Дело № 2-2060\2010 год.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года г. Клин, Московской области,
Клинский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи КОРЕНЕВОЙ Н.Ф.
при секретаре Автозамена: Фамилия И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Автозамена: Фамилия И.О. к ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области о признании недействительным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан /Номер/ от /Дата/ и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
/Дата/ истец обратился в ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области с заявлением и необходимым пакетом документов, для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации № 23 по г. Москве и Московской области, /Номер/ от /Дата/, Автозамена: Фамилия И.О. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии согласно ст.27 п.1 п\п.20 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” от 17.12.01 года №173-ФЗ и Спискам должностей, учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г.№1066, от 29.10.2002г. №781, и постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2, из-за отсутствия необходимого требуемого медицинского стажа работы – 30 лет.
Комиссией к зачету был принят специальный медицинский стаж истца - 29 лет 07 месяцев 14 дней.
Комиссией не приняты к зачету в специальный медицинский трудовой стаж периоды обучения истца на курсах повышения квалификации с /Дата/ по /Дата/
с /Дата/ по /Дата/, в календарном исчислении.
Считая решение комиссии незаконным и необоснованным, Автозамена: Фамилия И.О. обратился в суд с иском к Управлению ПФ РФ № 23 по г.Москве и Московской области, о признании решения комиссии /Номер/ от /Дата/, неправомерным, обязать ответчика включить в его специальный медицинский трудовой стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении и назначить ему пенсию с момента его обращения за ее назначением.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Суду пояснил, что на период обучения на курсах за ним сохранялось место работы, средняя заработная плата, из его заработной платы были отчисления в страховой фонд, повышение квалификации входит в его должностные обязанности, каждый врач должен периодически проходить курсы повышения квалификации
Представитель ГУ УП ФРФ № 23 по г.Москве и Московской области в судебном заседании исковые требования не признал и поддержал решение комиссии. Суду пояснил, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, правомерно исключены из льготного стажа, поскольку эти периоды не подлежат включению в медицинский стаж, а поскольку у истца нет необходимого 30-ти летнего медицинского стажа, то в назначении пенсии ему было отказано.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п\п.20 п.1 ст.27 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста».
Согласно представленным документам у истца имеется специальный медицинский стаж работы, который был принят пенсионным фондом к зачету, и составляет 29 лет 07месяцев 14дней.
В определении Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 года №392-О (п.3) указано, что «согласно пункту3 статьи28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом3 Постановления N1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991года N464.
«При определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом11пункта1статьи28 Федерального закона N173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа». При этом в соответствии с подпунктом"а"пункта5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002года N781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
В постановлении Пленума ВС РФ от 20.12.2005 года №25 записано (п.9) «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт1статьи27 и подпункты7-13пункта1статьи28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».
При рассмотрении вопроса о назначении истцу досрочной пенсии, комиссией не были приняты к зачету в календарном исчислении периоды нахождения Автозамена: Фамилия И.О. на курсах повышения квалификации, а именно: с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, в календарном исчислении.
Пенсионный фонд, отказывая в принятии к зачету спорный период с /Дата/ по /Дата/ в специальный медицинский стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, указал, «что на основании акта проверки факта работы ООППЗЛ /Номер/ от /Дата/, и согласно п.4 Правил исчисления периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 года, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, документально подтверждено отсутствие занятости на работе в должности, предусмотренной Списком».
Пенсионный фонд, отказывая в принятии к зачету спорный период с /Дата/ по /Дата/ в специальный медицинский стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, указал, что на основании акта проверки факта льготной работы /Номер/ от /Дата/, и согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 п.1 п\п.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 года, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, документально подтверждено отсутствие постоянной занятости на полную ставку на работе в должности, предусмотренной Списком, а также согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от /Дата/, работодателем (/Учреждение/) подтверждено отсутствие медицинской деятельности в данный период.
Оценив в совокупности представленные доказательства и с учетом объяснений сторон,
суд пришел к выводу, что данное решение комиссии нельзя признать законным и обоснованным по следующим причинам.
Как было установлено в судебном заседании, в период работы в /Учреждение/ в /Дата/, в должности врача-стоматолога, Автозамена: Фамилия И.О. проходил курсы повышения квалификации, а затем уже в /Дата/ истец также проходил обучение на курсах повышения квалификации, работая уже в /Учреждение/, в должности врача стоматолога стоматологического отделения.
Необходимость повышения квалификации, специализации, переподготовки медицинских работников предусмотрена ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В соответствии с должностной инструкцией Автозамена: Фамилия И.О. систематическое повышение профессиональной квалификации является его прямой должностной обязанностью.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года, в стаж для досрочного назначения пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд. Понятие “работа” по действующему законодательству означает выполнение должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией. В круг должностных обязанностей истицы входит повышение квалификации 1 раз в 5 лет. Направление на курсы повышения квалификации вызвано необходимостью обучения новым методам лечения больных, а также для возможности продолжения дальнейшей работы. Из объяснений истца следует, что без соответствующего профессионального обучения он не смог бы далее продолжить работу по своей специальности. Суд считает, что обучение на курсах повышения квалификации – это иная деятельность по охране здоровья граждан, т.к. направление на такие курсы вызвано необходимостью обучения медицинского работника новым методам лечения больных, внедрению научных разработок, применению новых лекарств и т.д.. В своих актах ответчик отметил, что в оспариваемые периоды истец действительно был направлен на курсы повышения квалификации. Согласно нормам действующего законодательства, в это время за работником сохраняется зарплата в размере полного рабочего дня, из фонда этой заработной платы работодатель уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Ответчик данные факты не оспаривал. Таким образом, суд полагает, что выполнялись все условия п.4 Постановления Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года. Отсюда вытекает, что исключение пенсионным фондом из специального медицинского стажа работы истца периодов нахождения его на курсах повышения квалификации, является не правомерным и не соответствующим действующему пенсионному законодательству, поскольку выполнялись оба условия вышеназванного нормативного акта. Доводы истца ничем объективно не опровергнуты.
Следовательно, нахождение Автозамена: Фамилия И.О. на курсах повышения квалификации является ничем иным, как деятельностью по охране здоровья населения, непосредственно связанной с его трудовой функцией и вызванной производственной необходимостью. По смыслу п.9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года, время отвлечения работника от работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по производственной необходимости на срок более одного месяца в течении календарного года, приравнивается к предшествующей работе.
Суд полагает, что отказ ответчика в принятии к зачету в специальный медицинский стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации ущемляет его конституционные права, которые подлежат защите.
С учетом вышеизложенного, с зачетом всех перечисленных спорных периодов, у Автозамена: Фамилия И.О. имеется необходимый специальный медицинский стаж 30 лет, дающий ему право на получение пенсии досрочно, со дня его обращения за ее назначением. Следовательно, вышеуказанное решение комиссии при ГУ УПФ РФ №23 об исключении спорных периодов из специального медицинского стажа следует признать недействительным, как ущемляющее право истца на пенсионное обеспечение.
Руководствуясь ст. ст. 194,197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать неправомерным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан /Номер/ от /Дата/ при ГУ УПФ РФ №23 по Москве и Московской области в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Автозамена: Фамилия И.О..
Обязать ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области принять к зачету и включить в специальный медицинский трудовой стаж Автозамена: Фамилия И.О. периоды его работы, нахождения на курсах повышения квалификации, в календарном исчислении: с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, обязав ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области назначить Автозамена: Фамилия И.О. досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения за ее назначением, т.е. с /Дата/.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский федеральный городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Н.Ф. Коренева
Решение вступило в законную силу