Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
9 ноября 2010 годаКлинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Борща А.П.,
при секретаре Давыдовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2241/2010 по иску Королева В.М. в интересах НИСИРОВА А.И. к Администрации Клинского муниципального района о признании договора передачи квартиры в собственность граждан недействительным и передаче жилого помещения в муниципальную собственность, по иску КУЗЬМИНА О.А. и КУЗЬМИНА А.А. к Администрации Клинского муниципального района и НИСИРОВУ А.И. о включении доли квартиры в наследственную массу и признании права собственности на доли квартиры,
Установил
Спорная 1-комнатная квартира расположена по адресу: /адрес/.
/дата/ проживающие в указанной квартире Нисиров А.И. и Кузьмина В.М. обратились в Управление по жилищным вопросам Администрации Клинского района с заявлением о передаче им в собственность этой квартиры.
Постановлением И.о Руководителя Администрации Клинского района /дата/ № в собственность Нисирову А.И. и Кузьминой В.М. безвозмездно передана /адрес/.
/дата/ Кузьмина В.М. умерла.
/дата/ Кузьмины О.А. и А.А. обратились в суд к Администрации Клинского муниципального района с вышеперечисленными исковыми требованиями и указали, что /дата/ умерла их мать Кузьмина В.М., которая при жизни совместно со своим супругом Нисировым А.И., на основании Закона РФ от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», обратилась в Администрацию Клинского муниципального района с заявлением о приватизации указанной квартиры и был заключен договор о безвозмездной передаче квартиры в собственность граждан, размер долей определён: Кузьмина В.М. - /доля/ доля, Нисиров А.И. - /доля/ доля; зарегистрировать за собой право собственности на вышеуказанные доли квартиры ни Нисиров, ни Кузьмина не успели, ввиду того, что Кузьмина умерла; истцы в установленный законом шестимесячный срок обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства, и нотариусом было заведено наследственное дело №.
Кузьмины О.А. и А.А. просят суд:
- признать Кузьмину В.М. приобретшей право собственности на /доля/ долю квартиры, в порядке приватизации жилого помещения,
- включить /доля/ долю квартиры в наследственную массу после смерти Кузьминой В.М.,
- признать за ними, т.е. истцами, право собственности на /доля/ долю квартиры, за каждым.
По определению суда от /дата/ Нисиров А.И. привлечен в качестве соответчика по иску Кузьминых О.А. и А.А.
/дата/ в суд поступило исковое заявление Нисирова А.И. к Администрации Клинского муниципального района о признании недействительным договора передачи квартиры в собственность, заключенного /дата/. В обосновании своих требований Нисиров А.И. указал, что /дата/ истец и его бывшая жена Кузьмина В.М. заключили договор с Администрацией Клинского муниципального района о передаче квартиры по адресу: /адрес/, в собственность граждан; в настоящее время в данной квартире зарегистрирован только Нисиров А.И.; основным квартиросъемщиком, нанимателем, муниципального жилого помещения с /дата/ является Нисиров А.И.; в настоящее время истец материально не имеет возможности исполнять обязанности собственника жилого помещения, в соответствии со статьёй 30 ч. 4 Жилищного Кодекса РФ и п. 5 договора № 27280 от 20 сентября 2009 года; он, т.е. Нисиров А.И., обращался с заявлением в Администрацию Клинского района о расторжении договора передачи квартиры в собственность граждан, но ему было отказано.
Определением суда от /дата/ гражданские дела № по иску Кузьмина О.А. и Кузьмина А.А. к Нисирову А.И., Администрации Клинского муниципального района о признании права собственности на долю квартиры в порядке наследования, № по иску Нисирова А.И. к Администрации Клинского муниципального района о признании договора передачи квартиры в собственность недействительным в соответствии с п. 4 ст. 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), соединены в одно производство.
В судебном заседании представитель Нисирова А.И. Королёв В.М. поддержал свой иск, по изложенным в нём основаниям, и возражал против удовлетворения иска Кузьминых О.А. и А.А., пояснив, что приватизация квартиры является правом, а не обязанностью Нисирова А.И., которого нельзя понудить произвести государственную регистрацию права собственности, в порядке приватизации квартиры; после смерти жены Нисиров А.И. не может содержать квартиру, расположенную в доме, 1990-х г.г. постройки, в том числе ремонтировать её; право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации, чего Нисиров А.И. не намерен делать.
В судебном заседании Нисиров А.И. поддержал свой иск, по изложенным в нём основаниям, и возражал против удовлетворения иска Кузьминых О.А. и А.А., пояснив, что спорная квартира была предоставлена ему предприятием, где он работал, вместе с женой - Вдовиной А.А., которая впоследствии умерла; /дата/ он вступил в брак с Кузьминой, которую зарегистрировал в занимаемой им квартире; в /дата/ жена стала настаивать на приватизации занимаемой ими квартиры, на что он согласился, и вместе с нею собрал необходимые для этого документы; в течение 6 месяцев после смерти Кузьминой В.М. он вместе с её двумя сыновьями от первого брака обратились к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство; содержать квартиру на свою одну пенсию он не в состоянии, т.к. вся пенсия уходит на оплату жилищно-коммунальных услуг и на питание; поэтому он желает деприватизировать квартиру, передав её обратно в муниципальную собственность.
Представитель Кузьминых О.А. и А.А. Ведерников С.М. в судебном заседании поддержал их иск и возражал против иска Нисирова А.И., пояснив, что последний приватизировал квартиру вместе с Кузьминой В.М. в общую долевую собственность - по /доля/ доле, каждому; зарегистрировать свое право собственности Кузьмина В.М. не смогла, ввиду смерти; поэтому Нисиров А.И. вправе распоряжаться лишь своей долей квартиры, а в отношении доли, принадлежавшей Кузьминой В.М., открылось наследство, права на которые предъявили стороны; указываемое Нисировым А.И. основание для «расприватизации» квартиры - трудное материальное положение - нельзя принимать во внимание, т.к. Нисиров А.И. является собственником /доля/ доли квартиры, и Кузьмины О.А. и А.А. предлагают Нисирову А.И. произвести отчуждение этой доли в их пользу.
Представитель ответчика - Администрации Клинского муниципального района Московской области - в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил; о рассмотрении дела извещён надлежащим образом, согласно уведомлению о вручении - /дата/; поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации.
Имеется письменное ходатайство представителя Администрации Клинского муниципального района Крупенина А.А. о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд считает, что иск Нисирова А.И. подлежит частичному удовлетворению, а иск Кузьминых А.А. и О.А. - полному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст.9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»: «Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности им свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принимать их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативно правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований».
Как указано в иске Нисирова, /дата/ он и его жена Кузьмина В.М. заключили договор с Администрацией Клинского района о передаче квартиры по адресу: /адрес/, в собственность граждан.
Согласно копии финансового лицевого счёта за /дата/, в квартире зарегистрирован только Нисиров А.И. и является её основным квартиросъемщиком.
Нанимателем, указанного муниципального жилого помещения с /дата/ является Нисиров А.И., что подтверждается ордером № от /дата/.
Кузьмина В.М. умерла /дата/, согласно свидетельству о смерти от /дата/, выданному Главным управлением ЗАГС Московской области Клинский отдел ЗАГС, актовая запись №.
Нисиров А.И. утверждает, что материально не имеет возможности исполнять обязанности собственника жилого помещения, в соответствии со статьёй 30 ч. 4 Жилищного Кодекса РФ и п. 5 договора № от /дата/.
Истец, как он утверждает, обращался с заявлением в Администрацию Клинского муниципального района о расторжении договора передачи квартиры в собственность граждан, но ему было отказано.
В соответствии с пунктом 3 договора № от /дата/, Нисиров А.И. и Кузьмина В.М. приобретают право собственности (владения, распоряжения) на квартиру с момента государственной регистрации данного договора в Главном Управлении Федеральной регистрационной службы по Московской области.
Факт государственной регистрации права собственности подтверждается выдачей Свидетельства, однако такая регистрация не проводилась, и свидетельство на квартиру не выдавалось, как указано в Уведомлении об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.
Требование Нисирова А.И. о признании недействительным договора № передачи квартиры в собственность граждан, заключенного /дата/ между истцом и его женой, с одной стороны, и Администрацией Клинского муниципального района, с другой, основано на законе лишь в части приобретения им права собственности на /доля/ долю /адрес/, поскольку его доля свободна от обязательств.
Поэтому Нисиров вправе распоряжаться приватизированной им /доля/ долей квартиры по своему усмотрению.
Законных оснований для признания договора недействительным, в части приватизации /доля/ доли квартиры женой истца - Кузьминой В.М. - не имеется, т.к. ее доля не свободна от обязательств, ввиду предъявления прав на нее наследниками Кузьминой В.М.
Удовлетворению подлежит требование Нисирова А.И. о признании указанной /доля/ доли квартиры переданной в муниципальную собственность, вследствие отказа Нисирова А.И. от приватизации.
Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей».
Согласно ч. 3 п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 8 от 24.08.1993 г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы умер до оформления договора на передачу квартиры в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь ввиду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию жилого помещения не отозвал своё заявление, поскольку от независящим от него причинам был лишён возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 7 и 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане имеют право приобретать занимаемые ими жилые помещения в собственность, приватизировав их.
Из смысла приведенных статей закона следует, что если гражданин согласен осуществить приватизацию на предусмотренных приведенным законом условиях, то ему не может быть отказано в приватизации.
Таким образом, если гражданин выразил желание на заключение договора передачи квартиры в собственность, однако умер до регистрации права собственности, он признается и считается собственником жилья.
Наследодатель при жизни фактически приобрёл право собственности на указанную выше долю жилого помещения, а наследники, в свою очередь, подав заявление о вступлении в наследство в нотариальную контору по месту жительства Кузьминой В.М., приняли оставшееся после неё недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счёт долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
На основании ст. 1152 ч. 4 ГК РФ, принятое наследство признаётся принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг, родители наследодателя».
Наследниками на имущество Кузьминой В.М. являются её супруг - Нисиров А.И., и два её сына: Кузьмин О.А. и Кузьмин А.А., в равных долях.
/дата/, в установленный законом шестимесячный срок со дня открытия наследства, Нисиров А.И. и Кузьмины О.А. и А.А. обратились в нотариальную контору, и нотариусом Клинского нотариального округа Московской области Займах О.К. заведено наследственное дело №.
Поскольку Кузьмины О.А. и А.А. являются наследниками первой очереди и юридически приняли наследство, они вправе требовать признания за ними права собственности на причитающуюся им долю спорного жилого помещения, оставшуюся после смерти Кузьминой В.М.
Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
Решил
Признать недействительным договор № передачи квартиры в собственность граждан, заключенный /дата/ между НИСИРОВЫМ А.И. и КУЗЬМИНОЙ В.М., с одной стороны, и Администрацией Клинского муниципального района, с другой, в части приобретения НИСИРОВЫМ А.И. права собственности на /доля/ долю /адрес/, и признать указанную /доля/ долю этой квартиры переданной в муниципальную собственность, вследствие отказа НИСИРОВА А.И. от приватизации.
В части иска НИСИРОВА А.И. к Администрации Клинского муниципального района о признании договора № передачи квартиры в собственность граждан, заключенного /дата/ между НИСИРОВЫМ А.И. и КУЗЬМИНОЙ В.М., с одной стороны, и Администрацией Клинского муниципального района, с другой, в части приобретения КУЗЬМИНОЙ В.М. права собственности на /доля/ долю /адрес/, и признании указанной /доля/ доли этой квартиры переданной в муниципальную собственность, вследствие отказа НИСИРОВА А.И. от приватизации, - ОТКАЗАТЬ.
Признать КУЗЬМИНУ В.М. приобретшей право собственности на /доля/ долю /адрес/, в порядке приватизации жилого помещения.
Включить /доля/ долю /адрес/ в наследственную массу после смерти КУЗЬМИНОЙ В.М., умершей /дата/.
Признать за КУЗЬМИНЫМ О.А. и КУЗЬМИНЫМ А.А. право собственности на /доля/ доли /адрес/, за каждым, в порядке наследования по закону после смерти КУЗЬМИНОЙ В.М., умершей /дата/.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья: А.П. Борщ