о назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин                                                                                         28 октября 2011 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,

при секретаре Онищенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2665/11 по иску Гагариной Н.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 23 по г. Москве и Московской области об отмене решения комиссии, включении в специальный трудовой стаж отпуска по уходу за ребенком, назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации №23 по г. Москве и Московской области (далее - УПФР) от /дата/ , согласно ст. 27 п. 1 п.п. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ и Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с особо вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 02.10.1991 г. № 10 раздел ХVІ «Производство искусственного и синтетического волокна» код-позиция 11600000-1754 и раздел VІІІ п. Б «Химическое производство», код-позиция 1080Б000-17541, Гагариной Н.М., /дата/ г. рожд., отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого требуемого специального стажа - 7 лет 6 месяцев.

Приняты к зачету в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27 п. 1 п.п. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», следующие периоды работы:

- на Клинском ПО «Химволокно» в должности /данные изъяты/

с /дата/ по /дата/,

с /дата/ по /дата/ (отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет),

с /дата/ по /дата/,

с /дата/ по /дата/ (отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет),

с /дата/ по /дата/ (отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет),

с /дата/ по /дата/

с /дата/ по /дата/,

с /дата/ по /дата/,

- в ОАО «Термоприбор» в должности /данные изъяты/

с /дата/ по /дата/,

с /дата/ по /дата/

Итого специальный трудовой стаж по Списку № 1, принятый к зачету УПФР, составляет 6 лет 8 месяцев 19 дней.

При данном стаже истица имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, согласно ст. 27 п. 1 п.п. 1 абз. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в возрасте 49 лет.

Не приняты к зачету в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ следующие периоды:

1) отпуск за свой счет

с /дата/ по /дата/,

так как, согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, включение данного вида отпуска в специальный стаж на соответствующих видах работ не предусмотрено;

2) нет заработной платы

с /дата/ по /дата/,

так как, на основании акта проверки факта льготной работы от /дата/ отсутствуют лицевые счета на заработную плату, а также приказ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Считая решение комиссии УПФР неправомерным, Гагарина обратилась в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями и просит признать решение комиссии УПФР необоснованным и незаконным, включить в специальный стаж указанные непринятые периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет и назначить досрочную трудовую пенсии по старости.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования.

Представитель УПФР иск не признал и поддержал решение комиссии УПФР.

Проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (женщины, достигшие возраста 55лет) женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Согласно п. 2 ст. 27 названного Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Гагарина с /дата/ по /дата/ работала аппаратчиком /данные изъяты/ на Клинском ПО «Химволокно». Данная профессия соответствует Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с особо вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения имвозраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребёнком в целом (до достижения ребёнком возраста полутора лет и до достижения им возраста трёх лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребёнком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

/дата/ у истицы родилась дочь И..

Истице включен отпуск по уходу за ребенком частично до /дата/

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет, то есть с /дата/ по /дата/ (2 месяца) и с /дата/ по /дата/ (9 месяцев 28 дней), а всего /дата/ не принятый к зачету УПФР, должен быть включен в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

С учетом принятого УПФР к зачету в специальный трудовой стаж истицы 6 лет 8 месяцев 19 дней, и специального стажа, принятого судом, 11 месяцев 28дней, специальный трудовой стаж истицы на дату обращения за назначением пенсии /дата/ составил 7 лет 8 месяцев 17 дней, что дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту, в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с даты обращения /дата/, в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отменить решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ-Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации № 23 по г. Москве и Московской области от /дата/ об отказе Гагариной Н.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 23 по г. Москве и Московской области включить специальный трудовой стаж Гагариной Н.М. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с /дата/ по /дата/ и с /дата/ по /дата/ и назначить Гагариной Н.М. досрочную трудовую пенсию по возрасту с /дата/, то есть со дня обращения за назначением досрочной трудовой пенсии.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение 10 дней после составления мотивированного решения.

Судья -