Дело № 2-404/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 июня 2012 года г. Клинцы Клинцовский районный суд Брянской области в составе председательствующего - судьи Мартыник В.Е., при секретаре Черниковой Е.Н., с участием помощника прокурора Клинцовского района Брянской области Суярковой Е.Г., с участием представителя ответчика - Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области Марковцовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Клинцовского района Брянской области к Стукалову Е. С. и Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о признании действий Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области по регистрации Стукалова Е.С. незаконными, признании Стукалова Е.С. не приобретшим права пользования жилым помещением, снятии его с регистрационного учета, а также установления факта не проживания Стукалова Е.С. по адресу: Брянская область Клинцовский район село <адрес> УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора Клинцовского района Брянской области обратился в суд с иском к Стукалову Е. С. и Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о признании Стукалова Е.С. не приобретшим права пользования жилым помещением и снятии его с регистрационного учета, а также установления факта не проживания Стукалова Е.С. с 31.07.2009 годапо 15.06.2012 года по адресу: Брянская область Клинцовский район село <адрес> В обоснование своего иска заместитель прокурора указывает, что Стукалову Е. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 31.07.2009 года зарегистрирован органом регистрационного учета - Рожновской сельской администрацией Клинцовского района по адресу: Брянская область Клинцовский район, с. <адрес> Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ, договором социального найма данного жилого помещения (ст.61 ЖК РФ) наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, разрешить проживание в жилом помещении временных жильцов (ст. 67 ЖК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. Согласно статье 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 27.07.2010) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункту 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 11.11.2010), гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, для регистрации представляет заявление по установленной форме, а также документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенную копию. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, В силу статьи 4 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 Рожновская сельская администрация, будучи исполнительным органом местного самоуправления (п.1 ст.24, п.п.13 п.1 ст. 10 Устава Рожновского сельского поселения), является органом регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Прокурор указывает, что регистрация ответчика по указанному адресу произведена без указания на регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, по фиктивному заявлению ранее незаконно зарегистрированного по данному адресу Середа А.А., а также в отсутствие документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договора найма, договора безвозмездного пользования), иного законного основания. С момента регистрации и по настоящее время ответчик в установленном законом порядке в вышеуказанный дом не вселялся, фактически в нем не проживает, коммунальные услуги не оплачивает, предоставляющий ему право пользования жилым помещением договор ни с кем не заключал, не является членом семьи кого-либо из всех зарегистрированных по тому же адресу лиц. Следовательно, ответчик не приобрел право пользованиями жилым помещением. Наличие регистрации по месту жительства в жилом помещении само по себе не порождает право пользования им, поскольку регистрация носит лишь уведомительный характер. Указанный индивидуальный дом собственника не имеет, фактически является бесхозяйным, непригоден для проживания. Прокурор указывает что, регистрация ответчика по вышеуказанному адресу произведена незаконно: то есть при отсутствии условий, предусмотренных пунктами 3, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 11.11.2010), статей 60, 61, 67 ЖК РФ, части 2 статьи 30 ЖК РФ, статей 671, 674, 679 ГК РФ, является фиктивной, поскольку произведена не с целью приобретения жилищных прав. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из похозяйственной книги по Рожновскому сельскому поселению №, копией паспорта ответчика, фототаблицей <адрес>, в <адрес>, адресным листком убытия, объяснениями Марковцовой О.М., Киндыч В.Н.,Середа А.А. и другими материалами. Поскольку ответчик не приобрел права пользования вышеуказанным жилым помещением, основания для сохранения за ним регистрации по месту жительства в указанном доме отсутствуют, в связи с чем необходимо снять его с регистрационного учета по указанному адресу. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится, в частности, на основании вступившего в законную силу решения суда в случаях признания утратившим право пользования жилым помещением, обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации (ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1, пп. "е", "ж" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713). В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, муниципальных образований, Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 целью регистрационного учета по месту жительства является не только обеспечение необходимых условий для реализации гражданином его прав и свобод, но и исполнение им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Фиктивная регистрация гражданина, не проживающего по месту регистрации, может создавать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку создает условия для противоправных действий зарегистрированного таким образом лица, а также нарушает права Российской Федерации, поскольку затрудняет контроль государства за выполнением гражданином обязанностей перед государством, другими субъектами, искажает степень избирательной активности граждан, а также регистрация ответчика в зоне отселения является основанием для постановки им вопроса о предоставлении ему мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 9 статьи 13, статьи 20 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 и в силу части первой статьи 3 указанного закона порождает обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданину вследствие чернобыльской катастрофы, посредством предоставления и выплат установленных Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот, что будет незаконно. Заместитель прокурора Клинцовского района просит признать действия Рожновской сельской администрации Клинцовского района по регистрации Стукалова Е.С. с 31.07.2009 годапо 15.06.2012 года по адресу: Брянская область, Клинцовский район, с. <адрес> незаконными. Признать Стукалова Е.С. не приобретшим права пользования жилым помещением по адресу: Брянская область, Клинцовский район, с. <адрес>, <адрес> и снять его с регистрационного учета. Установить факт не проживания Стукалова Е.С. с 31.07.2009 годапо 15.06.2012 года на территории зоны отселения, в том числе по адресу: Брянская область Клинцовский район, с. <адрес>. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования и просил суд признать ответчика Стукалова Е.С. не приобретшим права пользования жилым помещением, а также установить факт не проживания Стукалова Е.С. с 31.07.2009 годапо 15.06.2012 года по адресу: Брянская область Клинцовский район село <адрес> В части искового требования обязать Рожновскую сельскую администрацию Клинцовского района снять ответчика с регистрационного учета по указанному адресу в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу прокурор отказался от иска, так как на момент судебного разбирательства указанное требование исполнено добровольно. Ответчик Стукалову Е. С. в судебное заседание не явился, хотя о мете и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Отзыва относительно иска в судебное заседание не направил, как и сведений относительно причин неявки. Представитель ответчика - Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянкой области Марковцовой О.М. иск признала. Представитель заинтересованного лица - МО УФМС России по Брянской области в г. Клинцы в судебное заседание не явился, хотя МО УФМС России по Брянской области в г. Клинцы о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Отзыва относительно иска не предоставил, как и сведений о причинах неявки представителя в судебное заседание. Выслушав доводы прокурора, доводы представителя ответчика - Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области Марковцовой О.М., исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Стукалову Е. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 31.07.2009 года зарегистрирован органом регистрационного учета - Рожновской сельской администрацией Клинцовского района Брянской области по адресу: Брянская область Клинцовский район, с. <адрес>. В судебном заседании установлено, что ответчик Стукалову Е. С. снят с регистрационного учета по адресу: Брянская область Клинцовский район село <адрес> - 15 июня 2012 года. Судом установлено, что индивидуальный дом № <адрес> Клинцовского района Брянской области собственника не имеет. Из выписки из похозяйственной книги по Рожновскому сельскому поселению №, следует, что Стукалову Е. С. зарегистрирован в доме №<адрес> по улице <адрес> Клинцовского района Брянской области с 31.07.2009 годапо 15.06.2012 года. Из паспорта ответчика следует, что Стукалову Е. С. зарегистрирован с 31.07.2009 годапо 15.06.2012 года в доме <адрес> по улице <адрес> Клинцовского района Брянской области. Из фототаблицы <адрес>, в <адрес> видно, что дом находится в непригодном для проживания людей состоянии. В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. иных лиц, разрешить проживание в жилом помещении временных жильцов (ст. 67 ЖК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 27.07.2010) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункту 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 11.11.2010), гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, для регистрации представляет заявление по установленной форме, а также документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенную копию. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, В силу статьи 4 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 Рожновская сельская администрация, будучи исполнительным органом местного самоуправления (п.1 ст.24, п.п.13 п.1 ст. 10 Устава Рожновского сельского поселения), является органом регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что регистрация ответчика Стукалова Е.С. по указанному адресу произведена без указания на регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, по фиктивному заявлению ранее незаконно зарегистрированного по данному адресу Середа А.А., а также в отсутствие документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договора найма, договора безвозмездного пользования), иного законного основания то есть при отсутствии условий, предусмотренных пунктами 3, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 11.11.2010), статей 60, 61, 67 ЖК РФ, части 2 статьи 30 ЖК РФ, статей 671, 674, 679 ГК РФ, является фиктивной, поскольку произведена не с целью приобретения жилищных прав. В судебном заседании установлено, что с момента регистрации и по настоящее время ответчик в установленном законом порядке в вышеуказанный дом не вселялся фактически в нем не проживает, коммунальные услуги не оплачивает, предоставляющий ему право пользования жилым помещением договор ни с кем не заключал, не является членом семьи кого-либо из всех зарегистрированных по тому же адресу лиц. Наличие регистрации по месту жительства в жилом помещении само по себе не порождает право пользования им, поскольку регистрация носит лишь уведомительный характер. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится, в частности, на основании вступившего в законную силу решения суда в случаях признания утратившим право пользования жилым помещением, обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации (ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1, пп. "е", "ж" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713). Согласно статье 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 целью регистрационного учета по месту жительства является не только обеспечение необходимых условий для реализации гражданином его прав и свобод, но и исполнение им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик не приобрел права пользования вышеуказанным жилым помещением, основания для сохранения за ней регистрации по месту жительства в указанном доме отсутствуют. Суд считает, что фиктивная регистрация Стукалова Е.С. не проживающего по месту регистрации, может создавать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку создает условия для противоправных действий зарегистрированного таким образом лица, а также нарушает права Российской Федерации, поскольку затрудняет контроль государства за выполнением гражданином обязанностей перед государством, другими субъектами, искажает степень избирательной активности граждан, а также регистрация ответчика в зоне отселения является основанием для постановки им вопроса о предоставлении ему мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 9 статьи 13, статьи 20 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 и в силу части первой статьи 3 указанного закона порождает обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданину вследствие чернобыльской катастрофы, посредством предоставления и выплат установленных Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот, что будет незаконно. Таким образом, судом установлено, что ответчик Стукалову Е. С. с 31.07.2009 годапо 15.06.2012 года был зарегистрирован в доме №<адрес> в селе <адрес> Клинцовского района Брянской области, который не имеет собственника, в нем Стукалову Е. С. фактически не проживал, дом непригоден к проживанию в нем людей. С учётом изложенных выше обстоятельств дела суд считает, что исковые требования прокурора о признании действий Рожновской сельской администрации Клинцовского района по регистрации Стукалова Е.С. с 31.07.2009 годапо 15.06.2012 года по адресу: Брянская область Клинцовский район, с. <адрес> - незаконными, о признании не приобретшим права пользования жилым помещением и установления факта не проживания Стукалова Е.С. в доме №<адрес> Клинцовского района Брянской области подлежат удовлетворению. Отказ прокурора от исковых требований в части обязания Рожновской сельской администрации Клинцовского района снять ответчика с регистрационного учета по адресу: Брянская область Клинцовский район, с. <адрес> с 31.07.2009 года следует принять, поскольку отказ от иска не затрагивает ничьих законных прав и интересов и не противоречит Закону, а исковое требование в этой части исполнено ответчиком в добровольном порядке. Производство по делу в указанной части требований подлежит прекращению в соответствии со ст. 220 -221 ГПК РФ. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск заместителя прокурора Клинцовского района Брянской области к Стукалову Е. С. и Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о признании действий Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области по регистрации Стукалова Е.С. с 31.07.2009 годапо 15. 06.2012 года по адресу: Брянская область, Клинцовский район, с. <адрес> - незаконными, о признании Стукалова Е.С. не приобретшим права пользования в доме №<адрес> по улице <адрес> Клинцовского района Брянской <адрес>, установлении факта не проживания Стукалова Е. С. в доме № № по улице <адрес> Клинцовского района Брянской области - удовлетворить. Признать действия Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области по регистрации Стукалова Е.С. с 31.07.2009 годапо 15.06.2012 года по адресу: Брянская область, Клинцовский район, с. Рожны, ул. Зеленая, д.34 - незаконными. Признать ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не приобретшим права пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>. Установить факт, что Стукалову Е. С. с 31.07.2009 годапо 15.06.2012 года не проживал по адресу: Брянская область Клинцовский район село <адрес> Принять отказ прокурора от иска в части обязания Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области снять ответчика с регистрационного учета. Производство по делу в части обязания Рожновской сельской администрации Клинцовского района снять ответчика с регистрационного учета по указанному адресу в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу - прекратить. Решение может быть обжаловано в течение месяца, в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда с подачей жалобы через Клинцовский районный суд. Судья Мартыник В.Е.