Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Клинцы 21 февраля 2011 г.
Клинцовский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Бондаренко М.В., при секретаре Яковенко О.А., с участием представителя истца -заместителя прокурора . Дорохина В.Н., представителя ответчика - главы Великотопальского сельского поселения ., исполняющего полномочия главы Великотопальской сельской администрации Надточей П.М., представителя третьего лица - ОГИБДД ОВД по . и . муниципальному району Дорошенко Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора . в защиту интересов неопределённого круга лиц к . сельской администрации . о понуждении к осуществлению комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по приведению наружного освещения улично-дорожной сети в ., в соответствие с требованиями обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения,
установил:
Прокурор . района . обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к . сельской администрации ., о понуждении к совершению действий, а именно к принятию мер направленных на приведение наружного освещения улично-дорожной сети в п. . ., в соответствие с требованиями обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения. В обоснование своих требований, истец указывает что, проведенной комплексной проверкой дорожной сети в границах . сельского поселения . установлено отсутствие наружного освещения улично-дорожной сети в ..
Истец, ссылаясь на положения и нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ, Государственного стандарта Российской Федерации Р 50597-93 (ГОСТ Р 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в части требовании к наружному освещению, и положения Устава . сельского поселения ., полагает, что содержание наружного уличного освещения улично-дорожной сети в . является обязанностью администрации соответствующего сельского поселения.
В судебном заседании заместитель прокурора . Дорохин В.Н. поддержал исковое заявление.
Привлечённый по делу в качестве третьего лица на стороне истца представитель ОГИБДД ОВД по . и . муниципальному району Дорошенко Е.Ф. также поддержал исковые требования.
Представитель ответчика по делу - глава . сельского поселения ., исполняющий полномочия главы . сельской администрации Надточей П.М. иск признал, не возражал против удовлетворения требований истца и ходатайствовал об отсрочке исполнения решения суда до 01.06.2011 г.
Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
Из акта, составленного 15.12.2010 г. по результатам контрольной проверки автомобильных дорог . сельского поселения, следует, что в . отсутствует уличное освещение.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьей 3 указанного Закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).
Подпунктами 5, 22 п.1 ст.7 Устава Великотопальского сельского поселения к вопросам местного значения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 6 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ и ч.1 ст.34 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257-ФЗ - органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Пунктом 1 ст.22 Закона «О безопасности дорожного движения», определено что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Частью 2 статьи 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно абз. 8 ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» и абз. 8 пункта 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 - под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения установлены Государственным стандартом Российской Федерации Р 50597-93 (ГОСТ Р 50597-93) "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется с 01.01.95 г. на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. Пунктами 4.6; 4.6.1; 4.63; 4.64; 4.6.5 указанного стандарта предусмотрены требования к наружному освещению, так:
- включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк., доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим,
-допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.
- отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
Пунктом п.2.5.СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» предусмотрено обязательное наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов.
Согласно ч.8 ст.6 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, скверы, бульвары).
. сельская администрация . в соответствии с п.1 ст. 24, п.п.13 п.1 ст.10 Устава . сельского поселения ., является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, юридическим лицом. В соответствии с п.п.2 п.1 ст.39 Устава сельского поселения к компетенции сельской администрации отнесено обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по решению вопросов местного значения сельского поселения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Совета народных депутатов, постановлениями и распоряжениями главы сельского поселения, главы сельской администрации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с вышеуказанными нормами и положениями Законов - приведение наружного освещения улично-дорожной сети в . в соответствие с требованиями обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения является обязанностью сельской администрации . сельского поселения ., и неисполнение органом местного самоуправления указанных требований может создавать угрозу нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц - населения муниципального образования, в том числе и на безопасные условия движения по дорогам населенного пункта - ..
Поскольку представитель истца не возражал против удовлетворения ходатайства заявленного представителем ответчика об отсрочке исполнения решения до 01.06.2011 года, суд приходит к выводу о том, что ходатайство об отсрочке исполнения решения до указанной даты подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Иск прокурора . в защиту интересов неопределённого круга лиц к . сельской администрации . о понуждении к осуществлению комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по приведению наружного освещения улично-дорожной сети в ., в соответствие с требованиями обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения - удовлетворить.
Обязать . сельскую администрацию . до 1 июня 2011 года осуществить комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по приведению наружного освещения улично-дорожной сети в ., в соответствие с требованиями обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 суток с момента его оглашения.
Судья Клинцовского районного суда М.В. Бондаренко
Брянской области