об обязании привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин 31 мая 2011 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,

при секретаре Онищенко Н.А.,

при участии прокурора Болдинова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1002/11 по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Клинский комбинат картонной упаковки» о возложении обязанности получения лицензии на право пользование недрами,

УСТАНОВИЛ :

Клинский городской прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Клинский комбинат картонной упаковки» о разработке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и получении санитарно-эпидемиологического заключения на указанный проект, получении лицензии на право пользование недрами.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований водного санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о недрах открытым акционерным обществом «Клинский комбинат катонной упаковки» (ОАО «КККУ»), расположенным по /Адрес/, осуществляющим деятельность по производству картонной тары.

В процессе осуществления вышеуказанной деятельности предприятие эксплуатирует /Количество/ артезианские скважины, расположенные по вышеуказанному адресу, предназначенные для целейпитьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технического обеспечения для нужд предприятия.

Установлено, что деятельность данного юридического лица не отвечает требованиям действующего водного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства о недрах и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством по следующим основаниям.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В соответствии с п. 14.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, введенным в действие Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1, пользование недрами для добычи подземных вод осуществляется на основании лицензии.

Согласно п. 1.1 Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 12.09.2002 № 575 «Об утверждении Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности», лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод удостоверяют право пользования подземными водными объектами.

Согласно п. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно п. 1.4. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. № 10 (далее - СанПиН), ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственнойпринадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Согласно п. 1.6. СанПиН, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в)правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В нарушение вышеуказанных норм законодательства, ОАО «КККУ» осуществляет добычу подземных вод из артезианских скважин, без лицензии на право пользования недрами, в отсутствие проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения и санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект.

/Должность/ ОАО «КККУ» внесено представление об устранении выявленных нарушений водного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства о недрах.

Учитывая, что до настоящего времени ОАО «КККУ» не получило лицензию на право пользования недрами, а также не разработало проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, и в частности требованиям вышеуказанных санитарных норм и правил, а также юридическим лицом не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект, необходимо в судебном порядке обязать ОАО «КККУ» выполнить указанные требования действующего водного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Деятельность ОАО «КККУ» противоречит требованиям природоохранного, водного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о недрах, а также нарушает, закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», право каждого на благоприятную окружающую среду, и, тем самым, затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации.

Невыполнение ОАО «КККУ» вышеизложенных требований природоохранного, водного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о недрах препятствует надлежащей реализации положений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые согласно ст. 5 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отнесены к полномочиям Российской Федерации, в том числе: государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации, контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, а также нарушает права граждан, предусмотренные ст. 8 данного Федерального закона на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

В связи с частичным отказом прокурора от иска в части исковых требований о разработке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и получении санитарно-эпидемиологического заключения на указанный проект, так как ответчиком представлены вышеуказанные документы, производство по делу в этой части требований определением суда от /Дата/ было прекращено.

В части рассматриваемых исковых требований истец просит обязать ответчика привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства о недрах, а именно:

- получить лицензию на право пользования недрами, в порядке, установленном Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», в разумный срок, но не позднее /Дата/

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования и уточнил их в части срока получения лицензии, определив его до /Дата/

/Должность/ ОАО «Клинский комбинат картонной упаковки» Байбаков В.Н. иск признал.

Проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании ответчик в ходе осуществления своей производственной деятельности эксплуатирует /Количество/ артезианские скважины, расположенные по /Адрес/, предназначенные для целейпитьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технического обеспечения для нужд предприятия.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В соответствии с п. 14.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, введенным в действие Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1, пользование недрами для добычи подземных вод осуществляется на основании лицензии.

Учитывая, что ответчик до настоящего времени не имеет лицензии на пользование недрами, в связи с эксплуатацией двух артезианских скважин, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд считает, что срок до /Дата/ для получения лицензии является разумным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «Клинский комбинат картонной упаковки» получить лицензию на право пользования недрами в порядке, установленном Законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», в срок до /Дата/.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение 10 дней после составления мотивированного решения.

Судья -