о признании права на назначение трудовой пенсии



Дело № 2-1706/2011 год.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2011 года г. Клин, Московской области

Клинский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи КОРЕНЕВОЙ Н.Ф.

при секретаре Асеевой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одинцовой Е.А. к ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области о признании недействительным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от /дата/ и о назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

/дата/ истица обратилась в ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области с заявлением и необходимым пакетом документов, для назначения досрочной пенсии по старости.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ Управлении ПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области от /дата/ Одинцовой Е.А. было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого требуемого специального педагогического стажа - 25 лет, на основании ст.27 п.1 п\п 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ и Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, постановлениями Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 г., №781 от 29.10.2002 года, постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2П.

Комиссией принят к зачету специальный педагогический стаж, дающий право Одинцовой Е.А. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, который в общей сложности составил 24года 03месяца 08 дней.

Комиссией не принят к зачету в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по ст.27 п.1 п\п.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ период работы истицы

- в должности воспитателя в Муниципальном социально-образовательном учреждении начальной школе-детском саду «Центр детства «Жемчужинка», с /дата/ по /дата/.

Считая отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным, Одинцова Е.А.      обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ № 23 по г. Москве и Московской области, об отмене решения комиссии при ГУ УПФ РФ от /дата/, и просила включить указанный период работы в ее специальный педагогический трудовой стаж, признав ее специальный педагогический стаж равным 25 годам, назначив ей досрочную трудовую пенсию с /дата/, т.е. с первичного обращения за назначением пенсии.

В судебном заседании истица свое заявление поддержала по основаниям, изложенным в нем, представив необходимые документы, в том числе справку с места работы, истица до настоящего времени работает в /учреждение/

е присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена. Поступило сообщение о рассмотрении дела в ее отсутствие. В предыдущем судебном заседании поддержала исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и приложенные к нему документы.

Представитель ГУ УП ФРФ № 23 по г.Москве и Московской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен. Поступило сообщение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, с иском не согласны, поддерживают решение комиссии.

Выслушав истцу, проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, суд приходит к следующему выводу.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с обусловленным характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, Закон РФ «Об образовании» не связывает возможность реализации прав педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории РФ независимо от их организационно - правовой формы на все должности.

В соответствии с п.1 п\п.19 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста. Согласно указанному закону, Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и Правила исчисления и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации».

В определении Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 года №392-О (п.3) тоже указано, что «согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение

Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в школах, предусмотренных Списком.

С 1 ноября 1999 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", согласно пункту 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела Одинцова Е.А. в период /дата/ по /дата/ работала должности воспитателя в /учреждение/

Не принимая к зачету в специальный педагогический стаж работы истицы указанный период с /дата/ по /дата/, ответчик - ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области, указал, что на основании заключения ООППЗЛ от /дата/ наименование учреждения, в котором проходила работа, не соответствует Спискам учреждений, с учетом которых, назначается досрочно трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 п.1 п\п19 Закона РФ №173 от 17.12.2001 года, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991года и постановлением Правительства РФ №1076 от 22.09.1999 года №791 от 29.10.2002 года.

При вынесении данного решения суд исходит из того, что предоставление пенсии педагогическим работникам за выслугу лет, предусмотренное как ранее действовавшим пенсионным законодательством, так и в ныне действующем пенсионном законодательстве, связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с обусловленным характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Как было установлено в ходе рассмотрения дела, истица в спорный период работала воспитателем, а это значит, что имело место быть педагогическая деятельность по воспитанию детей, поскольку должность воспитателя предусмотрена списками учреждений, с учетом которых назначается досрочно трудовая пенсия по старости. Этот факт не отрицал и ответчик, указав только, что «наименование учреждения в котором проходила работа истицы, не соответствует Спискам учреждений, с учетом которых, назначается досрочно трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 п.1 п\п19 Закона РФ №173 от 17.12.2001 года».

В соответствии с действующим законодательством, в выслугу лет педагогам засчитываются все виды педагогической деятельности. Судом было установлено, что в указанный период истица занималась воспитанием и образованием детей, и всем, что с этим связано, что входило в ее обязанности. Педагогическая трудовая деятельность истицы отражена в ее трудовой книжке и не требуется каких-либо дополнительных подтверждений этому обстоятельству. Она работала в должности, предусмотренной списком, поэтому данный период трудовой деятельности истицы подлежит зачету в стаж, дающей ей право для назначения ей пенсии на льготных условиях. В этот период у Одинцовой Е.А. имело место выполнение педагогической нагрузки, т.е. работа в качестве воспитателя в детском школьно- дошкольном учреждении. В соответствии с общесоюзным Классификатором «Отрасли народного хозяйств», утвержденного Госкомстатом СССР и Госпланом СССР 1 января 1976 года (в редакции от 29.10.1997 года) в систему дошкольного воспитания входят детские сады, ясли-сады (комбинаты), детские площадки (код 92400). А как было установлено, истица работала в /учреждение/. По сути каждое из этих наименований учреждений находится в Списке учреждений, с учетом которых, назначается досрочно трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 п.1 п\п19 Закона РФ №173 от 17.12.2001 года,     а тот факт, что эти два наименовании соединены в одно, не меняет сути этого учреждения, социально образовательное учреждение начальная школа-детский сад, занимается обучением и воспитанием детей, возможно, это новая форма обучения и воспитания детей. Суд полагает, что это название, по сути, является тождественным понятию наименования школа и детский сад. Документы представлены.

В постановлении Пленума ВС РФ от 20.12.2005 года №25 записано (п.9) «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что указанный период работы истицы подлежит зачету в специальный педагогический стаж в связи с тем, что выполняемая Одинцовой Е.А. работа «в должности воспитателя /учреждение/     является фактически должностью воспитателя в том понимании в каком законом отнесена к числу должностей, дающих право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью. С учетом того, что в действующем законодательстве отсутствует запрет на возможность установления судом тождественности выполняемой истицей работы той работе, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, указанный период подлежит зачету в педагогический стаж истицы.

Исходя из норм действующего, законодательства следует, что пенсионный фонд неправомерно отказал Одинцовой Е.А. и не включил спорный период ее работы, в стаж, дающий право на льготную пенсию.

Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 ст.19, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за назначением трудовой пенсии считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Истица обратилась с заявлением в пенсионный фонд /дата/, однако с учетом периода, который суд посчитал необходимым включить в ее педагогический стаж, на /дата/. истица не имела педагогического стажа в размер 25 лет, на указанную дату ее педагогический стаж составлял 24 года 11 месяцев 15 дней. Суд на основании ч.3 ст.196 ГПК РФ выходит за рамки заявленных требований, с учетом тог, что в настоящее время истица занимается педагогической деятельностью, суд полагает возможным вынести решение о назначении истице досрочной трудовой пенсии при наличии необходимого педагогического стажа 25 лет, с /дата/, т.е. с момента возникновения права на такую пенсию.

Руководствуясь ст. ст. 194,197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от /дата/ года при ГУ УПФ РФ №23 по Москве и Московской области об отказе Одинцовой Е.А. в назначения досрочной трудовой пенсии, частично недействительным.

Обязать ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области включить в специальный педагогический трудовой стаж Одинцовой Е.А., согласно п.1п\п.19 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ от 17.12.2001года №173 -ФЗ и Списка должностей и учреждений, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденных постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года №463, постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067, от 29.10.2002 года №781 и постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года №2-П,

период ее работы в должности воспитателя в /учреждение/ с /дата/ по /дата/, обязав ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области назначить Одинцовой Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на такую пенсию, т.е. с /дата/.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения суда.

Судья Н.Ф. Коренева