Дело № 2-2677\2010 год.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2010 года г. Клин, Московской области
Клинский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи КОРЕНЕВОЙ Н.Ф.
при секретаре Павкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихомировой Е.В. к ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области о признании необоснованным отказа комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от /дата/ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
/дата/ Тихомирова Е.В. обратилась в ГУ УПРФ РФ №23 по г. Москве и Московской области с заявлением и необходимым пакетом документов за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области № от /дата/ Тихомировой Е.В. было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого требуемого специального педагогического стажа - 25 лет, на основании ст.27 п.1 п\п 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, постановлениями Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 г., №781 от 29.10.2002 г., и на основании постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2П.
Комиссией приняты к зачету в специальный педагогический стаж Тихомировой Е.В., дающий ей право на назначение досрочной пенсии по ст.27 п.1 п\п.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от /дата/ №173-ФЗ периоды ее работы в средней школе «/Учреждение/» в должности учителя английского языка, в /Учреждение/ в должности учителя английского языка. Всего к зачету бывыл принят специальный педагогический стаж /стаж/.
Не приняты к зачету в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, следующие периоды работы истицы:
работа в средней школе «/Учреждение/» в должности старшей пионервожатой с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, т.к. данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года №463 и Постановлениями Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 года, от 29.10.2002 года №781.
Тихомирова Е.В. обратилась в суд с иском о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан недействительным и о назначении ей досрочной пенсии за выслугу лет с момента обращения, поскольку она считает отказ в назначении пенсии необоснованным. Нарушено ее конституционное право на досрочное назначение трудовой пенсии. Свой иск она мотивировала тем, что ее работа была связана непосредственно с детьми, поэтому несмотря на то, что она работала пионервожатой, это не может служить основанием не включения данного периода в стаж ее работы. Этот период должен быть засчитан в специальный педагогический стаж, учитывая действующее на тот момент пенсионное законодательство.
В судебном заседании истица поддержала свое заявление и дала показания, аналогичные изложенным в нем, просила удовлетворить ее иск полностью.
В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области иск не признал. Суду пояснил, что период работы в должности пионервожатой не входит в льготный стаж на основании постановления №1397 от 17.02.1992 года, в Списке нет такой должности.
Выслушав стороны, проверив представленные сторонами доказательства, суд пришел к следующему выводу.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с обусловленным характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, Закон РФ «Об образовании» не связывает возможность реализации прав педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории РФ независимо от их организационно - правовой формы на все должности.
В соответствии с п.1 п\п.10 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста. Согласно указанному закону, Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и Правила исчисления и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение
Аналогичным образом реализовывалось право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в школах, предусмотренных Списком.
С 1 ноября 1999 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", согласно пункту 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами.
Во всех указанных документах перечислены должности, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей, и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п\п10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. В разделе «Наименование должностей» этого списка должность пионервожатой действительно не указана. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшим до 1 января 2002 года нормативно-правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РФ».
Однако согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года №1397) учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатой включалась в стаж работы по специальности, но при определенном условии. В п.4 данного Положения записано, «что период работы в должности пионервожатая засчитывается в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в учреждениях, организациях, должностях, трудовая деятельность в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет».
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П «принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано».
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, истица в период времени /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/ работала старшей пионервожатой в средней школе «/Учреждение/». Ее трудовая деятельность в указанный период отражена в трудовой книжке, поэтому не требуется каких-либо дополнительных подтверждений этого обстоятельства. Она работала в должности и в школьном учреждении, предусмотренном действующим на тот момент законодательством, поэтому этот период ее трудовой деятельности подлежит зачету в стаж, дающей ей право для назначения пенсии на льготных условиях. В этот период у Тихомировой Е.В. имело место выполнение педагогической нагрузки, она помогала организовывать внеклассную и внешкольную работу. Документы представлены.
С учетом всех обстоятельств дела и принимая во внимание правовую позицию Конституционного суда, суд считает, что данный период подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, с учетом соблюдения правил его зачета, т.е. работником должно быть выработано не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых, дает право на эту пенсию. Как было установлено в судебном заседании, Тихомирова Е.В. имеет специальный педагогический стаж, который принят к зачету Пенсионным фондом, /стаж/, а пионервожатой она проработала всего лишь /стаж/, таким образом, 2\3 ее педагогического стажа, позволяющие ей идти на пенсию на льготных условиях, относятся к ее работе в должности учителя в средней школе, т.е. условия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии по выслуге лет работникам просвещения соблюдены. Суд считает, что ранее действующее законодательство подлежит применению с учетом положений, изложенных в вышеуказанном Постановлении Конституционного суда.
При таких обстоятельствах, отказ ответчика в принятии к зачету в специальный педагогический стаж истицы периодов работы ее в должности пионервожатой, ущемляет ее конституционные права, которые подлежат защите.
Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 ст.19, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за назначением трудовой пенсии считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. С заявлением и необходимым пакетом документов истица обратилась в пенсионный фонд /дата/, что подтверждено копией ее заявления. Право истицы на получении пенсии возникло с момента обращения за назначением пенсии, ее педагогический стаж на тот момент составлял 25 лет. При таких обстоятельствах суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194,197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать необоснованным отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от /дата/ при ГУ УПФ РФ №23 по г.Москве и Московской области в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости Тихомировой Е.В..
Обязать ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области включить в специальный педагогический трудовой стаж Тихомировой Е.В., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды ее работы в средней школе «/Учреждение/» в должности старшей пионервожатой с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, назначить ей пенсию с момента возникновения права на такую пенсию.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский федеральный городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья: Н.Ф. Коренева
Мотивированное решение суда составлено /дата/
Судья: Н.Ф. Коренева