об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с отказом в регистрации по месту жительства



Дело № 2-1807\2011год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2011года     г. Клин, Московской области

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кореневой Н.Ф.,

При секретаре судебного заседания Асеевой З.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чекмаревой В.Л. к командиру войсковой части 12517, Московская область, г.Клин-9, 3-е лицо ФГКЭУ «Тимоновская КЭЧ района» МО РФ, об оспаривании действий командира войсковой части, связанных с отказом в регистрации по месту жительства, и о регистрации по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

Чекмарева В.Л. обратилась в суд с вышепоименованным иском, который мотивировала тем, что она состоит в браке с В. с /дата/. В. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: /адрес/. Указанная квартира была ему предоставлена по договору социального найма, на основании ордера от /дата/ . С указанного времени и по настоящее время он зарегистрирован в указанной квартире вместе с сыном, А.. В /дата/ истица обратилась в территориальный пункт /адрес/ УФМС России по Московской области, с заявлением о регистрации на постоянной основе, как жены В., по месту его жительства. Однако ей был дан отказ командиром войсковой части 12517 в регистрации по месту жительства ее мужа, со ссылкой на п.21 Приказа МО РФ от 15.02.2000 года №80, в соответствии с которым, вселение граждан, не имеющих отношение к МО в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем, не допускается

Истица считает доводы отказа необоснованными и незаконными, нарушающими ее права как члена семьи нанимателя жилого помещения. Ее супруг зарегистрирован в указанной квартире вместе сыном, является ответственным квартиросъемщиком. Она постоянно проживает с мужем в данной квартире, не имеет другого жилья. Считает, что должна быть зарегистрирована по месту своего жительства вместе с супругом. Такое право предусмотрено ЖК РФ, подзаконные нормативные акты не должны противоречить федеральному законодательству.

В судебном заседании Чекмарева В.Л. поддержала свои требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в ее заявлениях, а также на нормы действующего законодательства, дав аналогичные пояснения, просила удовлетворить ее требования.

В. и А. с иском согласились, считают, что истица должна быть зарегистрирована по месту жительства ее супруга.

Представитель войсковой части 12517, Савельев М.В., иск не признал, пояснив, что действия командира соответствуют постановлению Правительства от 29 декабря 2005 года и приказу №80 Министерства обороны. /адрес/ является обособленным, режимным, закрытым военным городком. Пропускной режим. Жилищный фонд находится на балансе КЭЧ района. Квартира не приватизирована, относится к Министерству обороны. Разрешение ан прописку командир не дает, необходимо обращаться в КЭЧ района, но командир дал отказ истице в прописке.

Представитель ФГКЭУ «Тимоновская КЭЧ района» МО РФ в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.

Согласно копии заявления о регистрации по месту жительства, Чекмарева В.Л. /дата/ обращалась в ТП /адрес/ УФМС России по Московской области, с заявлением о прописке по месту жительства к мужу.

Согласно выписке из домовой книги, по адресу: /адрес/, прописаны В. и А.

Согласно копии свидетельства о заключении брака, В. и Галочкина В.Л. заключили брак /дата/, после заключения брака обоим присвоена фамилия Чекмаревы.

Согласно копии ордера от /дата/, на квартиру в доме , /адрес/, был выдан ордер В..

На основании распоряжения Правительства РФ №752-р от 01.06.2000 года ( с послед. измен. и дополн.), /адрес/      включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ и органов ФСБ (введен распоряжением Правительства РФ от 29.12.2005 N 2339-р).

Согласно ст.69 ЖК РФ «к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке».

Таким образом, жилищные права и обязанности пользователей жильем основываются на семейных отношениях и на совместном проживании (но не на регистрации граждан по месту жительства).

В соответствии со ст.70 ЖК РФ «наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Вселение граждан в качестве членов семьи требует изменения договора социального найма, поскольку в нем необходимо указать нового члена семьи, т.е. члены семьи нанимателя жилого помещения должны быть указаны в договоре социального найма.

Ранее действовавший ЖК РСФСР признавал членами семьи нанимателя жилого помещения детей и родителей. Супруг нанимателя, его дети и родители признаются членами семьи нанимателя при условии совместного проживания с нанимателем. Членами семьи нанимателя могут признаваться и иные лица, это любые лица, которые не подпадают при рассмотрении вышеуказанных категорий граждан (супруги, дети, родители). Ими могут быть фактический супруг, дети такого супруга близкие знакомые и т.д., фактические брачные отношение совместно проживающих граждан не порождают для любого из них права быть членом семьи нанимателя.

По Семейному Кодексу РФ супругами являются лица, заключившие брак в органах ЗАГСА, в соответствии со ст. 31 СК РФ, каждый из супругов свободен в выборе мест пребывания и жительства

На основании Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713(с послед изм. и допол.) «п.7. Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых федеральным законом».

Как видно из имеющихся в деле документов, квартира, в которой проживает В., его сын А. и Чекмарева В.Л., как его супруга, стоит, в настоящее время, на балансе Тимоновской КЭЧ района.

При рассмотрении дела, судом установлено, что В. в /дата/, как военнослужащему, была предоставлена квартира, находящаяся по адресу: /адрес/. Согласно ордеру, В. вселился в спорную квартиру с семьей, зарегистрирован там с сыном, является нанимателем жилого помещения. /дата/ он заключил брак с Чекмаревой В.Л., они стали проживать совместно и вести общее хозяйство. Чекмарева В.Л. фактически проживает в квартире, находящейся по адресу: /адрес/, т.е. она, после заключения брака, как супруга, была вселена, в спорное жилое помещение, нанимателем которой является ее муж, В., проживающий там А. против вселения истицы в квартиру не возражал. Ответчик данный факт не оспаривал, и встречных требований о выселении истицы не ставил.

Разрешая данное дело, суд установил, что возникшие правоотношения регулируются нормами жилищного законодательства,

В приказе МО РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 «О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 20.08.2008 N 448, с изм., внесенными решениями Верховного Суда РФ от 14.11.2002 N ВКПИ02-77, от 06.10.2004 N ВКПИ04-100, от 05.06.2009 N ВКПИ09-69)» записано, что «вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается.

Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя. При вселении несовершеннолетних детей такого разрешения не требуется.

Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей».

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции.

Министерство обороны РФ вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду РФ, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти».

Приказом от 15 февраля 2000 года N 80 Министр обороны РФ в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Для исключений Федерации.

Суд считает, что Чекмаревой В.Л. неправомерно отказано в ее регистрации в спорном жилом помещении на основании вышеизложенных норм действующего законодательства (п.21 приказа МО №80 от 15.02.2000 года), данный отказ противоречит нормам жилищного законодательства и нарушает права заявителя. Доводы истицы о том, что командир войсковой части чинит ей препятствия в пользовании жилым помещением, заслуживают внимания, доводы представителя ответчика и его ссылка на Приказ №80 МО, являются несостоятельными.

Чекмарева В.Л., как супруга, на основании п.1 ч.1 ст.67 ЖК РФ, была вселена в квартиру и фактически проживает по адресу: /адрес/. В настоящее время ей необходима прописка. После принятия Конституционным Судом РФ постановления от 25 апреля 1995 года №3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» процедура регистрации гражданина по месту жительства носит уведомительный характер, наличие или отсутствие которой не может являться фактом, свидетельствующим о приобретении или утрате гражданином права на жилое помещение. Процедура регистрации является административным актом, не влекущим за собой возникновение права на жилище. Таким образом, ответчик по делу препятствует истице пользоваться жилым помещением, в котором она фактически более трех лет проживает с мужем после заключения брака. Она является супругой В. и относится к членам его семьи, а не к иным лицам, на что указано в п.21 Приказа. У истицы имеются все основания для регистрации в данном жилом помещении. При таких обстоятельствах, Чекмарева В.Л. вправе требовать от собственника жилого помещения и иных лиц, устранение нарушения прав по пользованию этим жилым помещением.

Представитель ответчика не учел, что в п.3 этого же приказа №80 МО РФ от 15.02.2000 года указано, что « квартира предоставляется военнослужащему и членам его семьи». Ответчик не оспаривал тот факт, что В. имеет отношение к МО РФ, был военнослужащим и отслужил длительный срок, и он имеет право вселить в квартиру свою супругу, как члена семьи нанимателя. Ответчик никаких встречных требований к Чекмаревой В.Л. или ее супругу, не выставляет.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд считает, что В. указанную квартиру получил в связи с военной служебной, а потому к ней применяются положения о квартирах, находящихся в закрытых военных городка, как это подразумевает закон, поскольку по смыслу ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и распоряжения Правительства РФ №752-р от 1.06.2000года «наделение закрытых военных городков особым статусом направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с Вооруженными силами, жилыми помещениями в целях поддержания высокой боевой и мобилизационной готовности воинских частей. Однако военнослужащий имеет право вселить в предоставленную ему квартиру членов своей семьи, супругу, детей.

Доказательствами по делу могут быть любые данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает те или иные обстоятельства. В соответствии со ст. 55, ст. 60 ГПК РФ «доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут быть подтверждены никакими другими доказательствами».

Таким образом, жилищные права и обязанности пользователей жильем основываются на семейных отношениях и на совместном проживании, но не на регистрации граждан по месту жительства.

Доводы командира войсковой части 12517, 201 КЭЧ района, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поэтому имеются все оснований для удовлетворения требований Чекмаревой В.Л..

Руководствуясь ст.194. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ командира войсковой части 12517 в регистрации Чекмаревой В.Л., как супруги В., по адресу: /адрес/, незаконным.

Решение суда является основанием для регистрации Чекмаревой В.Л. по адресу: /адрес/, по месту жительства и прописки ее супруга, В..

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский федеральный городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Н.Ф. Коренева