствами со стороны органов государственной власти Самарской области. В ходе проверки установлено, что Гараева Д.З., **** года рождения, зарегистрированная в (адрес), относится к категории детей-сирот Камышлинского района. Согласно списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа администрации Камышлинского района с 2010 года состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилья. В нарушение вышеназванного законодательства по состоянию на 18.03.12 г. жилье ей не предоставлено. Основной причиной нарушения жилищных прав Гараевой Д.З. является отсутствие финансирования со стороны органов власти Самарской области. Законом Самарской области от 01.12.2010 №130-ГД « Об областном бюджете на 2011 г и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году предусмотрены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Камышлинскому району. Просил обязать администрацию муниципального района Камышлинский предоставить Гараевой Д.З., **** года рождения, социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере установленной в соответствии с утвержденной Министерством Экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области рыночной стоимости 1 квадратного метра.

В судебном заседании Гараева Д.З. и помощник прокурора Камышлинского района Самарской области Рябов И.Ф., участвующий в деле в интересах Гараевой Д. З., поддержали исковое требование по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации муниципального района Камышлинский Самарской области Хисамутдинова Э.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что Гараева Д.З, ****г.р., в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) является лицом, оставшимся без попечения родителей. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 N 152-ГД (ред. от 21.11.2011) "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": «5. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, на патронатном воспитании, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области». Согласно части 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» (далее - Закон 115-ГД) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Согласно пункту 1.3 Положения о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 №83, финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. Составление проекта областного бюджета, организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства финансами Самарской области, которое является финансовым органом Самарской области согласно Положению о министерстве управления финансами от 21.11.2008 года № 447. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий год и плановый период. В дальнейшем, полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и предоставленными списками. Таким образом, требования Закона №115-ГД администрацией соблюдены в полном объеме. Однако, учитывая сложную экономическую ситуацию, администрацией муниципального района Камышлинский предпринимаются все меры по решению проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями направлено в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области письмо с приложением списка детей-сирот, для принятия необходимых мер. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в порядке, установленном Правительством Самарской области, будет производиться администрацией района по мере поступления денежных средств, так как деньги в полном объеме министерством не выделяются, в районе отсутствует муниципальный жилищный фонд социального назначения.

Представитель третьего лица - Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области – Мавлютова Р.И., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась. В суд направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, и отзыв, в котором просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица - Министерства управления финансами Самарской области – Инкина Н.В., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, в суд направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, и отзыв, в котором просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью второй названной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, переданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 2 Закона Самарской области от 05.03.2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются следующими полномочиями: обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» названной категории лиц предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделёнными отдельными государственными полномочиями.

Согласно статьям 5, 6, 8 Закона № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нём субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счёт предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Согласно ст. 8 Закона № 159 ФЗ дополнительные гарантии детей-сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно "Порядку обеспечения жилыми помещениями детей-сирот", разработанным в соответствии с Законами Самарской области № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям - сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.

Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, появляется с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании установлено, что Гараева Д.З. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете на получение жилья в администрации муниципального района Камышлинский, жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства ему не предоставлено. В соответствии с информацией ГУП СО «ЦТИ» отсутствует информация о правах Гараевой Д.З. на недвижимое имущество и о ее участии в приватизации жилого помещения.

В соответствии с уведомлением ЕГРП запрашиваемые сведения отсутствуют на Гараеву Д.З.

Данные обстоятельства признаны и не оспаривались сторонами в судебном заседании. На основании проанализированных выше нормативных актов, предоставление истцу социальной выплаты является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.ст. 5 и 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению финансирования к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Принимая во внимание положения действующего законодательства, и учитывая, что ответчик, наделенный полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, не предоставил истцу жилое помещение за счет финансовых средств (субвенций) или социальной выплаты в соответствии с письменным заявлением о предоставлении жилья, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку, в соответствии с требованиями Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» № 87-ГД от 11.07.2006 г. Гараева Д.З. имеет право на получение социальной выплаты, так как возможности предоставить ему жилое помещение ответчик не имеет.

Доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди социальными выплатами на приобретение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и Федерального Закона № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение вне очереди жилым помещением лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с законом Гараева Д.З. имеет право на получение социальной выплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Камышлинского района в интересах Гараевой Д.З. к администрации муниципального района Камышлинский Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Камышлинский предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения Гараевой Д.З., **** года рождения, в размере, установленном в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области рыночной стоимостью одного квадратного метра.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд Самарской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2012 года.

Судья (подпись)Сагирова Р.Р.