об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2010 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,

при секретаре Морозовой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2137 по заявлению Мазаловой Э.Л. об оспаривании отказа ОУФМС России по Московской области в Клинском районе в регистрации по месту жительства,

Установил:

Мазалова Э.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа ОУФМС России по Московской области в Клинском районе в регистрации по месту жительства по /адрес/, ссылаясь на то, что /дата/ 201 КЭЧ района ей был выдан ордер на право занятия квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу. /дата/ она обратилась в 201 КЭЧ района с заявлением установленной формы с приложением документов для регистрации по новому месту жительства. В 201 КЭЧ ей сообщили, что в /дата/ от ОУФМС России по Московской области в Клинском районе был получен отказ в регистрации по месту жительства граждан, получивших квартиры в доме-новостройке №, в связи с чем ей было рекомендовано обратиться в орган, осуществляющий регистрацию лично, с предоставлением необходимых документов.

/дата/ она подала на имя начальника ОУФМС России по Московской области в Клинском районе заявление о регистрации по месту жительства вместе с документами, однако в приеме заявления ей было отказано в устной форме.

/дата/ через приемную должностного лица она вновь подала заявление о регистрации по месту жительства, приложив договор найма жилого помещения, на которое /дата/ получила письменный отказ в регистрации.

Считает отказ начальника ОУФМС России по Московской области в принятии документов на регистрацию по месту жительства, отказ в регистрации по месту жительства незаконным, нарушающим ей права на выбор места жительства. В настоящее время она проживает в предоставленной ей квартире, но отказ в регистрации создает негативные последствия при получении социальных гарантий, медицинском обслуживании.

В судебном заседании Мазалова Э.Л. и её представитель Соколова Е.В. заявление поддержали.

Представители заинтересованного лица- УФМС России по Московской области С. и К. против заявления возражали, пояснив, что у 201 КЭЧ района не возникло право владения и распоряжения недвижимым имуществом-домом-новостройкой, в том числе право заключения договоров найма жилого помещения, поскольку на дом не зарегистрировано право собственности. Свидетельство о государственной регистрации права собственности не получено. Выписка из реестра федерального имущества от /дата/ № свидетельствует лишь об основаниях возникновения права собственности РФ, права оперативного управления, но в ЕГРП сведений о регистрации права собственности не имеется.

Представитель заинтересованного лица 201 КЭЧ района Г. с заявлением согласилась, указав, что /адрес/ внесен в реестр федерального имущества, передан на баланс 201 КЭЧ района и закреплен на праве оперативного управления. Собственником дома является государство в лице Министерства обороны РФ, которое финансировало строительство. 201 КЭЧ вправе заключать договоры найма жилого помещения.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.254 ч.1 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод,

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

/дата/ между 201 КЭЧ района, в лице начальника З. и Мазаловой Э.Л. был заключен договор найма жилого помещения, расположенного по /адрес/

/дата/ Мазалова Э.Л. обратилась в ОУФМС России по Московской области с заявлением о регистрации по месту жительства по /адрес/ заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства по /адрес/ по форме №, с подписью должностного лица организации, предоставившей жилое помещение- 201 КЭЧ района.

/дата/ Мазалова Э.Л. повторно обратилась с аналогичным заявлением о регистрации по месту жительства на имя начальника ОУФМС России по Московской области А..

/дата/ на заявление Мазаловой Э.Л. руководителем территориального органа УФМС России по Московской области в Клинском районе дан ответ, в котором в регистрации заявительницы по месту жительства ей было отказано со ссылкой на то, что право собственности на /адрес/ не зарегистрировано в порядке, установленном ст.131 ч.1 ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним» и неправомерности действий 201 КЭЧ района на заключение договора найма жилого помещения до завершения мероприятий по государственной регистрации права на жилой дом.

Согласно ст.27 ч.1 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Аналогичное положение закреплено в ст.1 п.1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Регистрация гражданина по месту жительства, согласно ч.1 ст.6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.

Как указано в п.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 02 февраля 1998 года № 4-П «О поду о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713», указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.

Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.

Жилой дом № возведен в соответствии с планом капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации и введен в эксплуатацию с присвоением почтового адреса, что подтверждается сообщением Главного квартирно-эксплуатационного управления от /дата/ №, актом приемки законченного строительством объекта 1 очереди строительства в /адрес/ от /дата/, заключением 122 отдела Государственного архитектурно-строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) от /дата/; сообщениями Управления по архитектуре и градостроительству Администрации Клинского муниципального района от /дата/ №, Управления правового регулирования земельно-имущественных отношений Администрации Клинского муниципального района от /дата/ №.

Согласно выписке из реестра федерального имущества Территориального управления Росимущества Московской области от /дата/ №, /адрес/ передан в оперативное управление Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «201 квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации и состоит на балансе настоящего государственного учреждения, что подтверждено соответствующей справкой и извещением № от /дата/ о передаче на баланс, а также картой учета объекта №

Право 201 КЭЧ района на заключение с гражданами договоров найма жилого помещения закреплено в Уставе ФГКЭУ «201 КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации ( п.4.1 абз.3), а также приказом Министра обороны СССР № 75 от 1977 года.

Таким образом, суд считает, что 201 КЭЧ района в пределах своих полномочий заключила с Мазаловой Э.Л. договор найма жилого помещения, расположенного по /адрес/ который является основанием для вселения в жилое помещение, предоставленное заявительнице на основании протокола № заседания жилищной комиссии от /дата/.

При этом, как установлено судом, Мазаловой Э.Л. в ОУФМС России по Московской области в Клинском районе предоставлены все необходимые документы для регистрации ее по новому месту жительства: заявление о регистрации, заявление о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, договор найма жилого помещения, копию документа, удостоверяющего личность, которые предусмотрены п.16 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 ( с изменениями и дополнениями на 28.03.2008г.).

Согласно п.17 настоящих Правил, должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-х дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

Однако, отказ ОУФМС России по Московской области в Клинском районе в регистрации Мазаловой Э.Л. по месту жительства не основан на законе, нарушает права и законные интересы заявительницы, поскольку проверка оснований предоставления жилого помещения по договору социального найма, который не оспорен, а также обоснованности возникновения и регистрации прав собственника на жилой объект, по мнению суда, находится вне компетенции должностных лиц, ответственных за регистрацию.

То обстоятельство, что 201 КЭЧ района не получено свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления в отношении имущества, относящегося к федеральной собственности, не является основанием для отказа заявительнице Мазаловой Э.Л. в регистрации по избранному месту жительства и приеме у нее документов на регистрацию, что противоречит п.18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и п.47 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС от 20 сентября 2007г. № 208 ( с изменениями от 23.12.2009г).

Таким образом, суд находит заявление Мазаловой Э.Л. обоснованным и подлежащим удовлетворению

Руководствуясь ст.198, ст.258 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать необоснованным отказ начальника ОУФМС России по Московской области в Клинском районе в регистрации Мазаловой Э.Л. по месту жительства по /адрес/

Обязать начальника ОУФМС России по Московской области в Клинском районе устранить допущенное нарушение, приняв заявление Мазаловой Э.Л. о регистрации по месту жительства по /адрес/ необходимые документы для регистрации по месту жительства по вышеуказанному адресу.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.

Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.

Решение вступило в законную силу