о взыскании премии из средств экономии фонда заработной платы и компенсации морального вреда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2010 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,

при секретаре Краскиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-936 по иску Василевской Т.Н., Димитрук Ю.В., Сидорец Г.М. Симоновой С.М., Родионовой С.И. к войсковой части 12517 о взыскании премии из средств экономии фонда заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

Истцы Василевская Т.Н., Димитрук Ю.В., Сидорец Г.М., Симонова С.М., Родионова С.И. обратились в суд с иском к войсковой части 12517, указав, что в /дата/ они были уволены по сокращению численности штата работников согласно ст.81 п.2 ТК РФ. При расчете им не была выплачена денежная компенсация за экономию средств заработной платы в соответствии с положением о премировании, изданном на основании приказа Министра обороны РФ № от /дата/. Согласно коллективного договора от /дата/ премия должна выплачиваться ежеквартально.

Просят взыскать с войсковой части 12517 денежную компенсацию (премию) за 1/дата/ Василевской Т.Н.,Димитрук Ю.В., Симоновой С.М., Родионовой С.И. по /сумма/. в пользу каждой, а в пользу Сидорец Г.М.- /сумма/., а также компенсацию морального вреда по /сумма/.

В судебном заседании Василевская Т.Н., Димитрук Ю.В., Сидорец Г.М., Симонова С.М., Родионова С.И. исковые требования поддержали.

Представители ответчика войсковой части 12517 по доверенностям Н., Щ. иск не признали, ссылаясь на то, что при увольнении истиц из войсковой части 12517 им были выплачены все положенные виды заработной платы на день увольнения. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера (премии), их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда в соответствии с трудовым законодательством в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей денежных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета при наличии утвержденного фонда заработной платы. На момент увольнения истиц фонд заработной платы не был утвержден командующим Космическими войсками, премия по итогам работы за /дата/ не выплачивалась в связи с отсутствием на эти цели лимитов бюджетных обязательств. В /дата/ работникам медицинского пункта

войсковой части 12517, как и работникам других подразделений, была выплачена премия по итогам работы за /дата/ за счет средств, высвобожденных в результате сокращения численности гражданского персонала, однако истицы в /дата/ в трудовых отношениях с войсковой частью 12517 не состояли, поэтому выплата премии им не произведена. Кроме того, размер выплаты определяется командиром войсковой части в зависимости от вклада работника, его отношения к труду, поэтому произвести расчет премии для каждой из истиц не представляется возможным.

Свидетель А.- председатель профсоюзного комитета войсковой части 12517, суду пояснила, что согласно коллективного договора, премия за счет средств экономии фонда заработной платы должна выплачиваться ежеквартально, однако в /дата/ не был утвержден фонд заработной платы. Какую премию распределили в /дата/ ей неизвестно, однако уволенному гражданскому персоналу премию не выдали; её, как представителя профсоюзного органа, при обсуждении вопросов распределения премии в подразделениях она не присутствовала, но согласовывала рапорта руководителей подразделений и приказ командира войсковой части о премировании.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, свидетеля, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.219 ч.1 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника)- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты ( доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Истцы являлись гражданским персоналом войсковой части 12517 и работали в медицинском пункте на следующих /должности/

Приказом командира войсковой части 12517 от /дата/ № Димитрук Ю.В., Василевская Т.Н., а приказом от /дата/ № Родионова С.И., Симонова С.М., Сидорец Г.М. уволены в связи с сокращением численности работников, с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка, денежных компенсаций, ЕДВ.

Пунктом 8.6 коллективного договора, заключенного /дата/ между командованием войсковой части 12517 и первичной профсоюзной организацией № предусмотрено расходование денежных средств фонда материального стимулирования по согласованию с первичной профсоюзной организацией части в соответствии с Положением о премировании на основании приказа Министра обороны № года в пределах структурного подразделения. Экономия средств фонда заработной платы расходуется в качестве материального стимулирования по согласованию с первичной профсоюзной организацией части в соответствии с Положением о премировании

на основании приказа Министра обороны от /дата/ № ежеквартально в пределах структурного подразделения.

Приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583» для гражданского персонала военно-медицинских учреждений устанавливаются выплаты стимулирующего характера согласно ст.10 п.б раздела 2 приложения № 2 к Приказу:

за интенсивность и высокие результаты работы;

за качество выполняемых работ;

за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы;

иные виды стимулирующих выплат, учитывающие интенсивность и высокие результаты работы.

В силу п.12 Приказа Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 г. № 555, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.

Согласно п.3 п.п.6 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение № 2 к приказу Министра обороны РФ от 10 ноября 2008г. № 555) руководителям бюджетных учреждений и воинских частей размеры компенсационных и стимулирующих выплат устанавливаются должностными лицами, указанными в пункте 1 настоящего Положения, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы. Выплаты стимулирующего характера, в виде премии по результатам работы учреждения за квартал производятся в пределах средств, направляемых на эти цели и предельными размерами не ограничивается.

Компенсационные и стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы ( п.4 Приказа от 10.11.2008г. № 555, в редакции приказа Министра обороны РФ от 05.05.2009г. № 333).

Из письменного сообщения распорядителя средств федерального бюджета Командующего космическими войсками Минобороны РФ от 09.09.2009г. № 354\5\3265 на имя председателя профсоюзного комитета № 525 войсковой части 12517 усматривается, что воинским частям бюджетным учреждениям Космических войск лимиты бюджетных обязательств по расходам на оплату труда /дата/ доведены из расчета девятимесячной потребности и в объемах установленной предельной численности, мероприятия по решению вопросов дополнительного материального стимулирования гражданского персонала, т.е. материального стимулирования сверх установленных гарантированных выплат, могут осуществляться только в пределах названных лимитов. Вопросы полного использования суммы средств экономии фонда заработной платы должны решаться командованием воинской части по согласованию с выборным профсоюзным органом при доведении войсковой части 12517 годовых лимитов бюджетных обязательств на выплату заработной платы, и соответственно утверждении годового фонда оплаты труда.

В соответствии с п.4 п.а Приложения № 3 к приказу Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555, при расчете годового фонда оплаты труда учитывается штатная (плановая численность) численность гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей, предусмотренная штатами, штатными перечнями (нормативами) и утвержденными штатными расписаниями.

При замещении в разрешенных случаях воинских должностей лицами гражданского персонала в расчете годового фонда оплаты труда учитывается фактическая численность по замещенными должностям.

По вакантным должностям (профессиям), тарифицируемым в пределах от минимального до максимального размеров должностных окладов (тарифных ставок), в расчет годового фонда оплаты труда включаются размеры должностных окладов (тарифных ставок) в минимальном размере для данной должности (профессии) с учетом их повышений, предусмотренных настоящим приказом.

Фонд заработной платы на /дата/ служащих и гражданского персонала войсковой части 12517 Командующим космическими войсками на момент увольнения истиц утвержден не был.

Лимиты бюджетных обязательств, согласно выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств № за /дата/, расходного расписания, отчета о состоянии лицевого счета получателя из Управления Федерального казначейства по Московской области Клинского отделения, были доведены в размере девятимесячной потребности от испрашиваемого войсковой частью 12517 годового фонда, что позволило производить выплату заработной платы по фактической потребности без учета вакантных должностей, поэтому экономии фонда заработной платы, за счет которой выплачивается премия, не имелось.

Так, согласно справке о расчете фонда заработной платы войсковой части 12517 о расчете фонда экономии заработной платы за /дата/, контрольная сумма денежных средств составила /сумма/., выделено лимитов в /сумма/, потребность на выплату заработной платы составила /сумма/., остаток фонда заработной платы ( недополученные денежные средства) – /сумма/.

Фонд заработной платы, поданный войсковой частью 12517 Командующему космическими войсками, во войсковой части составил /сумма/., /дата/ в пределах лимитов выделено /сумма/., из которых на выплату заработной платы израсходовано /сумма/. Остаток средств в /сумма/. израсходован на выплату премии в /дата/ гражданскому персоналу подразделений войсковой части 12517 на основании приказа командира войсковой части 12517 от /дата/ № по итогам /дата/ за счет экономии фонда заработной платы

Остаток фонда заработной платы по медицинскому пункту в /сумма/. по итогам работы за /дата/ за счет средств, высвобожденных в результате сокращения численности гражданского персонала ( из 25 должностей, осталось 5), в соответствии со статьей 13 раздела 2 приказа Министра обороны РФ № 555 от 10.11.2008г., израсходован на выплату премии гражданскому персоналу согласно рапорта начальника медицинской службы от /дата/

При этом, размер премии в соответствии с п.10 раздела 2 Приказа МО № 555 от 10.11.2008г., определялся командиром войсковой части 12517 с учетом добросовестного выполнения обязанностей, личным вкладом каждого работника в выполнении поставленных перед ним задач.

В /дата/ истцы в трудовых отношениях с войсковой частью 12517 не состояли, в связи с чем выплаты стимулирующего характера им не могли быть произведены.

Поскольку основные лимиты бюджетных обязательств /дата/ по расходам на оплату труда доведены до войсковой части 12517 распорядителем средств федерального бюджета в /дата/, после увольнения истиц, суд считает, что они не имели право на премирование по итогам работы за /дата/. При этом, судом установлено, что лимиты бюджетных ассигнований по /дата/ включительно доводились до войсковой части 12517 из расчета фактической потребности, экономия фонда заработной платы в пределах утвержденного фонда заработной платы для выплаты ежеквартальной премии отсутствовала.

В связи с тем, что фактов дискриминации истиц в сфере труда судом не установлено, отсутствуют предусмотренные ст.237 ТК РФ основания для компенсации морального вреда.

Таким образом, суд пришел к выводу, что исковые требования Василевской Т.Н., Димитрук Ю.В., Сидорец Г.М., Симоновой С.М., Родионовой С.И. к войсковой части 12517 о взыскании премии из средств экономии фонда заработной платы, компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении иска Василевской Т.Н., Димитрук Ю.В., Сидорец Г.М., Симоновой С.М., Родионовой С.И. к войсковой части 12517 о взыскании премии из средств экономии фонда заработной платы, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.

Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.

Решение вступило в законную силу.