Дело № 2-141/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт Климово 25 января 2011 года
Климовский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Марковой Л.С.,
при секретаре Моисеенко Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Альховая В.П. к Администрации МО Сытобудское сельское поселение об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Альховая В.П. обратилась в суд с указанным заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО Сытобудское сельское поселение, выразившееся в непринятии нормативного правового акта о признании ее нуждающейся в жилых помещениях, принятии ее на жилищный учет и обязать администрацию МО Сытобудское сельское поселение устранить допущенное препятствие к осуществлению ее прав, ссылаясь на то, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Заявитель мотивирует свои требования тем, что проживает в доме 22а по ул. Чапаева с. Сытая Буда Климовского района Брянской области, принадлежащей на праве собственности сыну - _____ФИО_____2. ____/____/_____ она обратилась в администрацию МО Сытобудское сельское поселение с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием у нее жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности, как лицо, имеющее льготу в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах». В нарушение норм действующего законодательства: Федерального закона «О ветеранах», Жилищного Кодекса РФ и Закона Брянской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области», администрацией МО Сытобудское сельское поселение до настоящего времени решение о принятии ее на учет, либо об отказе в принятии на учет, не принято.
В судебном заседании представитель заявителя Власов В.Н., действующий в интересах Альховая В.П. по доверенности, требования по заявлению в интересах своей доверительницы поддержал, просил их удовлетворить.
Глава Сытобудского сельского поселения - Балабаева Л.В. - требования заявителя не признала и пояснила, что Альховая В.П. в 2006 году продала свой жилой ...................... _____ФИО_____6, о чем был составлен соответствующий договор. Таким образом, она ухудшила свои жилищные условия, и у комиссии возникли трудности при принятии решения по ее заявлению о признании нуждающейся в жилье, поэтому этот вопрос не был ими решен. Жилой ...................... в ...................... принадлежал _____ФИО_____7, но не был оформлении им в собственность.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что заявитель зарегистрирована и проживает в доме 22а по ул. Чапаева с. Сытая Буда Климовского района Брянской области. Указанное домовладение принадлежит гражданину _____ФИО_____2, с которым у Альховой В.П. заключен договор найма жилого помещения от ____/____/_____
Статус вдовы участника ВОВ подтверждается удостоверением на имя Альховой В.П. 471473, выданного ____/____/_____.
Заявитель обратилась в администрацию МО Сытобудское сельское поселение с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что она является вдовой участника ВОВ и не имеет в собственности жилого помещения.
До настоящего времени жилищной комиссией не принято решение о постановке либо об отказе в постановке Альховой В.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Оценивая обоснованность заявленных доводов Альховой В.П. и возражений представителя ответчика суд приходит к следующему.
Статьей 25 «Всеобщей декларации прав человека», в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей ст.31 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (ч.1). Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.2).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч.3 и ч.4 ст.52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 4Закона Брянской области от 09.06.2006 N 37-З "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области" решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему документов и проверки жилищных условий не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и всех необходимых документов.
Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления, что ответчиком не исполнено.
Орган местного самоуправления не позднее, чем через три рабочих дня со дня принятия решения, уведомляет гражданина о принятии его на учет либо об отказе в принятии на учет с указанием оснований отказа, а в случае принятия решения в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лиц из их числа - соответствующий орган опеки и попечительства и опекуна (попечителя) (с приложением копии принятого решения).
Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст.54 ЖК РФ. Так, в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 3 части 1 ст.15 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В рамках указанной конституционной нормы и на основании предоставленных полномочий Президент Российской Федерации издал Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» от 07 мая 2008 года №714.
В соответствии с п.2 Указа (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. №30), Правительству Российской Федерации предписано в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц (нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах»), исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Брянской области и ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» Альховая В.П. квартир и индивидуальных домовладений в собственности не имеет и не имела.
Альховая В.П. проживает в ...................... совместно с сыном _____ФИО_____8, _____ФИО_____9, _____ФИО_____10 и _____ФИО_____11 по договору найма жилого помещения от ____/____/_____
Ответчик считает не подлежащим удовлетворению иск со ссылкой на ст.53 ЖК РФ на преднамеренное ухудшение жилищных условий, поскольку ранее заявителю принадлежало домовладение в ......................, в котором она была зарегистрирована и проживала.
Согласно ст.53 ЖК РФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий» - предусматривается, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых, такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 ЖК РФ» от 19.04.2007г. № 258-О - По смыслу статьи 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Как установлено в судебном заседании в 2006 году было продано домовладение в ......................, которое досталось заявителю после смерти супруга и собственником которого она не явлалась.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют и судом не добыто доказательств, подтверждающих намеренное ухудшение своих жилищных условий со стороны Альховой В.П.. Как видно из материалов дела, заявитель в силу состояния здоровья и имея преклонный возраст, постоянно проживает в ...................... с семьей сына _____ФИО_____2, осуществляющего за ней уход.
Кроме того, на момент продажи Альховой В.П. дома в 2006 году, указанный выше Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 действовал в редакции, предусматривающей обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семьей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», вставших на учет до 1 марта 2005 года. Изменения в указанный Указ Президента РФ в части исключения слов «вставших на учёт до 1 марта 2005 года» внесены 9 января 2010 года, после чего заявитель 19 ноября 2010 года обратилась к ответчику с соответствующим заявлением о постановке на жилищный учёт как нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, на момент продажи дома заявитель не имела права на обеспечение жильем в соответствии с названным Указом Президента РФ, в связи с чем, доводы ответчика о намеренном ухудшении Альховой В.П. своих жилищных условий несостоятельны. Следовательно, преднамеренное ухудшение ею своих жилищных условий места не имело. В связи с этим, оснований для отказа ей в принятии на жилищный учет не имеется.
На основании выше изложенного суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 258, 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Альховая В.П. к администрации МО Сытобудское сельское поселение о признании незаконным бездействия администрации МО Сытобудское сельское поселение, выразившегося в непринятии нормативного правового акта о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - удовлетворить.
Обязать администрацию МО Сытобудское сельское поселение признать Альховая В.П. нуждающейся в жилом помещении и поставить ее жилищный учет по этим основаниям.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Климовский районный суд в течение десяти дней.
Судья: подпись Маркова Л.С.