Дело №2-294/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
/Дата/ г. Клин, Московской области,
Клинский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кореневой Н.Ф.
при секретаре Юрченко М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л. к ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области о признании недействительным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан /Номер/ от /Дата/ и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
В /Дата/ года истица обратилась в ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области с заявлением и необходимым пакетом документов, для назначения досрочной пенсии по старости.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ Управлении ПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области /Номер/ от /Дата/ Л. было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого требуемого специального педагогического стажа – 25 лет, на основании ст.27 п.1 п\п 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Комиссией принят к зачету специальный педагогический стаж, дающий право Л. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, который составил 24 года 07 месяцев 18 дней.
Комиссией не приняты к зачету в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по ст.27 п.1 п\п.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ периоды работы истицы
-нахождение в учебных отпусках /Дата/ по /Дата/; с /Дата/ /Дата/ по /Дата/; с /Дата/ по /Дата/ /Дата/; с /Дата/ по /Дата/; с /Дата/ /Дата/ по /Дата/; с /Дата/ /Дата/ по /Дата/;
-период нахождения истицы в административном отпуске с /Дата/ по /Дата/.
Считая отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным, Л. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ № 23 по г. Москве и Московской области, о признании решения комиссии при ГУ УПФ РФ /Номер/ от /Дата/, необоснованным, и просила назначить ей пенсию на льготных условиях со дня возникновения права на получение пенсии, то есть, при наличии требуемого специального педагогического стажа работы 25 лет.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дав аналогичные пояснения.
Представитель ГУ УП ФРФ № 23 по г.Москве и Московской области в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что комиссией принято правомерное и законное решение, поскольку на основе ныне действующего законодательства, учебные отпуска не подлежат зачету в специальный педагогический стаж, а подлежит зачету только в общий стаж работы, а административный отпуск, т.е. отпуск за свой счет, не включался в стаж и по ранее действующему законодательству. У истицы нет требуемого специального педагогического стажа -25 лет.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с обусловленным характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, Закон РФ «Об образовании» не связывает возможность реализации прав педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории РФ независимо от их организационно – правовой формы на все должности.
В соответствии с п.1 п\п.19 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», лицам не менее 25 лет осуществляющим лицам педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста. Согласно указанному закону, Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и Правила исчисления и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации».
В определении Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 года №392-О (п.3) тоже указано, что «согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение
Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в школах, предусмотренных Списком.
С 1 ноября 1999 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", согласно пункту3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991года N463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами.
Как было установлено в судебном заседании, в период работы в Клинской восьмилетней школе /Номер/, Л. одновременно училась в О. а потому в период учебы неоднократно брала учебные отпуска. Осуществляя педагогическую деятельность в указанные периоды, Л. закончила вышеуказанный институт, период обучения с /Дата/ по /Дата/, по специальности русский язык и литература, по окончании которого, получила квалификацию «учитель русского языка и литературы в средней школе». Диплом об окончании указанного института был представлен суду на обозрение.
Не принимая к зачету периоды нахождения истицы в учебных отпусках, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области, ответчик по делу, указал, что на основании актов проверки факта работы от /Дата/ /Номер/, от /Дата/ /Номер/ и согласно п.5
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на основании ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11. 07.2002 года, включение данных видов отпусков в специальный педагогический стаж не предусмотрено.
В п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953), а также в п.3 приложения №6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения (утвержденного приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года №94) был закреплен порядок зачета в стаж педагогической работы периодов времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая деятельность.
Согласно п.16 «Положения о льготах работников и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях», утвержденному постановлением СМ СССР от 24.12.1988 года №1116 «рабочим и служащим, обучающимся по вечерней и заочной форме обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, предоставляется дополнительный отпуск с сохранением заработной платы». Истица указывает, что в спорные периоды она получала заработную плату, с которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, необходимый для исчисления страхового стажа. Это является основанием для включения данных периодов в страховой стаж в соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Рекомендации Международной организации труда (МОТ) от 24.06.1974 года №148 «Об оплачиваемых отпусках» предусматривает, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и другие льготы, вытекающие из трудовых отношений (п.21).
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года, в стаж для досрочного назначения пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд. Понятие “работа” по действующему законодательству означает выполнение должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией. При предоставлении учебных отпусков, за Л. сохранялась средняя зарплата в размере полного рабочего дня, из фонда этой заработной платы работодатель уплачивал за нее страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Этот факт представитель ответчика не оспаривал.
По смыслу п.9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года, время отвлечения работника от работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по производственной необходимости на срок более одного месяца в течении календарного года, приравнивается к предшествующей работе.
Из представленной трудовой книжки следует, что истица начала работать в Н. 8-летней школе с /Дата/, после окончанию педагогического училища. По ее утверждению, в этом же году она поступила в О., это подтверждено копией диплома об окончании института, т.е. условия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии по выслуге лет работникам просвещения соблюдены. Суд считает, что ранее действующее законодательство подлежит применению. Отсюда вытекает, что исключение пенсионным фондом из специального педагогического стажа работы истицы периодов ее нахождения в учебных отпусках в указанные выше периоды, является не правомерным и не соответствующим действующему пенсионному законодательству, поскольку выполнялись оба условия вышеназванного нормативного акта. Указанные доводы ответчиком ничем объективно не опровергнуты.
С учетом всех обстоятельств дела и принимая во внимание правовую позицию Конституционного суда, суд считает, что Л. находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права – с 1959 года по 1993 год, поэтому с учетом положений ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление Конституционного суда №2-П от29.01.2004 года). Указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости, с учетом соблюдения правил его зачета, т.е. время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывалось работникам просвещения в стаж работы по специальности». Периоды учебы относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Доводы представителя ответчика суд находит голословными и ничем объективно не обоснованными. Отказывая в принятии указанных спорных периодов в педагогический стаж Л., Пенсионный фонд исходил из того, что на момент обращения истицы за назначением пенсии ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу, а действующее правовое регулирование не предусматривает такое право. На момент учебы истицы с /Дата/ по /Дата/ действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета учебных отпусков в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истицы в области пенсионного обеспечения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано».
Однако суд считает, что ответчик правомерно исключил из педагогического стажа период нахождения истицы в административном отпуске с /Дата/ по /Дата/. Сама истица не смогла пояснить, в связи с чем, он ей был предоставлен, так это было давно и она не помнит. Действующее законодательство не предусматривает включение данного вида отпуска в педагогический стаж, поскольку такой отпуск предоставляется без оплаты, за свой счет, а это значит, что человек не находился на своем рабочем месте, ему в указанное время не выплачивалась заработная плата и не делались отчисления в Пенсионный фон, т.е. не подтверждается занятость работника непосредственно на его рабочем месте. А в трудовой стаж для назначения трудовой пенсии включаются только периоды, подтверждающие непосредственную занятость на рабочем месте.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что периоды работы истицы - нахождения в учебных отпусках подлежат зачету в специальный педагогический стаж, а в удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать.
Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 ст.19, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за назначением трудовой пенсии считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, но право истицы на получении пенсии возникло с /Дата/, когда ее педагогический стаж составляет 25 лет и именно с этого момента ей может быть назначена пенсия досрочно, с учетом включения в ее трудовой педагогический стаж периодов нахождения истицы в учебных отпусках.
Руководствуясь ст. ст. 194,197-199 ГПК РФ, су
РЕШИЛ:
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан /Номер/ от /Дата/ при ГУ УПФ РФ №23 по Москве и Московской области об отказе Л. в части назначения досрочной трудовой пенсии недействительным.
Обязать ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области включить в специальный педагогический трудовой стаж Л., согласно п.1п\п.19 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ от 17.12.2001года №173 –ФЗ и Списка должностей и учреждений, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года №463, постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067, от 29.10.2002 года №781 и постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года №2-П, периоды ее работы:
- нахождение в учебных отпусках с /Дата/ по /Дата/; с /Дата/ по /Дата/; с /Дата/ по /Дата/; с /Дата/ по /Дата/; с /Дата/ по /Дата/; с /Дата/ по /Дата/, обязав ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области назначить Л. досрочную трудовую пенсию по старости с /Дата/
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский федеральный городской суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья Н.Ф. Коренева
Мотивированное решение суда составлено /Дата/ Судья Н.Ф. КореневаРешение вступило в законную силу.