Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 октября 2010 годаКлинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Борща А.П.,
с участием прокурора Болдинова Д.А.,
при секретаре Давыдовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1946/2010 по иску Клинского городского прокурора в интересах МАНТРОВА П.В. к Администрации Клинского муниципального района о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения,
Установил
Клинский городской прокурор в интересах Мантрова П.В. обратился в суд с иском к Администрации Клинского муниципального района о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что по обращению дочери истца - Мантровой Л.П. - о невозможности оказания социальной помощи Мантрову П.В., в связи с отсутствием у него постоянной регистрации по месту жительства, а также по вопросу предоставления ему жилого помещения, проведена проверка, которой установлено, что, в соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище; часть 3 ст. 40 Конституции РФ закрепляет, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами; Мантров П.В., /г.р./, являющийся ветераном, участником Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии №, выданным Военным комиссариатом г. Клин и Клинского района Московской области /дата/ ; Мантров П.B. обращался в Администрацию Клинского муниципального района /дата/ с заявлением о предоставлении ему места проживания на территории Клинского муниципального района, однако, согласно ответу Администрации Клинского района от /дата/ №, жилая площадь, в соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ, предоставляется гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в жилье, а так как Мантров П.В. на таком учёте не состоит, на настоящий момент он не может быть признан нуждающимся в жилье (л.д. 7, 10); Администрацией Клинского муниципального района до настоящего времени не принято никаких мер к постановке Мантрова П.В. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также к непосредственному предоставлению ему такого жилого помещения; ввиду бездействия Администрации Клинского муниципального района в части не постановки Мантрова П.В. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ему не предоставлено жилое помещение, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», Законом Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-03 «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Федеральным законом «О ветеранах», чем нарушено его право на предоставление жилища, в соответствии со ст. 40 Конституции РФ.
В судебном заседании представитель Мантрова П.В. Мантрова Л.П. иск поддержала, пояснив, что в настоящее время она выплачивает ипотечный кредит, который была вынуждена взять незадолго, /дата/, до судебного заседания, поскольку проживать в тех условиях, в которых проживали она с отцом, и со своим ребёнком, уже не было возможности, т.к. в /дата/ у отца заканчивался срок временной регистрации, в связи с чем он лишался выплаты пенсии и мер социальной поддержки, предусмотренных для участников ВОВ; она и отец обращались к различным должностным лицам Администрации Клинского района, в том числе, о предоставлении жилого помещения, на что получили отказ; комиссия, которая пришла из РЭУ, видела, что в приобретённой ею квартире провалился пол, нет света; на просьбы указать всё увиденное в акте, члены комиссии сказали, что она видела при покупке, что покупала; её дочь перестала учиться в институте, на платном отделении, поскольку все доходы идут на выплату кредита; страшно, что если она не сможет выплачивать кредит, квартиру отберут; после того, как была куплена квартира, и отца зарегистрировали в ней, ему начали выплачивать пенсию, и он получил медицинскую страховку.
Представитель ответчика - Администрации Клинского муниципального района - Крупенин А.Д. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что, Мантров лично к ответчику с заявлением о постановке его на учёт нуждающихся в жилье не обращался; для принятия на учет в качестве нуждающегося необходимо подать заявление, с определенным списком других документов, постоянно проживать на территории Московской области Клинского района более 5 лет; нуждающимся в настоящее время Мантров судом не признан; требуемый прокурором срок предоставления жилплощади не законен, поскольку будет противоречить Жилищному кодексу и закону Московской области; Мантрова в настоящее время купила квартиру в собственность, при покупке она знала, что за неё надо, в силу обременения (ипотечного кредита), платить, бремя содержания жилого помещения лежит на собственнике.
Выслушав объяснения сторон и заключение прокурора, полагавшего удовлетворить иск, проверив материалы дела, суд пришёл к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. «д» ч. 1 ст. 1 Закона Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», для обеспечения жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, объем средств, предусматриваемый бюджетам муниципальных образований Московской области, определяется исходя из числа указанных лиц, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Московской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ, граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета один раз.
Жилищным кодексом РФ (далее, ЖК РФ) разграничены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных правоотношений.
В соответствии с ч. 5, 6 ст. 12 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
Основания и порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлены федеральным законом - ЖК РФ.
В частности, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исчерпывающе установлены статьей 51 ЖК РФ, а порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде определён статьей 52 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
Мантров П.В. является ветераном - участником Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», согласно названному выше удостоверению.
По свидетельству № от /дата/, Мантров П.В. имел временную - с /дата/ по /дата/ - регистрацию по месту пребывания по адресу: /адрес/.
Однако он проживал совместно со своей дочерью - Мантровой Л.П. по другому адресу: /адрес/.
В соответствии с пп. «а» п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Согласно копии финансового лицевого счёта от /дата/, ответственным квартиросъёмщиком жилого помещения, расположенного по адресу: /адрес/ является Мантрова Л.П., прописанная здесь с /дата/; здесь же зарегистрированы, тоже с /дата/, её отец - Мантров П.В., и её дочь - Мантрова О.Б., /дата/ года рождения.
/дата/0 года Мантровой Л.П. получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: /адрес/.
/дата/ комиссией ООО «РЭУ-5» в составе: начальника Рытикова Т.А., мастера Калмыкова М.Н., техника-смотрителя Волчинской Н.С. составлен акт о том, что была обследована /адрес/; в результате осмотра выявлено, что /адрес/ кирпичный, /адрес/ расположена на 1-ом этаже, общая площадь составляет - /площадь/, квартира находится в собственности - 2-х комнатная; прописано 3 человека; инженерное оборудование и состояние квартиры находятся в удовлетворительном состоянии.
Как пояснила представитель Мантрова П.В. - Мантрова Л.П. - в судебном заседании, в настоящее время она погашает кредит в размере /сумма/ по договору ипотеки № от /дата/, что также подтверждается квитанциями об оплате и графиком платежей.
Внучка Мантрова В.П. проходила обучение, в /дата/ учебном году, в ВУЗе, что подтверждается соответствующим договором от /дата/, в настоящее время она не обучается из-за, по объяснениям представителя истца, отсутствия денежных средств по оплате обучения.
Доводы представителя ответчика о том, что истец в установленном законом порядке не обращался к нему для постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд во внимание не принимает, т.к. имеется письменный ответ должностного лица Администрации от /дата/ Мантрову П.В. о том, что он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Также суд не принимает во внимание доводы стороны ответчика о не проживании истца в течение 5 лет на территории Московской области, как основание к отказу в иске, т.к. федеральное законодательство не предусматривает такого ограничения прав граждан, для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Мантрова Л.П. приобрела указанную выше квартиру в свою частную собственность, право собственности на квартиру ограничено ипотекой, в силу закона.
Поэтому суд считает, что жилищные права Мантрова П.В. должны быть, в соответствии с законом, защищены.
Изложенное подтверждает доводы прокурора и представителя истца, указанные в заявлении и в судебном заседании, а потому суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд соглашается с требованием прокурора об установлении ответчику 6-месячного срока для предоставления истцу жилого помещения, т.к., в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», необходимо завершить обеспечениежильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны; кроме того, Мантров П.В., /дата/ года рождения, находится в преклонном возрасте.
Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
Решил
Признатьнезаконным бездействие Администрации Клинского муниципального района в части не постановки МАНТРОВА П.В. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать Администрацию Клинского муниципального района принять МАНТРОВА П.В. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать Администрацию Клинского муниципального района предоставить МАНТРОВУ П.В. жилое помещение по договору социального найма, в течение 6 (шесть) месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья: подпись А.П. Борщ