Дело № 2-728/2011 год. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 апреля 2011года г. Клин, Московской области Клинский городской суд Московской области в составе председательствующего Судьи Кореневой Н.Ф. С участием адвоката Тарасова В.Н., при секретаре Асеевой З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крылова И.Н., Крыловой С.В. к Администрации Клинского муниципального района, 3-е лицо Министерство строительного комплекса Московской области, о признании необоснованным решения об исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», о восстановлении в списках участников подпрограммы и о выдаче Свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья, о признании незаконным Постановления Администрации Клинского муниципального района, Московской области № от /дата/, УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с вышепоименованным иском, мотивируя его следующими обстоятельствами. В /дата/, после выхода постановления РФ №285 от 13 мая 2006 года, «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилье на 202-2010годы», истцы обратились в Администрацию Клинского муниципального района с соответствующим заявлением. Администрация Клинского муниципального района, рассмотрев представленные Крыловыми документы, признала молодую семью Крыловых нуждающейся в жилье, о чем было вынесено Постановление /адрес/ № от /дата/. На основании заключения № от /дата/, семья Крылова И.Н., была признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Областной целевой программы «Жилье» на 2009-2010годы. На основании постановления Администрации Клинского муниципального района № от /дата/, молодая семья Крылова И.Н. была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2010год». /дата/ Управление по делам молодежи, физической культуры и спорту Администрации Клинского муниципального района, /адрес/, подтвердило своим письмом за номером № этот факт. Собрав все необходимые документы и пройдя все предусмотренные банком процедуры согласований и утверждений, истцы, уверенные в том. что они являются участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», и в получении социальной выплаты по этой программе, /дата/ заключили кредитный договор № на предоставление им /Банк/, ипотечного кредита по программе «молодая семья» в сумме /сумма/. /дата/ истцы заключили договор купли-продажи 2-х комнатной квартиры площадью /площадь/ находящейся по адресу: /адрес/ Договор состоялся, приобретенная истцами квартира зарегистрирована в установленном законом порядке. Получено свидетельство о государственной регистрации права /дата/, о чем в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись за номером № от /дата/. Согласно условий кредитного договора, истцами был заключен в /Страховая компания/ договора страхования квартиры на период с /дата/ по /дата/. имеется страховой полис. В /дата/ истцам была вручена ксерокопия письма, из которого следует, что их молодая семья исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет /площадь/., что превышает учетную норму. С самого образования семьи Крыловых, в связи с возникшими жилищными проблемами, они проживали вначале по адресу: /адрес/, с родителями Крылова И.Н., площадь квартиры /площадь/ зарегистрировано 4 человека, /дата/ в семье брата истца родилась дочь К., которая была зарегистрирована по месту жительства отца, по адресу: /адрес/, таким образом там сейчас зарегистрировано 5 человек. Затем они проживали с родителями Крыловой С.В., по адресу: /адрес/, квартира двухкомнатная, комнаты проходные, общей площадью /площадь/, зарегистрировано 4 человека. Истцы и их представитель полагают, что они выполнили все предъявляемые к участникам данной подпрограммы требования, предоставили все необходимые документы, их семья была признана нуждающейся в жилье, однако Управление по жилищным вопросам Администрации Клинского муниципального района, в нарушение п.17 раздела11 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285 не провела должным образом работу по проверке сведений, содержащихся в представленных ими документов и их соответствия действительному положению дел. В ходе рассмотрения дела Администрация Клинского муниципального района на основании постановления № от /дата/ исключила из списка молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012годы, молодую семью Крылова И.Н., состав 3 человека, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи /площадь/ что превышает учетную норму, установленную для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма. В связи с данным постановлением, в ходе рассмотрения дела истцы уточнили свои исковые требования и просили данное постановление отменить как незаконное, поскольку в настоящее время обеспеченность семьи Крыловых жильем составляет /площадь/ на одного члена семьи, что при вынесении вышеуказанного постановления Администрации это не было учтено, дополнительной проверки не было. В судебном заседании истцы Крылов И.Н. и Крылова С.В. не присутствовали, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом. Представитель истцов, адвокат Тарасов В.Н., исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении с учетом его уточнения, дав аналогичные пояснения. Администрация Клинского муниципального района своего представителя в суд не направила, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, Администрация Клинского муниципального района возражает против удовлетворения заявленных требований, суду представлены письменный отзыв на иск, который они поддерживают. Представитель Министерства строительного комплекса Московской области, Тюгай В.С. с иском не согласен, поддержал письменные объяснения по иску, которые были приобщены к материалам дела. Из данных объяснений со ссылкой на нормы действующего законодательства, следует, что в соответствии с копиями финансового лицевого счета на /дата/, представленного семьей истцов в орган местного самоуправления, согласно п.15 Правил, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла /площадь/ Таким образом, постановление Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «О признании молодых семей нуждающихся в жилье» семья Крылова И.Н. в составе 3 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в нарушение решения Совета депутатов Клинского муниципального района от 09.02.2006 года №4\24 и ст.51 ЖК РФ. С учетом этого, решение Администрации Клинского муниципального района об исключении молодой семьи Крылова И.Н, в составе трех человек является правомерным и принятым в соответствии с действующим законодательством. При этом представитель пояснил, что у молодой семьи Крыловых остается право обратиться вновь с таким заявлением в Администрацию Клинского муниципального района. Выслушав стороны, проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, суд пришел к следующему выводу. Согласно копии постановления Администрации Клинского муниципального района, № от /дата/, молодая семья Крылова И.Н., семьей три человека, признана нуждающейся в жилье. Согласно заключению № от /дата/, молодая семья Крылова И.Н. признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной(средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии. Согласно копии постановления Администрации Клинского муниципального района, № от /дата/, молодая семья Крылова И.Н., состоящая из 3 человек (муж, жена, ребенок) была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на /дата/. Это же подтверждается и письмом Управления по делам молодежи, физической культуры и спора № от /дата/. В соответствии с кредитным договором № от /дата/, заключенным между /Банк/, и Крыловым И.Н.,. Крыловой С.В., Крыловы получили в банке ипотечный кредит по программе «Молодая семья» в сумме /сумма/, под % годовых, на приобретение двухкомнатной квартиры, общей площадью /площадь/, находящейся по адресу: /адрес/, на срок по /дата/. Суду представлен технический паспорт на квартиру, копия договора купли-продажи вышеуказанной квартиры, а также копия свидетельства о государственной регистрации права от /дата/, в котором имеется указание: обременение на квартиру, ипотека в силу закона. Согласно письму № от /дата/ Министерства строительного комплекса Московской области, из которого следует, что «исходя из представленных выписок из домовой книги и копий лицевых счетов на дату принятия указанного постановления, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла /площадь/., что превышает учетную норму. В данном случае признание семьи Крыловых нуждающейся в улучшении жилищных условий противоречит ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Ввиду изложенного, Клинский муниципальный район не вправе выдавать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение (строительство жилья семье Крыловых, т.к. это приведет к нецелевому расходованию средств бюджета Московской области». На основании данного письма, Управление по жилищным вопросам Администрации Клинского муниципального района поставило в известность Крыловых о том, то они исключены из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с тем, что их обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет /площадь/ что превышает учетную норму. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее -подпрограмма), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/ №. Правилами установлено, что «участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты». В соответствии с условиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 27.03.2009 № 241/12 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы», участницей подпрограммы вправе быть молодая семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий. Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с действующим жилищным законодательством минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается органом местного самоуправления. В силу п. 1 решения Совета депутатов Клинского муниципального района Московской области от 09.02.2006 № 4/24 «Об установлении учетной нормы общей площади жилого помещения для постановки на учет нуждающихся в жилье и нормы предоставления общей площади жилых помещений по договорам социального найма в Клинском муниципальном районе» (далее - решение Совета депутатов Клинского муниципального района от 09.02.2006 № 4/24) «учетная норма площади жилого помещения для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма равна 10 кв. м общей площади на одного члена семьи, проживающей в отдельной квартире, и 9 кв. м жилой площади на одного члена семьи, проживающей в коммунальной квартире.». В силу ст. 51 ЖК при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Исключая молодую семью Крыловых из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей, администрация Клинского муниципального района руководствовалась тем, что их обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет /площадь/., что превышает учетную норму, руководствуясь письмом от 01.10 2010 № 4-13/1143 Минмособлстроя. В соответствии с копиями финансового лицевого счета на /дата/, представленными семьей истцов в орган местного самоуправления, согласно п. 15 Правил, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла /площадь/ Однако суд находит эти доводы несостоятельными. Суд полагает, что превышение учетной нормы обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи на 10 квадратных сантиметров не является существенным нарушение постановления Администрации Клинского муниципального района № от /дата/, это не может привести к нецелевому использованию денежных средств. Учитывая, что семья Крыловых была включена в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» на 2010год., именно в этом году их жилищные условия изменились. У брата Крылова И.Н. родилась дочь, и обеспеченность семьи Крыловых жилой площадью составила /площадь/. на одного члена семьи, но эти данные никто не проверил. В п.18 Правил содержатся основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Однако после проверки представленных семьей Крыловых документов в /дата/ было принято решение о включении их семьи в состав участников подпрограммыи до 2010года никто обратных решений не применял, их право на участи в подпрограмме не оспаривал. Принимая постановление № от /дата/, об исключении молодой семьи Крылова И.Н. из списка нуждающихся в жилье», Администрация Клинского муниципального района также не учло вышеуказанное обстоятельство, что в семье Крыловых произошли изменения и их жилищные условия поменялись. При вынесении решения не было учтено, что в настоящее время с учетом норм действующего законодательства обеспеченность семьи Крыловых жилой площадью составляет /площадь/ на одного члена семьи. При вынесении вышеуказанного постановления дополнительной проверки не было. Суд полагает, что правовых оснований для исключении молодой семьи Крылова И.Н. из списка нуждающихся в жилье», не имеется, постановления является незаконным и подлежащим отмене. Семья Крыловых должна быть восстановлена в списке нуждающихся на улучшение жилищных условий, тем более, что закон им позволяет повторно обратиться с заявлением в администрацию о включении их в подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей» (п.19 Правил). Суд полагает, что письмо Министерства строительного комплекса Московской области не является правовым основанием для исключения семьи Крыловых из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Что касается требования истцов о выдаче им свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья, то в этой части иск не может быть удовлетворен, поскольку получение свидетельства регламентировано Правилами предоставления молодым семьям выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы (п.38, л.д.168) на основании заявления о выдаче свидетельства и при наличии поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, т.е. при соблюдении определенной законом процедуры и решение этого вопроса в компетенцию суда не входит. Согласно нормам действующего законодательства по данному вопросу, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах и затем только принимает решение (п.17 Правил). Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, гарантированные Конституцией Российской Федерации равенство всех перед законом и судом, а также равноправие могут быть обеспечены лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями; нарушение принципа формальной определенности норм, напротив, допускает неограниченное усмотрение в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципа равенства при осуществлении конституционных прав и свобод, верховенства Конституции Российской Федерации и закона (постановление от 25 апреля 1995 года №3-)П. На необходимости соблюдения принципа правовой определенности настаивает в своих решениях и Европейский Суд по правам человека: закон, во всяком случае, должен отвечать установленному Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости, к юридической помощи, с какими последствиями могут быт связаны те или иные его действия. Руководствуясь ст.ст.194,197-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать постановление Администрации Клинского муниципального района № от /дата/, об исключении молодой семьи Крылова И.Н. из списка нуждающихся в жилье», незаконным и подлежащим отмене. Признать необоснованным решение Администрации Клинского муниципального района от /дата/ №, принятое на основании письма Министерства строительного комплекса /адрес/ от /дата/ № об исключении семьи Крылова И.Н. из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Восстановить молодую семью Крылова И.Н. (состав 3 человека: он, жена, сын) в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011год. В удовлетворении исковых требований о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течении десяти дней со дня вынесения мотивированного решения суда. Судья Н.Ф. Коренева