П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 13 июля 2011 года г.Клин Судья Клинского городского суда Московской области Аболихина Е.В., при секретаре Морозовой Е.П. рассмотрев дело об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Подсобно-Фермерское Хозяйство «Клинский», /данные изъяты/ юридический /адрес/ не привлекавшегося к административной ответственности, законный представитель- генеральный директор Озниева И.Н., выслушав показания защитника Шутовой Т.Ю., от которой ходатайств не поступило, свидетеля З., установил: ООО «Подсобно-Фермерское Хозяйство «Клинский» (далее-ООО «ПФХ «Клинский») совершило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, т.е. административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ при следующих обстоятельствах. При проведении /дата/ сотрудниками Территориального отдела в Клинском, Солнечногорском районах Управления Роспотребнадзора по Московской области З., М. проверки по соблюдению требований санитарного законодательства ООО «ПФХ «Клинский», осуществляющего животноводческую деятельность по разведению свиней /адрес/, были установлены нарушения п.п. 2.5, 3.7, 3.9 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», ст.22 ч.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г., а именно: - искусственная водонепроницаемая поверхность площадок, на которых размещены заглубленные емкости для сбора отходов производства (навоза) нарушена, местами площадки покрыты землей и растительностью; по периметру площадок отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с локальными очистными сооружениями ( п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03); -навоз от свиней свежий откачивается на прилегающие к производственной территории поля и запахивается ( п.2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03); -не представлены предпроектные проработки по проведению специальной подготовки ложа для размещения отходов в природных понижениях рельефа (выемках), которые имеются на территории полей, куда вывозятся жидкие отходы-навоз ( п.3.9 СанПиН 2.1.7.1322-03). Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу- ООО «ПФХ «Клинский» по доверенности от /дата/ Шутова Т.Ю. вину не признала, ссылаясь на то, что животные содержатся в клетках на полах, покрытых бетонными решетками, под которыми расположен временный накопитель навоза. По трубам из этого накопителя навоз самотеком поступает в 5 подземных бункеров-навозосборников, в которых происходит отделение густой и жидкой фракций. Затем в течение нескольких дней происходит перепревание навоза в закрытых емкостях, твердая фракция в виде перепревшего навоза вывозится и сдается по договору от /дата/ № с "В.", а жидкая фракция навоза откачивается на поля в качестве органического удобрения и запахивается в почву. Таким образом, навоз хранится в герметичной таре и не утилизируется на полях. Жидкий навоз в соответствии с классификатором отходов не является отходом, его использование регламентировано ветеринарно-санитарными правилами. Кроме того, считает незаконным протокол о временном запрете деятельности. Допрошенная в судебном заседании /дата/ в качестве свидетеля М.-ведущий специалист-эксперт ТО в Клинском, Солнечногорском районах Управления Роспотребнадзора по Московской области, показала, что в территориальный отдел из Администрации Клинского муниципального района поступила информация о загрязнении окружающей среды, в связи с чем была организована проверка ООО «ПФХ «Клинский» по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства. При обследовании территории сельхозпредприятия -ООО «ПФХ «Клинский» установлено, что отходы в виде навоза свиного свежего складируются в подземных бункерах, наземная часть которых не обвалована и не имеет сети ливнестоков, соединенных с локальными очистными сооружениями. Навоз свиной свежий вывозится на поля, которые не являются производственной территорией либо специализированной площадкой для хранения. В случае хранения отходов производства на полях, должен быть проект подготовки ложа хранилища с учетом рельефа местности, чего ООО «ПФХ «Клинский» не представлено. Свидетель З.-главный специалист-эксперт ТО в Клинеском, Солнечногорском районах Управления Роспотребнадзора по Московской области, допрошенная судом /дата/ и в настоящем судебном заседании, показала, что по результатам проверки ею был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «ПФХ «Клинский» по ст.8.2 КоАП РФ, поскольку выявлены нарушения, допущенные обществом при обращении с отходами производства-навозом свиным свежим, относящимся к 3-му классу опасности. В соответствии со ст.22 ч.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом- благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации. Согласно Уставу ООО «ПФХ «Клинский» осуществляет животноводческую деятельность, в частности, по разведению свиней. Навоз от свиней свежий является отходом содержания животных и птиц и относится к 3-му классу опасности согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом МПР РФ от 02.12.2002г. № 786 ( с изменениями от 30.07.2003г.). Пунктом 2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» определены основные способы складирования отходов, в том числе на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях ( в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.). В соответствии с п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре, по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков в автономными очистными сооружениями; допускается её присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями. В силу п.3.9 тех же СанПиН размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок. Вина ООО «ПФХ «Клинский» в совершении административного правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ подтверждена представленными суду доказательствами: -протоколом об административном правонарушении от /дата/, в котором зафиксирован факт нарушения юридическим лицом требований санитарно-эпидемиологического законодательства; -протоколом осмотра принадлежащей юридическому лицу территории от /дата/, где отражены отсутствие обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями временных хранилищ отходов, откачивание и запахивание навоза свежего свиного на прилегающей территории (полях), не представление предпроектной проработки по проведению специальной подготовки ложа для размещения отходов в природных понижениях рельефа на территории полей, куда вывозится навоз; -протоколом осмотра места происшествия, имеющегося в материалах проверки УВД по Клинскому муниципальному району от /дата/, - показаниями свидетелей М. и З.. Действия ООО «ПФХ «Клинский» по ст.8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно, так как общество допустило несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства. Допущенные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении в указании даты совершения административного правонарушения: /дата/ вместо /дата/ и неверном наименовании вида отходов производства - жидкая фракция навоза, обращение с которым регулируется ветеринарно-санитарными правилами ГОСТ 26074-84, вместо навоза свиного свежего, относящегося к отходам производства, суд считает несущественными нарушениями, так как они были устранены при рассмотрении дела. Доводы защитника ООО «ПФХ «Клинский» о том, что отходы хранятся в герметичных бункерах, не могут быть приняты судом во внимание, так как данные условия хранения не исключают необходимость соблюдения требований п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, предъявляемых к поверхности площадок при временном хранении отходов. Суду представлен договор аренды оборудования № ВГ\ПФХКл-02 от /дата/ между "Ж." и ООО «ПФХ «Клинский» на аренду 5 бункеров (навозоприемников /марка/ и схема устройства и работы секционного префермерского навозохранилища того же типа. Вместе с тем, из представленных документов с очевидностью не следует, что арендуемое производственное оборудование (бункер-навозоприемник) идентично техническому регламенту и является герметичным стационарным навозохранилищем. Утверждения защитника о том, что ООО «ПФХ «Клинский» не складирует отходы производства ( навоз свиной свежий) на прилегающей территории, а орошает поля органическим удобрением после соответствующей обработки, суд считает несостоятельными, поскольку они опровергаются представленными по делу письменными доказательствами, показаниями допрошенных свидетелей. Поскольку, размещая отходы производства в природных понижениях рельефа ( на полях) ООО «ПФХ «Клинский» не имело предпроектной проработки по проведению специальной подготовки ложа, ссылки защитника на необоснованность вменения в нарушение п.3.9 СанПиН 2.1.7.1322-03 суд считает подлежащими отклонению. Протокол о временном запрете деятельности /дата/ /дата/ отвечает требованиям ст.27.16 КоАП РФ, является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении в целях предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда качеству окружающей среды, а потому доводы защитника о незаконности протокола являются необоснованными. При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, степень вины юридического лица. В качестве смягчающего вину обстоятельства суд признает привлечение ООО «ПФХ «Клинский» к административной ответственности впервые. Отягчающих обстоятельств не установлено. Таким образом, суд считает возможным назначить наказание в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа. Руководствуясь ст.29.9 ч.1 п.1, ст. 29.10 КоАП РФ, Постановил: ООО «Подсобно-Фермерское Хозяйство «Клинский» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа /сумма/ Административный штраф подлежит перечислению по следующим /реквизиты/ Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии. Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.