о признании права на обмен жилого помещения, признании отказа на обмен недействительным



Дело № 2-111\2010 год.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2010 года г. Клин, Московской области

Клинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Кореневой Н.Ф.,

при секретаре Юрченко М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симинтеевой О. В. к командованию войсковой части 12517, к Тимоновской КЭЧ района, 3-е лицо Гурченкова В. Ю., о признании утратившими силу решения Главы администрации относительно статуса служебного жилого помещения, о признании утратившими статуса служебного жилого помещения, о признании права на обмен жилых помещений и о признании отказа наймодателя на обмен жилых помещений недействительными, и по иску Гурченковой В. Ю. к командованию войсковой части 12517, к Тимоновской КЭЧ района, 3-е лицо Симинтеева О. В., Хагба Р. В., Администрация Клинского муниципального района, о признании права на обмен жилых помещений и о признании отказа наймодателя на обмен жилых помещений недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Симинтеева О.В. является нанимателем жилого помещения, находящегося по адресу: /Адрес/. Данную квартиру она занимает на основании обменного ордера. В квартире также проживает и зарегистрирован сын Симинтеевой – С., /Дата/ рождения.

Гурченкова В.Ю. является нанимателем жилого помещения, находящегося по адресу: /Адрес/. в указанной квартире зарегистрирована Гурченкова В.Ю. и ее бывший муж Хагба Р.В, который фактически проживает в /Адрес/.

В целях улучшения жилищных условий Симинтеева и Гурченкова решили произвести между собой обмен занимаемых им жилых помещений, для чего обратились к командиру войсковой части 12517. Командование в\ч 12517 разрешило им обмен в установленном законом порядке, выдав на руки необходимые документы для согласования с Тимоновской КЭЧ района. Однако командование Тимоновской КЭЧ района в обмене жилых помещений отказало, ссылаясь на тот факт, что квартиры являются служебными, потому в силу закона не подлежат обмену. Стороны считают, что им неправомерно отказала в обмене, поскольку согласно справке /Номер/ от /Дата/, выданной 201 КЭЧ района квартира /Номер/ в доме /Номер/ /Адрес/ служебной не является. А согласно приказа МО РФ №80 от 2000 года обмен жилых помещений в военных городках не запрещен независимо от категории назначения жилья. Стороны считают, что отказ в даче согласия на обмен жилых помещений Тимоновской КЭЧ района является незаконным, и нарушает их права, предусмотренные ст.72 ЖК РФ. Согласно нормам жилищного законодательства, отказ наймодателя в обмене, возможен только в случаях, предусмотренных ст.73 ЖК РФ, стороны считают, что обстоятельств, препятствующих обмену, нет.

Симинтеева О.В. обратилась в суд с иском, который уточнила в ходе судебного заседания, к командованию войсковой части 12517, к Тимоновской КЭЧ района, 3-е лицо Гурченкова В.Ю., просила признать утратившими силу решения Главы администрации относительно статуса служебного жилого помещения, признать, что обе квартиры утратили статус служебного жилого помещения, признать право на обмен жилых помещений, признав отказ наймодателя на обмен жилых помещений недействительным.

Гурченкова В.Ю. обратилась в суд с иском к командованию войсковой части 12517, к Тимоновской КЭЧ района, 3-е лицо Симинтеева О. В., Хагба Р. В., Администрация Клинского муниципального района, о признании права на обмен жилых помещений и о признании отказа наймодателя на обмен жилых помещений недействительным.

На основании определения Клинского городского суда от /Дата/, вышеуказанные гражданские дела были объединены в одно производство, поскольку в обоих исковых заявлениях речь идет об одном и том же предмете, стороны по делу совпадают и истцы ставят вопрос об обмене жилых помещений, которые они занимают на основании договора социального найма.

В судебном заседании Симинтеева О.В. суду пояснила, что они с Гурченковой В.Ю. обратились к командиру войсковой части с заявлением обмене. Им обмен разрешили. Однако командование Тимоновской КЭЧ района не дает согласия на обмен, ссылаясь на решения исполкома о том, что квартиры служебные, а потому обмена быть не может. Однако согласно справке /Номер/ от /Дата/, выданной КЭЧ района, квартира /Номер/ в доме /Номер/ не является служебной, обмен жилых помещений в военном городке не запрещен

Представитель Тимоновской КЭЧ района суду пояснил, что обмен служебных жилых помещений запрещен. Данные квартиры являются служебными стоят на балансе КЭЧ.

Гурченкова В.Ю. поддержала свой иск и поддержала объяснения, которые в судебном заседании дала Симинтеева О.В., просила разрешить обмен жилых помещений.

Выслушав стороны, проверив представленные сторонами доказательства, принимая во внимание принцип состязательности гражданского судопроизводства, суд пришел к выводу, что исковые требования Симинтеевой О.В. и Гурченковой В.Ю. не подлежат удовлетворению.

Согласно ст.72 ЖК РФ «наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.

Обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, допускается с предварительного согласия органов опеки и попечительства».

Статья 99 ЖК РФ предусматривает, что «специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования» а в ст.100 ЖК РФ указано, что «наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем».

В обоснование доводов стороны суду представили копия заявления Симинтеевой О.В., а также копия заявления Гурченковой В.Ю. на имя командира войсковой части 12517для разрешения обмена жилых помещений.

Согласно выписке из протокола /Номер/ заседания жилищной комиссии от /Дата/ разрешен обмен между Гурченковой В.Ю. и Симинтеевой О.В.

Согласно копии обменного ордера /Номер/ от /Дата/ квартира, находящаяся по адресу: /Адрес/, была получена А. на основании обмена.

Согласно справке /Номер/ КЭЧ района, квартира /Номер/, расположенная по адресу: /Адрес/, на момент передачи жилищного фонда в Тимоновскую КЭЧ района не являлась служебной.

По сообщению Тимоновской КЭЧ района, указанные квартиры, которые стороны хотят поменять между собой, являются служебными на основании решения исполкома Клинского городского Совета народных депутатов. В соответствии с решением исполкома Клинского городского Совета народных депутатов от /Дата/ /Номер/ в число служебной жилой площади войсковой части 27905 включена однокомнатная квартира /Адрес/

Тимоновская КЭЧ района не признавая исковые требования, представила письменный отзыв по иску, указав, что Тимоновская КЭЧ района исковые требования не признает и просит отказать в иске, поскольку квартира /Номер/ в д. /Номер/, /Адрес/, является служебной, что подтверждается решением исполкома Клинского городского Совета народных депутатов /Номер/ от /Дата/, решением /Номер/ от /Дата/, квартира /Адрес/, является служебной, что подтверждается Решением Исполкома Клинского городского Совета народных депутатов /Номер/ от /Дата/

Согласно нормам жилищного законодательства (ст.100 п.4 ЖК РФ), а также согласно главе 1У п.44 Приказа МО РФ от 15.02.2000 года №80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ» (с послед. Измен. и дополн.) «Обмен жилых помещений не допускается, если помещение является служебным или находится в общежитии. Для всех видов договора найма специализированного жилого помещения установлено ограничение прав нанимателей: наниматель не вправе произвести обмен предоставленного ему специализированного жилого помещения, в том числе на другое специализированное жилое помещение, сдать его в поднаем. Статус указанных квартир не был изменен, они до сих пор являются служебными».

Согласно копии ордера /Номер/ от /Дата/, выданной /Номер/ КЭЧ района, квартира /Адрес/, находится в ведении МО ПВО, и является служебной. Согласно копии финансового лицевого счета в указанной квартире зарегистрированы Хагба Р.В. и Гурченкова В.Ю..

В дело была представлена копия справки о том, что Г.. проработал в /Учреждение/ с /Дата/ по /Дата/

Согласно решению исполкома Клинского городского Совета депутатов трудящихся /Номер/ от /Дата/, квартира /Номер/ в доме /Номер/ войсковой части 27905 включена в число служебных.

Согласно копии о расторжении брака, Хагба Р.В. и Гурченкова В.Ю. расторгли брак в /Дата/.

При рассмотрении данного дела было установлено, что обе квартиры, которые Симинтеева О.В. и ее несовершеннолетний сын, а также Гурченкова В.Ю. и ее бывший муж Хагба Р.В., хотят обменять между собой, являются служебными, что подтверждено решениями исполкома Клинского совета народных депутатов. Данные решения до настоящего времени не отменены.

Жилищное законодательство предусматривает, что для того, чтобы считать квартиру служебной, она должна быть зарегистрирована в качестве таковой в соответствующих органах.

В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, когда Симинтеева О.В. и Гурченкова В.Ю. вселялись в указанные ими жилые помещения, жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года №1301, «государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ». После принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно было быть зарегистрировано в качестве такого в соответствующих органах».

Согласно ст. 92 ЖК РФ «использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом».

Симинтеева О.В. просила изначально перевести из статуса служебной в статус договорной квартиру /Адрес/, затем она уточнила свои требования и просила признать утратившими силу решения Главы Администрации Клинского муниципального района /Номер/ от /Дата/, относительно перевода в статус служебной квартиры /Адрес/, а также просила признать утратившим силу решение Главы Администрации Клинского района /Номер/ от /Дата/ относительно перевода в разряд служебной квартиры /Адрес/. Просила признать утратившим статус служебного жилого помещения квартир /Номер/ и /Номер/ в доме /Адрес/. Однако суд считает, что рассмотрение вопроса об исключении жилого помещения из числа служебных должно решаться теми же органами, которые приняли такое решение, а суд лишь может рассмотреть вопрос о правомерности или неправомерности отказа в удовлетворении такого заявления, поэтому требования Симинтеевой О.В. и Гурченковой В.Ю. о признании утратившими занимаемых ими квартир статуса служебных, не может быть рассмотрен в судебном порядке, данные требования необоснованны и неподведомственны суду. Суду не было представлено доказательств того, что истицы обращались в соответствующие органы, в том числе к наймодателю, с вопросом о переводе занимаемых ими квартир из разряда служебных, а также суду не были представлены правовые основания того, что в настоящее время эти квартиры не могут быть признаны служебными.

Суд находит доводы ответчика – Тимоновской КЭЧ района о том, что статус указанных квартир не был изменен, они до сих пор являются служебными, а потому обмен жилых помещений не допускается, если помещение является служебным и для всех видов договора найма специализированного жилого помещения установлено ограничение прав нанимателей: наниматель не вправе произвести обмен предоставленного ему специализированного жилого помещения, основанными на законе. Суд находит отказ командования Тимоновской КЭЧ района в даче согласия на обмен квартир правомерным, законным и обоснованным. Принимая во внимание, что поскольку данные жилые помещения относятся к служебным помещениям по настоящее время, то не подлежат удовлетворению требования истцов об обмене жилых помещений, занимаемых ими, поскольку эти требования производны от первого.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.

К отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (статья 5 Вводного закона).

Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения;

В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР).

Из имеющихся в деле копий ордеров следует, что на ордере по квартире /Адрес/, указано, что он выдан /Номер/ КЭЧ района /Дата/ и отмечено что ордер «обменный», а на копии ордера по квартире /Адрес/, стоит отметка «служебный».

Суд отмечает, что Симинтеева О.В. не представила суду согласие органов опеки и попечительства на разрешение такого обмена, с ней в квартире проживает ее сын – несовершеннолетний С. /Дата/ рождения. А также суд отмечает, что согласно копии финансового лицевого счета в квартире /Адрес/, зарегистрированы Гурченкова В.Ю. и Хагба Р.В.. В судебном заседании было установлено, что они состояли в зарегистрированном браке, который был расторгнут /Дата/, на момент рассмотрения дела и подачи заявления в войсковую часть об обмене жилых помещений, они не состояли в браке. Гурченкова В.Ю. и Хагба Р.В. занимают двухкомнатную квартиру, которую желают обменять на однокомнатную, в которой проживает Симинтеева О.В. со своим сыном. Однако в результате такого обмена, ухудшаются жилищные условия Гурченковой В.Ю. и Хагба Р.В., поскольку бывшие супруги не могут проживать в одной комнате. В судебном заседании Хагба Р.В. пояснил, что фактически он проживает в /Адрес/, претензий к Гурченковой В.Ю. не имеет и на обмен согласен.

Таким образом, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Симинтеевой О.В. и Гурченковой В.Ю. не имеется, а потому их иски не подлежат удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Симинтеевой О. В. к командованию войсковой части 12517, к Тимоновской КЭЧ района, 3-е лицо Гурченкова В. Ю., о признании утратившими силу решения Главы администрации относительно статуса служебного жилого помещения, о признании утратившими статуса служебного жилого помещения, о признании права на обмен жилых помещений и о признании отказа наймодателя на обмен жилых помещений недействительными, отказать.

В удовлетворении исковых требований Гурченковой В. Ю. к командованию войсковой части 12517, к Тимоновской КЭЧ района, 3-е лицо Симинтеева О. В., Хагба Р. В., Администрация Клинского муниципального района, о признании права на обмен жилых помещений и о признании отказа наймодателя на обмен жилых помещений недействительными, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течении десяти дней со дня вынесения мотивированного решения суда.

Судья Н.Ф. Коренева

Мотивированное решение суда изготовлено /Дата/.

Судья Н.Ф. Коренева

Решение вступило в законную силу.