о соблюдении природоохранного законодательства и законодательства о недрах.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,

с участием помощника прокурора Шитькова С.А.,

при секретаре Морозовой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-558 по иску Межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «Мосрыбхоз» о соблюдении природоохранного законодательства и законодательства о недрах,

Установил:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «Мосрыбхоз» о соблюдении природоохранного законодательства, ссылаясь на то, что при проведении проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ЗАО «Мосрыбхоз», осуществляющим предпринимательскую деятельность, в том числе, по предоставлению услуг спортивного рыболовства и мест для проживания на земельном участке по /адрес/ было установлено, что на указанном земельном участке с /дата/ расположены и эксплуатируются объекты недвижимости: дом рыбака /площадь/ служебное здание /площадь/ очистные сооружения <данные изъяты>, водозаборный узел, имеющий целью добычу подземных вод для хозяйственно-бытового и питьевого назначения, <данные изъяты> использующий подольско-мячковский водоносный горизонт. Теплоснабжение дома рыбака осуществляется путем эксплуатации газового котла, устроенного в служебном помещении.

В результате осуществления указанной хозяйственной деятельности образуются твердо бытовые отходы, в ходе эксплуатации сооружений (очистные сооружения, газовая котельная) образуются и выбрасываются в атмосферу вредные вещества, а также осуществляется ливневый сброс на рельеф местности загрязняющих веществ.

При этом в ходе проверки выявлено, что ЗАО «Мосрыбхоз» плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносилась за /дата/., лимит на размещение отходов производства и потребления, проект нормативов предельно допустимых сбросов, выбросов и соответствующих разрешений на сбросы и выбросы ответчиком не получены. Пользование недрами - эксплуатация артезианской скважины (водоснабжение дома рыбака) ЗАО «Мосрыбхоз» осуществляется в отсутствие действующей лицензии на право пользования недрами.

Указывая, что деятельность ответчика не отвечает требованиям действующего водного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства о недрах, об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления, Межрайонный природоохранный прокурор просит обязать ЗАО «Мосрыбхоз» привести свою деятельность в соответствие с действующим природоохранным законодательством и законодательством о недрах, а именно в срок до /дата/ получить лицензию на право пользование недрами, в порядке, установленном Законом РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах»; получить в установленном законом порядке лимит на размещение отходов производства и потребления, а также проект нормативов предельно допустимых сбросов, выбросов и соответствующие разрешения на сбросы и выбросы; осуществить расчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за /дата/., а до получения соответствующей лицензии приостановить пользование недрами при добыче подземных вод; до получения лимита на размещение отходов производства и потребления, проекта нормативов предельно допустимых сбросов и выбросов и соответствующего разрешения на сбросы и выбросы прекратить осуществлять негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца- помощник Клинского городского прокурора Шитьков С.А. уточнил исковые требования и просил обязать ответчика устранить допущенные нарушения закона в срок до /дата/, а именно получить лимит на размещение отходов производства и потребления, проект нормативов предельно допустимых сбросов и выбросов и разрешение на сбросы и выбросы. При этом, представитель истца отказался от иска в части обязания ответчика получить лицензию на пользование недрами, расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, указав, что данные нарушения были устранены ответчиком добровольно.

Определением суда от /дата/ производство по делу по иску в части указанных требований прокурора было прекращено по основаниям, предусмотренным ст.220 абз.4 ГПК РФ.

Представители ответчика ЗАО «Мосрыбхоз» по доверенностям от /дата/ А. и Г. с иском согласились, пояснив, что /дата/ обществом была получена лицензия на пользование недрами, <данные изъяты> а также согласно расчету произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду /дата/ за указанные в иске периоды и /дата/ в /сумма/ В настоящее время ведется работа по разработке проекта нормативов предельно допустимых сбросов, выбросов для получения разрешений и лимитов на сбросы и выбросы, /дата/ заключен договор на разработку и оформление нормативно-технической природоохранной документации с "С." по которому произведен авансовый платеж. /дата/ руководителем ЗАО «Мосрыбхоз» дан ответ на представление Межрайонного природоохранного прокурора об устранений нарушений закона.

Представитель 3-го лица-Министерства экологии и природопользования Московской области по доверенности от /дата/ Л. не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие и отзыв о согласии с иском, со ссылкой на то, что ЗАО «Мосрыбхоз» на основании постановлений об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.8.1, 8.41 КоАП РФ от /дата/ привлечено к ответственности за нарушение законодательства в области окружающей среды.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Шитькова С.А., представителей ответчика А., Г., суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, в ред. от 27.12.2009г. (далее-Федеральный закон), хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие нa окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и ной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Пунктом 2 ст. 39 Федерального закона установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Статьей 22 Федерального закона установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в число которых также входят нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, а также нормативы допустимых сбросов, выбросов веществ и микроорганизмов.

Положениями ст. 23 Федерального закона установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. При этом, выбросы и сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду, в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об | отходах производства и потребления» установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При этом лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Кроме того, ст. 11 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон) установлено, что в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Положениями ст. 12 Федерального закона установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Статьей 14 Федерального закона установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Материалами дела, объяснениями сторон, судом установлено, что ЗАО «Мосрыбхоз» по эксплуатации арендованного земельного участка, расположенного по /адрес/ и расположенных на нем объектов недвижимости хозяйственно-бытового назначения ( дома рыбака, служебного здания, очистных сооружений, газовой котельной) осуществляет свою деятельность в отсутствие лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также проекта нормативов предельно допустимых сбросов, выбросов и разрешения на сбросы и выбросы.

Постановлением должностного лица Министерства экологии и природопользования Московской области № от /дата/ ЗАО «Мосрыбхоз» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в /сумма/. за несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружений и иных объектов.

Таким образом, деятельность ЗАО «Мосрыбхоз» противоречит требованиям природоохранного законодательства, нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации.

Невыполнение ЗАО «Мосрыбхоз» вышеизложенных требований природоохранного законодательства, законодательства о недрах препятствует надлежащей реализации полномочий Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установленных статьей 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», к которым относятся: обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; обеспечение охраны окружающей среды; установление требований в области охраны окружающей среды, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды, а также нарушает права граждан, предусмотренные ст. 8 данного Федерального закона на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. При этом, хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, должна быть запрещена.

Учитывая изложенное, суд считает иск Межрайонного природоохранного прокурора Московской области основанным на законе, подлежащим удовлетворению в объеме заявленных требований. Срок до /дата/ для устранения выявленных нарушений является разумным, позволяющим ответчику реализовать обязанность по получению разрешительных документов с учетом проведенной им подготовительной работы на день разрешения спора. При этом, до получения лимитов и разрешений ЗАО «Мосрыбхоз» обязан прекратить осуществление негативного воздействия на окружающую среду при эксплуатации загрязняющих источников на основании ст.3 ФЗ «Об охране окружающей природной среды».

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать ЗАО «Мосрыбхоз» в срок до /дата/ устранить нарушения требований природоохранного законодательства, а именно:

- получить лимит на размещение отходов производства и потребления, а также проект нормативов предельно допустимых сбросов, выбросов и соответствующие разрешения на сбросы и выбросы.

Обязать ЗАО «Мосрыбхоз» прекратить осуществление негативного воздействия на окружающую среду до получения лимита на размещение отходов производства и потребления, а также проекта нормативов предельно допустимых сбросов, выбросов и соответствующих разрешений на сбросы и выбросы.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.

Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.