о признании недействительным решения комисии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин 25 мая 2011 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,

при секретаре Онищенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-994/11 по иску Парцвания М.М. к Администрации Клинского муниципального района о признании решения Комиссии по выбору и предоставлению земельных участков недействительным, обязании предоставить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истица Парцвания М.М. обратилась в Администрацию Клинского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на /Количество/ лет земельного участка, /Площадь/, для ведения ЛПХ, расположенного по /Адрес/

Решением постоянно действующей Комиссии по выбору и предоставлению земельных участков под строительство, реконструкцию и другую хозяйственную деятельность при Администрации Клинского муниципального района (далее - Комиссия) от /Дата/ истице отказано в предоставлении указанного земельного участка в аренду, учитывая сложность рельефа и расположения участка в ПЗП (прибрежная защитная полоса) и ВОЗ (водоохранная зона) ручья и р. /Название/.

/данные изъяты/

По данному вопросу она обратилась в /Название/ для изготовления топографической съемки с учетом необходимых требований, по итогам проведенных работ был установлен реальный размер земельного участка /Площадь/. Далее указанную топографическую съемку она согласовала в Управлении Архитектуры города Клина и предоставила в сектор правового обеспечения охраны окружающей среды правового управления Администрации Клинского муниципального района главному эксперту А.. /Дата/ Комиссией администрации района вынесено вышеуказанное решение.

Спорный земельный участок расположен от берега реки /Название/ на расстоянии /Площадь/, от ручья - на расстоянии /Площадь/.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ от 07.07.2003 года № 112 «О личном подсобном хозяйстве», гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. Испрашиваемый земельный участок никем не занят и не оформлен в надлежавшем порядке (не поставлен на кадастровый учет и не определенны границы земельного участка).

На основании п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ, при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Согласно п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц

Согласно ст. 65 Водного Кодекса РФ:

п. 1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

п. 2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

п. 4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

п. 5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

п. 15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

2)осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

3) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных
транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки
на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое
покрытие.

п.16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Предоставление земельных участков в водоохранных зонах и контроль над их использованием имеют свои особенности. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном российским земельным законодательством по согласованию с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти.

Согласно п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Истица просит:

- признать вышеуказанное решение Комиссии от /Дата/. об отказе в предоставлении спорного земельного участка истице недействительным;

- обязать Комиссию пересмотреть ходатайство истицы и вынести положительное решение о предоставлении в долгосрочную аренду спорного земельного участка, /Площадь/, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по /Адрес/

В судебном заседании представитель истицы поддержал заявленные исковые требования.

Представитель Администрации Клинского муниципального района в своем заявлении в суд указал, что возражает в удовлетворении исковых требований и представил в суд отзыв на иск, в котором указал следующее:

Указанный земельный участок является муниципальной собственностью.

Согласно п. 2 ст. 11 Земельного Кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, либо, согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ, на праве аренды.

Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Испрашиваемый земельный участок расположен в /Адрес/ за полосой отвода автодороги /Адрес/ поворота на /Адрес/ и за чертой пятиметровой береговой полосы безымянного ручья, впадающего в р. /Название/ и, учитывая сложность рельефа и расположение участка в прибрежной защитной полосе и водоохранной зоне ручья и р/Название/, оформление его в заявленных целях не целесообразно (письмо /Номер/ от /Дата/ главного эксперта Сектора Правового обеспечения охраны окружающей среды правового управления Администрации Клинского муниципального района А..).

Действующим земельным и экологическим законодательством возможность предоставления земельных участков в водоохранной зоне и, в особенности, в прибрежных защитных полосах ограничена.

Согласно ст. 65 Водного Кодекса РФ (в редакции от 28.12.2010 № 420-ФЗ), водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Водоохранная зона создается как составная часть природоохранных мер, а также мероприятий по улучшению гидрологического режима и технического состояния, благоустройству водных объектов и их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Требования о создании этих зон и их правовом режиме предусмотрены ст.65 Водного кодекса РФ и Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от /Дата/ г.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», в пределах водоохранных зон запрещен ряд видов деятельности, в том числе размещении дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее /Количество/ метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов. В пределах прибрежной защитной полосы установлены дополнительные запреты на ведение хозяйственной деятельности.

Данная местность не пригодна для ведения личного подсобного хозяйства. По вопросу предоставления в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в /Адрес/, расположенного по правой стороне относительно дороги /Адрес/, по направлению движения в /Адрес/, при повороте в /Адрес/, слева направо протекает ручей и впадает в речку /Название/ (письмо начальника Решоткинского территориального отдела от /Дата/. /Номер/).

Так как по этому месту протекает ручей, данный земельный участок заболочен, поверхность участка ровная, заросшая камышом, кустарником ивняка и ольхой серой самосевного и порослевого происхождения. Данные доводы подтверждаются топографической съемкой. Вблизи р. Липня также невозможно строительство.

Решение комиссии в отношении Парцвании М.М. от /Дата/ /протокол /Номер// вынесено законно и обоснованно. Оснований для признания решения комиссии недействительным не имеется.

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ, юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц.

На основании вышеизложенного, Администрация Клинского муниципального района просит отказать Парцвании М.М. в удовлетворении заявленных требований.

В исковом заявлении в качестве соответчика указана Администрация сельского поселения Решоткино. Данного юридического лица не существует, а территория /Адрес/, где находится спорный земельный участок, относится к /данные изъяты/

Учитывая, что Решоткинский территориальный отдел не является юридическим лицом, а является отделом Администрации Клинского муниципального района, то ответчиком по данному делу является Администрация Клинского муниципального района, что отражено в протоколе судебного заседания.

Проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ):

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ):

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ЗК РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статья 65 Водного кодекса РФ определяет водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы:

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Истицей представлена топографическая съемка земельного участка, на который она претендует, составленный /Название/ из которого видно, что предполагаемый земельный участок располагается рядом с ручьем, на пересечении дорог /Название/

Истица представила ситуационный план спорного участка, составленный /Название/ где указаны расстояния от границ участка до ручья /данные изъяты/ и от границ участка до реки /данные изъяты/

В соответствии с п. 2 ч. 4 и ч. 5 ст. 65 Водного кодекса РФ, ширина водоохраной зоны ручья и прибрежной защитной зоны ручья составляет /Количество/ метров.

Согласно карте Клинского района, длина реки /Название/ составляет свыше /Количество/ км, то есть, в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ, ширина водоохраной зоны составляет /Площадь/.

Учитывая, что предполагаемый для аренды земельный участок находится в водоохраной зоне ручья и в прибрежной защитной зоне ручья, а также в водоохранной зоне /Название/, а истице отказано в предоставлении земельного участка в аренду по причине сложности рельефа и расположения участка в ПЗП и ВОЗ ручья и р. /Название/, суд приходит к выводу об обоснованности вынесенного Комиссией решения, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Парцвания М.М. к Администрации Клинского муниципального района о признании решения Комиссии по выбору и предоставлению земельных участков от /Дата/ недействительным, обязании предоставить земельный участок - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение 10 дней после составления мотивированного решения.

Судья -