о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-1244\2011 год.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2011 года г. Клин, Московской области.

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи КОРЕНЕВОЙ Н.Ф.

при секретаре Богдановой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моториной С.Б. к ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области о признании неправомерным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от /дата/, и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

/дата/ истица обратилась в ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области с заявлением и необходимым пакетом документов, для назначения ей досрочно пенсии по старости.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации № 23 по г. Москве и Московской области, от /дата/, Моториной С.Б. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии согласно ст.278 п.1 п\п.20 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” от 17.12.01 года №173-ФЗ и Спискам должностей, учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г.№1066, от 29.10.2002г. №781, и постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2, из-за отсутствия необходимого требуемого медицинского стажа работы - 30 лет.

Стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с ее медицинской деятельностью, признаваемый ответчиком, составляет в общей сложности 14 лет 10 месяцев 12 дней.

Комиссией не приняты к зачету в специальный медицинский трудовой стаж периоды работы истицы:

- в должности медсестры в /Учреждение/, с /дата/ по /дата/, в льготном исчислении как 1год работы за 1 год 6 месяцев работы;

- в должности диетсестры /Учреждение/ с /дата/ по /дата/, в календарном исчислении;

-периоды ее работы, в должности старшей медсестры в /Учреждение/, с /дата/ по /дата/, в календарном исчислении;

-периоды ее работы в должности старшей медсестры в /Учреждение/, с /дата/ по /дата/, в льготном исчислении как 1год работы за 1 год 3 месяца работы;

- периоды ее работы, в должности медсестры в /Учреждение/, с /дата/ по /дата/, в льготном исчислении как 1год работы за 1 год 3 месяца работы.

Считая решение комиссии незаконным и необоснованным, Моторина С.Б.     обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ № 23 по г.Москве и Московской области, о признании решения комиссии от /дата/, необоснованным, просила отменить это решение и обязать ответчика включить в специальный медицинский трудовой стаж периоды ее работы, указанные в исковом заявлении в календарном и льготном исчислении, обязав ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения, т.е. с /дата/.

В судебном заседании истица и ее представитель поддержали исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Представитель истца суду пояснил, что ответчик неправомерно принял к зачету в специальный медицинский стаж истицы период работы истицы в должности медсестры в /Учреждение/, с /дата/ по /дата/, в календарном исчислении, а не в льготном исчислении как 1год работы за 1 год 6 месяцев работы, а также неправомерно исключил из специального медицинского стажа периоды работы, указанные в исковом заявлении. Кроме того, ответчик неправильно исчислили тот стаж, который принят к зачету и допустил арифметическую ошибку при подсчете. Стаж работы в сельской местности подлежит зачету в льготном исчислении, как указано в законодательстве. Стаж работы. который был принят пенсионным фондом в медицинский стаж истицы составляет 18 лет 00 месяцев 08 дней. Сама истица пояснила, что в указанные, оспариваемые ею периоды она занималась медицинской деятельностью, несмотря на то, что работала в детсаду или школе интернат.       

Представитель ГУ УП ФРФ № 23 по г.Москве и Московской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен, расписка в деле имеется. В предыдущем заседании высказал свое мнение по иску, считает, что решение комиссии принято законное и обоснованное, исковые требования не признал и поддержал решение комиссии. Суду пояснил, что оспариваемые периоды правомерно исключены из льготного стажа, поскольку документально подтверждено отсутствие занятости на работе в должности, предусмотренной списком.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что возможно рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, который свое мнение по иску высказал, и с согласия истицы и ее представителя, вынести заочное решение. Суд полагает, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п\п.20 п.1 ст.27 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста».

Согласно представленным документам у истицы имеется специальный медицинский стаж работы, который был принят пенсионным фондом к зачету и составляет 14 лет 10месяцев 12 дней. Проверив представленные суду документы и принимая во внимание доводы истицы и ее представителя, суд полагает, что пенсионным фондом принят специальный медицинский стаж в размере 18 лет 00 месяцев 08 дней, поскольку при подсчете стажа, принимаемого к зачету, комиссией была допущена техническая, арифметическая ошибка в подсчете.

Комиссией не принят к зачету период работы истицы в должности медсестры в /Учреждение/, с /дата/ по /дата/, в льготном исчислении как 1год работы за 1 год 6 месяцев работы. Суд полагает, что принимая такое решение ответчик не учет тот факт, что согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464 «О утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санэпидучреждений, лечебная и иная работа, которая по охране здоровью населения дает право на пенсию за выслугу лет, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров год работы засчитывается за один год 6 месяцев без учета наличия тех или иных структурных подразделений. Родильные дома и их отделения всегда относились и относятся к учреждениям и отделениям хирургического профиля. Этот факт подтверждается архивной справкой. Суд полагает, что данные доводы заслуживают внимание и считает, что ответчик необоснованной исчислил данный период работы и включил его в специальный медицинский стаж в календарном исчислении. Суд пришел к выводу, что данный период с /дата/ по /дата/, подлежит включению в медицинский стаж Моториной С.Б. в льготном исчислении как 1год работы за 1 год 6 месяцев работы, что составит в общей сложности 11 месяцев 24 дня (к зачету уже принят период в размере7месяцев 26 дней, и следует еще прибавить 3 месяца 28 дней).

Комиссией не принят к зачету период работы истицы в должности диетсестры /Учреждение/ с /дата/ по /дата/.

Пенсионный фонд, отказывая в принятии к зачету спорный период в специальный медицинский стаж работы истицы для назначения досрочной трудовой пенсии, указал, что согласно архивной справке от /дата/ (3) и Списка должностей и учреждений с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 п.1 п\п20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от /дата/, такое структурное подразделение как пищеблок не предусмотрено.

Суд пришел к выводу, что данное решение нельзя признать законным и обоснованным. Принимая такое решение, ответчик ссылается на действующее в настоящее время законодательство, однако действие данного нормативного акта не распространяется на ранее существовавшие правоотношения, т.к. закон обратной силы не имеет, а потому данный акт не может применяться. Согласно п.1 Списка профессий и должностей здравоохранения и санэпидучреждений, лечебная работа и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, действовавшему до /дата/, периоды работы среднего медицинского персонала независимо от наименования должности и без учета наименования структурного подразделения лечебно-профилактических и санэпидучреждений всех форм собственности, подлежали зачету в специальный медицинский стаж для назначения пенсии по выслуге лет. Законодательство этого периода не содержало требований о наименовании структурных подразделений. При таких обстоятельствах, суд полагает, что данный период подлежит включения в специальный медицинский стаж истицы. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от /дата/ N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, «что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права».

Комиссией не приняты к зачету период работы истицы в должности в должности старшей медсестры в /Учреждение/, с /дата/ по /дата/, в календарном исчислении; период работы Моториной С.Б. в должности старшей медсестры в /Учреждение/, с /дата/ по /дата/, в льготном исчислении как 1год работы за 1 год 3 месяца работы; период работы истицы, в должности медсестры в /Учреждение/, с /дата/ по /дата/, в льготном исчислении как 1год работы за 1 год 3 месяца работы.

Пенсионный фонд, отказывая в принятии к зачету спорные периоды в специальный медицинский стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, указал, что такие учреждения как «детский комбинат», «ясли-сад» и «школа-интернат» не предусмотрены номенклатурой учреждения здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 года№395 и Списками учреждений здравоохранения работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п\п 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР ;464 от /дата/ и Правительства РФ от /дата/, от /дата/

Суд приходит к выводу, что данные доводы ответчика не основаны на законе.

Ответчик ссылается в своем решении на нормативный акт, принятый в /дата/, действие которого не распространяется на ранее существовавшие правоотношения, т.к. закон обратной силы не имеет, потому по первым двум периодам данный закон не подлежит применению.

Согласно п.1 раздела 11 Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 ода №1397, которое утратило силу с 01.10.1993 года(п.3 постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993года №953), периоды работы в должности медицинской сестры независимо от наименования должности в объединенных детских яслях-садах подлежали зачету в специальный медицинский стаж для назначения пенсии за выслугу. Таки образом, вышеуказанные периоды работы истицы в должности медицинской сестры в /Учреждение/ в календарном исчислении, а также в должности старшей медсестры в детском комбинате на /Учреждение/, в льготном исчислении как 1год работы за 1 год 3 месяца работы, подлежат включению в специальный медицинский стаж истицы

Что касается периода работы истицы в должности медсестры в /Учреждение/, с /дата/ по /дата/, в льготном исчислении как 1год работы за 1 год 3 месяца работы, то он также должен быть зачтен в специальный медицинский стаж Моториной С.Б.. В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами работа в должностях, указанных в списке, в том числе, в медицинских кабинетах, являющихся структурными подразделениями организаций. Истица работает в медицинском кабинете /Учреждение/ должности медсестры, данное учреждение находится в сельской местности, а потому указанный период должен быть засчитан в специальный медицинский стаж в льготном исчислении. Суду была представлена должностная инструкция истицы, из которой усматривается, что она занимается лечебной деятельностью и ее основными функциями являются организация и обеспечение инфекционной безопасности школы, обеспечение и соблюдение профилактический и лечебно диагностических процедур, она планирует и организует процесс разработки и реализации программы лечебно-профилактической деятельности школы. Кроме того, согласно должностной инструкции от 2003 года (л.д.3941) медицинский персонал школы входил с штат /Учреждение/. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в лечебных учреждениях, а лишь с обусловленным характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с лечебно и иной деятельностью по охране здоровья населения. Суд полагает, что истица предоставила достаточно доказательств в подтверждении своих исковых требований.

При суммировании всех периодов, которые оспаривала истица, с учетом принятого пенсионным фондом специального медицинского стажа истицы, на момент обращения Моториной С.Б. в Пенсионный фонд за назначением льготной пенсии, ее медицинский стаж составлял 30 лет.     

С учетом положений ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление Конституционного суда №2-П от29.01.2004 года).

Доводы представителя ответчика суд находит голословными и ничем объективно не обоснованными. Отказывая в принятии указанных спорных периодов в медицинский стаж Моториной С.Б., Пенсионный фонд исходил из того, что на момент обращения истицы за назначением пенсии ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу, а действующее правовое регулирование не предусматривает такое право.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано».

При таких обстоятельствах, отказ ответчика в принятии к зачету в специальный медицинский стаж истицы оспариваемых ею периодов ущемляет ее конституционные права, которые подлежат защите.

В определении Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 года №392-О (п.3) указано, что «согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    «При определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа». При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

В постановлении Пленума ВС РФ от 20.12.2005 года №25 записано (п.9) «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

С учетом вышеизложенного, с зачетом всех перечисленных спорных периодов, у Моториной С.Б. имеется специальный медицинский стаж, дающий ей право на получение пенсии досрочно, со дня его обращения. Следовательно, вышеуказанное решение комиссии при ГУ УПФ РФ №23 об исключении спорных периодов из специального медицинского стажа следует признать частично недействительным, как ущемляющее право истца на пенсионное обеспечение.

Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 ст.19, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за назначением трудовой пенсии считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Право истицы на получении пенсии возникло с /дата/, ее специальный медицинский стаж составляет 30 лет.

Что касается требований истицы о взыскании расходов по государственной пошлине с ответчика, то суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь ч.4 ст.1, ст.ст.194, 197-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать неправомерным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от /дата/ при ГУ УПФ РФ №23 по Москве и Московской области в части отказа в назначение трудовой пенсии по старости Моториной С.Б..

Обязать ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области принять к зачету и включить в специальный медицинский трудовой стаж Моториной С.Б.       - периоды ее работы, в льготном исчислении как 1год работы за 1 год 6 месяцев работы, в должности медсестры в /адрес/, с /дата/ по /дата/;

-периоды ее работы, в календарном исчислении, в должности диетсестры пищеблока в /адрес/, с /дата/ по /дата/;

-периоды ее работы, в календарном исчислении, в должности старшей медсестры в /адрес/, с /дата/ по /дата/;

-периоды ее работы, в льготном исчислении как 1год работы за 1 год 3 месяца работы, в должности старшей медсестры в /Учреждение/, с /дата/ по /дата/;

- периоды ее работы, в льготном исчислении как 1год работы за 1 год 3 месяца работы, в должности медсестры в /Учреждение/, с /дата/ по /дата/, обязав ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области назначить Моториной С.Б. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с /дата/.

В удовлетворении исковых требований о взыскании судебных расходов отказать.

Ответчик, не присутствующий в судебном заседании, вправе подать в Клинский городской суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого.

Судья Н.Ф. Коренева