Дело № 2-780/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Климово 30 ноября 2010 года
Климовский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Марковой Л.С.,
при секретаре Моисеенко Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Апонасенко К.М. к ГУ ОСЗН Климовского района Брянской области, ООО «Климовский крахмал» о восстановлении нарушенного права на льготы и компенсации, предусмотренные ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»,
у с т а н о в и л:
Апонасенко К.М. обратился с вышеуказанным иском, в котором просит восстановить ему нарушенное право на получение льгот и компенсаций за работу в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение, а именно: обязать ответчиков начислять и выплачивать ему в полном объеме денежные выплаты за работу в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение, предоставлять дополнительный отпуск по РЗ в количестве 14 календарных дней, в дополнение к иску просит выплачивать дополнительное вознаграждение за выслугу лет - в зависимости от стажа его работы в данной зоне РЗ с правом на отселение, как постоянно проживающему и работающему в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение с 26 апреля 1986 года.
В судебном заседании истец на своих исковых требованиях настаивает и показал, что он с ____/____/_____ по настоящее время проживает в ......................, ......................, территория которого с ____/____/_____ по ____/____/_____ была отнесена к зоне радиационного загрязнения с правом на отселение, а с ____/____/_____ данный населенный пункт стал относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. С ____/____/_____ он работает в ООО «Климовский крахмал», расположенном в ......................, ......................, то есть в зоне радиационного загрязнения № 3 - с правом на отселение, где ему за работу начисляют и выплачивают в размере 98 руб. 70 коп. и дополнительный отпуск предоставляют в количестве 7 календарных дней. За работу в зоне РЗ выплаты ему производятся как вновь прибывшему в зону радиоактивного загрязнения с правом на отселение после 02.12.1995 года и эти расчеты по выплатам он считает неверными, а свое право нарушенным, полагает, что он должен получать выплаты за работу в радиоактивной зоне № 3 в полном размере, предусмотренном по данной зоне, с индексацией на настоящий момент и в дальнейшем, а дополнительное вознаграждение за выслугу лет ему должны выплачивать - в зависимости от стажа работы в этой зоне, а также предоставлять дополнительный отпуск за работу в зоне РЗ №3 - 14 дней.
Ответчик - представитель ГУ ОСЗН Климовского района Брянской области - Галузина Т.Д., действующая по доверенности, исковые требования не признала и показала, что заявитель не имеет права на получение указанных им радиационных выплат в полном объеме: за работу в зоне радиационного загрязнения с правом на отселение по зоне №3, а также дополнительное вознаграждение ему должно исчисляться от стажа его работы в этой зоне, так как он считается вновь прибывшим в данную зону, дополнительный отпуск должен ему предоставляться только 7 календарных дней.
Ответчик представитель ООО «Климовский крахмал» - Ицков Э.Н., действующий по доверенности, исковые требования не признал и показал, что заявитель не имеет права на получение указанных им радиационных выплат в полном объеме: за работу в зоне радиационного загрязнения с правом на отселение по зоне №3, а также дополнительное вознаграждение ему должно исчисляться от стажа его работы в этой зоне, так как он считается вновь прибывшим в данную зону, дополнительный отпуск ему предоставляется 7 календарных дней.
Третье лицо - представитель отделения по Климовскому району УФК по Брянской области в суд не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о месте, дате и времени рассмотрения иска, перенести судебное заседание не просил, о причине неявки суд не уведомил, но подал отзыв, по которому считает требования по иску относящимися к органам соцзащиты населения, просил суд рассмотреть дело без их участия.
Суд, выслушав истца, представителей ответчиков, участвующих по делу, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с представленными Апонасенко К.М. документами, он с ____/____/_____ по настоящее время проживает в ......................, территория которого с ____/____/_____ по ____/____/_____ была отнесена к зоне радиационного загрязнения с правом на отселение, а с ____/____/_____ данный населенный пункт стал относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. С ____/____/_____ он работает в ООО «Климовский крахмал», расположенном в ......................, ......................, то есть в зоне радиационного загрязнения № 3 - с правом на отселение, где ему за работу начисляют и выплачивают доплату в размере 98 руб. 70 коп. и дополнительный отпуск предоставляют в количестве 7 календарных дней, как вновь прибывшему в данную зону. Дополнительное вознаграждение за выслугу лет ему выплачиваются неверно.
Выплаты за работу в радиационно-загрязненной зоне № 3 заявителю не могут устанавливаться на уровне проживающих и работающих лиц с 02.12.1995 года на основании Закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 года, а должны начисляться и выплачиваться в полном объеме.
Сам факт причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на ЧАЭС, обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством и гражданами.
В рамках правового регулирования этих отношений гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного вреда вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиационному загрязнению, превышающему допустимые уровни (ч. 1 ст. 3 Закона РФ о ЧАЭС). Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 1.12.1997 г.
На основании Постановления Конституционного Суда РФ от 1.12.1997 года № 18-П независимо от того, о каких способах возмещения вреда идет речь в Законе РФ о Чернобыле - о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения. Вместе с тем законодатель вправе вносить изменения в способ возмещения, уточнять критерии его дифференцированности или адресности. Однако, такие решения не должны противоречить конституционно-значимым целям, умалять или ограничивать права граждан, в том числе установленные ст. 42 Конституции РФ. Признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Восстановить Апонасенко К.М. нарушенное право на льготы и компенсации за работу в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение, предусмотренные ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», как постоянно работающему в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение.
Обязать ГУ «Отдел социальной защиты населения Климовского района» Брянской области, ООО «Климовский крахмал» начислять и выплачивать Апонасенко К.М. денежные компенсационные выплаты за работу в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение, ежемесячно, начиная с ____/____/_____, как постоянно работающему в данной зоне, а также выплачивать ежегодное дополнительное вознаграждение за выслугу лет в зависимости от стажа и объема его работы, как постоянно работающему в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение, с ____/____/_____.
Решение суда может быть обжаловано в 10 дней в Брянский областной суд через Климовский районный суд.
Судья: подпись Л.С. Маркова