РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ст. Клявлино 25.09. 2012 года Судья Клявлинского районного суда Самарской области Бакунова В.В., при секретаре Журавлевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-358/2012 по иску Исаевой В.В. к администрации муниципального района Клявлинский Самарской области о предоставлении жилья вне очереди, УСТАНОВИЛ: Исаева В.В обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Клявлинский Самарской области, указывая на то, что истец является с детских лет сиротой, стоит в общих списках очередности граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 17.08.1992 года в администрации муниципального района Клявлинский Самарской области, в настоящее время ее состав семьи составляет 5 человек, согласно ч 1 ст.8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4.12.1996 года истец, как сирота имеет право на внеочередное получение жилья и она должна быть обеспечена по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Ответчик до настоящего времени Исаевой не предоставил жилого помещения вне очереди как сироте, просит суд обязать администрацию муниципального района Клявлинский Самарской области предоставить жилое помещение не ниже установленных социальных норм, полагавшиеся ей по закону вне очереди, взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, а также 760 рублей за оформление нотариальной доверенности и 10 000 рублей за услуги представителя по договору от 13.06.2012 года. В судебном заседании представитель истца Самойлов А.В. уточнил исковые требования, пояснив, что Исаева В.В.( девичья фамилия Ильина) является сиротой, ее мама И.А.С. умерла ****, отец –И.В.Н. умер **** году, согласно заседания Президиума Старосеменкинского сельского Совета от 28.06.1991 года опекуном Ильиной В.В. и ее брата И.В.В. назначена С.Л.В., которой было выдано опекунское удостоверение. Исаева В.В. стоит в общих списках очередности граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 17.08.1992 года в администрации муниципального района Клявлинский Самарской области, в настоящее время ее состав семьи составляет 5 человек, согласно ч. 1 ст.8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4.12.1996 года истец, как сирота имеет право на внеочередное получение жилья и она должна быть обеспечена по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако до настоящего времени ответчик не обеспечил Исаеву жильем вне очереди, хотя Пленум Верховного суда отметил, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы ответчика, что Исаевой уже исполнилось <данные изъяты> года, что она имеет жилье в собственности, не основаны на законе, поскольку ответчик должен был в свое время поставить Исаеву из общего списка очередности в список детей-сирот, имеющих право на получения жилья вне очереди и обеспечить ее по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, поскольку в соответствии с ч. 1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Поскольку ответчик ссылается, что строительство домов для предоставления нуждающимся жилья в муниципальном районе не ведется, свободных жилых помещений не имеется, а также нет возможности предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма, просит суд обязать администрацию муниципального района Клявлинский Самарской области предоставить Исаевой В.В. **** года рождения социальную выплату вне очереди, взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, а также 760 рублей за оформление нотариальной доверенности и 10 000 рублей за услуги представителя по договору от 13.06.2012 года. Представитель ответчика-администрации муниципального района Клявлинский Самарской области Ахметшин А.Г. с иском не согласен, пояснив, что истец Исаева В.В. **** рождении состоит в списках очередности граждан муниципального района Клявлинский Самарской области, состоящих на учете для получения жилых помещений с 17.08.1992 года, в 1996 году вступил в силу закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который предусматривает, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет и имеют в соответствии с законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, Исаевой на момент вступления закона уже исполнилось 22 года, в период с 1996 г по 23.02.1997 г. Исаева имела возможность обратиться с заявлением о включении ее в список детей-сирот и использовать свое право на получение жилья вне очереди, чего не сделала истец, а по достижении 23 летнего возраста право на предоставление жилого помещения вне очереди или социальной выплаты утрачено. Также установлено, что согласно представленной выписки из ЕГРП на недвижимое имущество истец имеет в собственности жилой дом общей площадью 65,4 кв.м, расположенный в (адрес). Представители третьих лиц Министерства управления финансами Самарской области, Мистерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, привлеченные по делу в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания о чем в деле имеются сведения. Суд, выслушав, объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу, что в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям: В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом, согласно положениям частей 3, 4, 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления. Дополнительные гарантии права на внеочередное обеспечение жилыми помещениями определены пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет минимальный размер предоставляемого жилого помещения и субъекта предоставления жилых помещений – органы исполнительной власти по месту жительства или по месту временного пребывания. Согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации, определяющими, что вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом, Гражданским кодексом. Расходы на предоставление жилья детям-сиротам финансируются за счет средств федерального бюджета, либо областного. Из представленного учетного дела истца Исаевой В.В. **** года рождения, видно что она принята в список очередности граждан нуждающихся в получении жилья с 17.08.1992 года в администрации муниципального района Клявлинский Самарской области, сведений о том что она является сиротой в заявлении и в документах личного дела не имеется, не предоставлено истцом в личное дело каких –либо документов об установлении над ней опеки. Дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, органами местного самоуправления муниципальных районов, осуществляющими государственные полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по месту их жительства или пребывания по заявлению указных лиц, либо опекунов. В 1996 году вступил в силу закон« О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который предусматривает, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет и имеют в соответствии с законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, Исаевой на момент вступления закона уже исполнилось 22 года, в период с 1996 г по 23.02.1997 г. Исаева имела возможность обратиться с заявлением о включении ее в список детей-сирот и использовать свое право на получение жилья вне очереди, чего не сделала истец, а по достижении 23 летнего возраста право на предоставление жилого помещения вне очереди или социальной выплаты утрачено. Кроме того в соответствии с п.1.1. Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 « Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены правила и условия обеспечения жилыми помещениями за счет средства областного бюджета. П. 2.2 вышеуказанного Постановления предусматривает, что дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей подают в уполномоченный орган личное заявление о предоставлении жилых помещений(социальной выплаты), подписанное заявителем. К заявлению прилагаются: копия паспорта или документа, удостоверяющего личность; копии документов, подтверждающих статус детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; копии документов об окончании пребывания в общеобразовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо об окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо о возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; справка из территориального органа Федеральной регистрационной службы и организации, осуществляющей техническую инвентаризацию, о наличии недвижимости в собственности у гражданина, выданная не позднее чем за десять дней до даты обращения гражданина с заявлением о пре предоставлении социальной выплаты. На основании представленных документов органы местного самоуправления определяют право гражданина на получение субсидии или мотивированно отказывают в ее предоставлении. Доводы представителя истца, что ответчик был обязан сам проверить сведения и поставить истца в список детей-сирот, имеющих право на получении социальной выплаты для приобретения жилья несостоятельны. Кроме того, дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не должны иметь закрепленного за ними жилого помещения. Как видно из учетного дела истца Исаевой В.В., имеется выписка из ЕГРП на недвижимое имущество, из которой видно, что Исаева В.В. имеет в собственности жилой дом общей площадью 65,4 кв.м, расположенный в (адрес), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним **** сделана запись регистрации №. При установленных обстоятельствах суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: В иске Исаевой В.В. к администрации муниципального района Клявлинский Самарской области о предоставлении социальной выплаты вне очереди и взыскании 10960 рублей отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Разъяснить сторонам, что решение в окончательной форме будет изготовлено 30.09.2012 года. Судья: (подпись) Бакунова В.В.