об устранении нарушений природоохранного законодательства.



заочное

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2011 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,

с участием помощника Клинского горпрокурора Болдинова Д.А.,

при секретаре Морозовой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-557 по иску Межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «Клинский проектно-строительный комбинат» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

Установил:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области обратился в суд с иском к ЗАО «Клинский проектно-строительный комбинат» ( далее ЗАО «КПСК») об устранении нарушений природоохранного законодательства, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ЗАО «КПСК», расположенного по /адрес/, в ходе которой установлено, что основным видом деятельности ЗАО «КПСК» является производство железобетонных изделий для строительства жилых объектов и объектов социального назначения (детские сады, школы и др.). В процессе осуществления указанной деятельности с территории предприятия производится сброс поверхностных сточных вод в реку Т.. Деятельность ЗАО «КПСК» не отвечает требованиям действующего водного и природоохранного законодательства, так как сброс стоков с территории предприятия осуществляется в отсутствие решения о предоставлении водного объекта реки Т. в пользование для сброса сточных вод, а также в отсутствие действующего разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух осуществляются на предприятии различными источниками, среди которых передвижные источники, а также котельная. В перечень выбрасываемых в атмосферу вредных веществ входят: оксид железа, пыль абразивная, пыль краски, ацетон, оксид азота и др. Срок действия проекта предельно допустимых выбросов вредных веществ, зарегистрированного для ЗАО «КПСК» /дата/, в настоящее время истек. Срок действия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух истек для предприятия /дата/

ЗАО «КПСК» осуществляет выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие действующего проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Прокурор просит обязать ответчика ЗАО «КПСК» в срок до /дата/ устранить выявленные нарушения водного и природоохранного законодательства и обязать ЗАО «Клинский проектно-строительный комбинат» :

1) разработать в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

2) получить в порядке, предусмотренном Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74, решение о предоставлении водного объекта- /адрес/ в пользование для сброса сточных вод:

3) получить в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца- помощник Клинского городского прокурора Болдинов Д.А., действующий на основании доверенности от /дата/, выданной в порядке передоверия, исковые требования поддержал и уточнил, что просит предоставить ответчику срок для устранения нарушений законодательства до /дата/.

Представитель ответчика ЗАО «КПСК» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен путем направления уведомления по почте и посредством факсимильной связи, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и с согласия представителя истца вынести по делу заочное решение.

Представитель 3-го лица Министерства экологии и природопользования Московской области по доверенности Д. не явилась, о дне рассмотрения дела уведомлена, направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим, в том числе из гражданских, экологических и иных правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крута лиц и интересов Российской Федерации.

Статьей 3 Водного кодекса Российской федерации от 03.06.2006 N 74 (в редакции от /дата/)(далее - Водный кодекс) установлено, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритет охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; целевое использование водных объектов; водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей; приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования; предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов; граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране; равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством; регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход); регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей; регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему; гласность осуществления водопользования; решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа; комплексное использование водных объектов; использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями; пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Водного кодекса, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены Водным кодексом.

В силу ч.2 ст. 11 Водного кодекса, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе для сброса сточных вод.

Частью 4 ст. 11 Водного кодекса установлено, что предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии со ст. 44 Водного кодекса, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 2 ст. 55 Водного Кодекса, при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным Кодексом и другими федеральными законами.

Частью 6 ст. 60 Водного кодекса установлено, что водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон), при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов; сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды,

В соответствии со ст. 43 Федерального закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Материалами дела, объяснениями представителя истца, судом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства сброс стоков с территории предприятия ЗАО «КПСК» осуществляется в отсутствие решения о предоставлении водного объекта реки Т. в пользование для сброса сточных вод, а также в отсутствие действующего разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух осуществляются на предприятии ЗАО «КПСК» различными источниками, среди которых передвижные источники, а также котельная. В перечень выбрасываемых в атмосферу вредных веществ входят: железа оксид, пыль абразивная, пыль краски, ацетон, азота оксид и др. Срок действия проекта предельно допустимых выбросов вредных веществ, зарегистрированного для ЗАО «КПСК», истек /дата/ Срок действия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух истек для предприятия /дата/

Согласно ст. 11 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон), в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Статьей 12 Федерального закона установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы; предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации; разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В нарушение указанных норм ЗАО «КПСК» осуществляет выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие действующего проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

За указанные правонарушения Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области /дата/ в отношении юридического лица - ЗАО «КПСК» возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 7.6, 8.1, а также ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, /дата/ генеральному директору ЗАО «КПСК» прокурором внесено представление с требованием устранения указанных нарушений водного и природоохранного законодательства.

Постановлением должностного лица органа административной юрисдикции- Минэкологии Московской области от /дата/ ЗАО «КПСК» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в /сумма/. по ст.8.1 КоАП РФ за отсутствие действующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Постановлением должностного лица Минэкологии Московской области от /дата/ ЗАО «КПСК» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в /сумма/ по ст.7.6 КоАП РФ за осуществление в процессе производственной деятельности сброса сточный вод на водосборную площадь водного объекта /адрес/ без решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Постановлением должностного лица Минэкологии Московской области от /дата/ ЗАО «КПСК» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в /сумма/ по ст. 8.13 ч.1 КоАП РФ за осуществление сброса поверхностных сточных вод с территории предприятия без предварительной очистки на водосборную площадь /адрес/.

Таким образом, вина ЗАО «КПСК» в нарушении действующего водного и природоохранного законодательства установлена, а доказательств обратного суду не представлено.

Учитывая, что деятельность ЗАО «КПСК» нарушает закрепленное и га рантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации, она подлежит приведению в соответствие с требованиями водного и природоохранного законодательства в судебном порядке.

Суд считает необходимым обязать ЗАО «КПСК» устранить допущенные нарушения в срок до /дата/, считая данный срок разумным, с учетом объема и перечня необходимых мероприятий позволяющим ответчику реализовать в полной мере обязанность по получению разрешительных документов.

Руководствуясь ст.12 ГК РФ, суд

Решил:

Обязать ЗАО «Клинский проектно-строительный комбинат» в срок до /дата/ устранить нарушения водного и природоохранного законодательства, а именно:

-разработать в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

-получить в порядке, предусмотренном Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74, решение о предоставлении водного объекта- /адрес/ в пользование для сброса сточных вод:

-получить в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Неявившийся представитель ответчика вправе в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения обратиться в Клинский городской суд с заявлением о его отмене.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение 10 дней со дня истечения срока на подачу заявления об отмене заочного решения либо в тот же срок со дня вынесения определения об отказе в отмене заочного решения.

Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.