о признании права собственности на дом



                                 

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

4 июня 2012 года

Клинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Борща А.П.,

при секретаре Давыдовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1266/2012 по иску ДРОЗДОВА П. С. к ДРОЗДОВУ В. С. ЦАРАПКИНОЙ О. С. об установлении юридического факта владения недвижимым имуществом и признании права собственности на самовольные постройки,

      Установил

На основании Постановления Главы Администрации Мисиревского сельского совета народных депутатов Клинского района Московской области от /дата/ «О выдаче свидетельств на право собственности» Д выдано свидетельство о государственной регистрации права от /дата/ бланк серия на земельный участок площадью /данные изъяты/ кв. м, расположенный по адресу: /адрес/ ( ).

Кроме того, на основании справки от /дата/ , выданной Давыдковским территориальным отделом Администрации Клинского муниципального района Московской области, Д принадлежит жилой /адрес/ (лит. А,А1,а1,Г,Г2,Г3,Г7,Г8,Г9,Г1,Г4,Г5,Г6), расположенный по указанному выше адресу ( ).

Д умерла /дата/, согласно свидетельства о смерти ( ).

Сын умершей - Дроздов П.С. /дата/ обратился в суд с иском к Дроздову В.С. и Царапкиной О.С. об установлении юридического факта владения недвижимым имуществом, признании права собственности на 1/3 доли жилого дома (лит.А,а1,Г,Г2,Г3,Г7,Г8,Г9,Г1,Г4,Г5,Г6) и признании права собственности на самовольные постройки (лит.Б,Б1,Б2), ссылаясь на то, что /дата/ он обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, на основании которого заведено наследственное дело ; ответчики также являются наследниками первой очереди к имуществу умершей Д; истцом на указанном выше земельном участке своими силами на свои собственные средства были построены следующие строения: жилой дом площадью /данные изъяты/ кв. м (лит.Б), жилая пристройка площадью /данные изъяты/ кв. м (лит.Б1) и мансарда площадью /данные изъяты/ кв.м (лит.Б2); в техническом паспорте БТИ на спорный жилой дом указано, что разрешения на строительство на указанные жилые постройки не предъявлено (л.д. 10); в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом лит.Б,Б1,Б2 истцу отказано, ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на жилой дом; поэтому он просит установить юридический факт владения Д на праве собственности жилым домом и признать за ним, в порядке наследования по закону, право собственности на 1/3 доли указанного жилого дома (лит.А, А1,а1,Г,Г2Г3,Г7,Г8,Г9,Г1,Г4,Г5,Г6) и признать право собственности на самовольно возведённые строения (лит.Б,Б1,Б2).

Уточнив исковые требования, Дроздов П.С. отказался от требования о признании права собственности на 1/3 доли жилого дома (лит.А, А1,а1,Г,Г2,Г3,Г7,Г8,Г9,Г1,Г4,Г5,Г6), расположенного по адресу: /адрес/, в порядке наследования после смерти матери - Д, умершей /дата/, и в указанной части производство по делу определением суда от /дата/ прекращено, в связи с отказом от иска.

В судебном заседании Дроздов П.С. поддержал иск по остальным требованиям, пояснив, что обратился к нотариусу после смерти матери в установленном порядке; о существовании завещания матери, которым она завещала всё своё имущество сыну Царапкиной О.С. Ц, ему ничего не было известно до /дата/; литеры Б,Б1,Б2 возводились им, т.е. истцом, с /данные изъяты/ года, с согласия матери; претензий по строительству указанных помещений ни у кого не имеется.

Ответчики Дроздов В.С. и Царапкина О.С. в судебном заседании исковые требования об установлении юридического факта владения Д жилым домом (лит.А, А1,а1,Г,Г2,Г3,Г77,Г8,Г9,Г1,Г4,Г5,Г6) и признании за Дроздовым П.С. права собственности на лит.Б,Б1,Б2 признали, о чём расписались в протоколе судебного заседания, и подтвердили объяснения истца.

Последствия признания иска им судом разъяснены.

Выслушав объяснения участников процесса и проверив материалы дела, суд принимает признание иска ответчиками за основу решения и считает, что иск подлежит удовлетворению, в силу ст. 173 ГПК РФ, поскольку это не противоречит закону, соответствует интересам сторон.     

Согласно ч. 2 п. 6 ст. 264 ГПК РФ, суд рассматривает дела об установлении, в том числе факта владения и пользования недвижимым имуществом.

Факт владения Д на праве собственности жилым домом, расположенным по адресу: /адрес/ (лит. А,А1,а1,Г,Г2,Г3,Г7,Г8,Г9,Г1,Г4,Г5,Г6), кроме объяснений сторон, подтверждается указанной справкой, выданной Давыдковским территориальным отделом Администрации Клинского муниципального района Московской области , и справкой от /дата/ о том, что наследодатель по день своей смерти постоянно проживала по указанному адресу ( ).

Жилой дом расположен на земельном участке, который, как указано выше, был предоставлен в собственность Д в установленном законом порядке.

Таким образом, суд считает подтверждённым юридический факт владения Д жилым домом, расположенным по адресу: /адрес/ (лит. А,А1,а1,Г,Г2,Г3,Г7,Г8,Г9,Г1,Г4,Г5,Г6).

Согласно заявления истца, поданного нотариусу /дата/, наследниками к имуществу (жилой дом и земельный участок) Д, умершей /дата/ являются: сын - Дроздов П.С., дочь - Царапкина О.С. и сын - Дроздов В.С.( .).

Согласно ст. 1142 ч. 1 ГК РФ, стороны являются наследниками первой очереди по закону после смерти своей матери.

Однако /дата/ ответчицей Царапкиной О.С. суду предоставлено завещание Д, которым она земельный участок и жилой дом со всеми хозяйственными строениями завещает внуку Ц ( ).

Наследование по завещанию, в соответствии со ст. 1111 ГК РФ, имеет приоритет над наследованием по закону.

В материалах дела имеется технический паспорт ГУП МО «МОБТИ» жилого /адрес/, общей площадью /данные изъяты/ кв. м, составленный по состоянию на /дата/, согласно которому, разрешение на строительство жилого дома площадью /данные изъяты/ кв. м (лит.Б), жилую пристройку площадью /данные изъяты/ кв. м (лит.Б1) и мансарду площадью /данные изъяты/ кв. м (лит.Б2), расположенные по адресу: /адрес/, не предъявлено ( ).

Согласно ст. 222 ч. 3 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 51 ч. 17 п. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изменениями от 22 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня, 27 июля, 4, 18, 29 декабря 2006 г., 10 мая, 24 июля, 30 октября, 8 ноября, 4 декабря 2007 г.), выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход, прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Однако, как установлено в судебном заседании, истец не может зарегистрировать право собственности на жилой дом (лит.Б,Б1Б2), в связи с тем, что разрешение на строительство не выдано в установленном законом порядке.

В связи с чем, в результате, выстроенный истцом объект (жилой дом) юридически является самовольной постройкой.

По объяснениям сторон, ни бывший владелец земельного участка Д, ни ответчики в настоящем судебном заседании не возражали против строительства Дроздовым П.С. этих строений.

Изложенные письменные доказательства, а также объяснения сторон в судебном заседании, с учётом признания иска ответчиками, свидетельствуют о том, что сохранение этих самовольных построек не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, суд считает иск Дроздова П.С. о признании за ним права собственности на самовольно возведённые строения: жилой дом, расположенный по адресу: /адрес/ (лит.Б,Б1,Б2), основанным на законе, подтверждённым доказательствами и подлежащим удовлетворению, в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 196, 198 ГПК РФ, суд

Решил

Установить юридический факт владения Д жилым домом, расположенным по адресу: /адрес/ (лит. А,А1,а1,Г,Г2,Г3,Г7,Г8,Г9,Г1,Г4,Г5,Г6).

Признать за ДРОЗДОВЫМ П. С. право собственности на самовольно возведённые строения: жилой дом площадью /данные изъяты/ кв. м (лит.Б), жилую пристройку площадью /данные изъяты/ кв. м (лит.Б1) и мансарду площадью /данные изъяты/ кв. м (лит.Б2), расположенные по адресу: /адрес/.

Настоящее решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности ДРОЗДОВА П. С. на жилой дом площадью /данные изъяты/ кв. м (лит.Б), жилую пристройку площадью /данные изъяты/ кв. м (лит.Б1) и мансарду площадью /данные изъяты/ кв. м (лит.Б2), расположенные по адресу: /адрес/.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись А. П. Борщ