Решение от 08.07.2011г. по иску Брянского природоохранного прокурора о внесении изменения в проект освоения лесов.



Дело № 2-566/2011                  

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт. Климово         8 июля 2011 года

Климовский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего - судьи Марковой Л.С.,

при секретаре Моисеенко Н.М.,

с участием: помощника прокурора Климовского района Брянской области Новик С.В.,

представителей ответчика - сельскохозяйственного производственного кооператива ...................... Болабонова С.В., действующего на основании доверенности № _______ от ____/____/_____, и Колбунова Н.П., действующего на основании доверенности № _______ от ____/____/_____,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к сельскохозяйственному производственному кооперативу ...................... (далее по тексту СПК ......................) об обязании внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Климовском участковом лесничестве ГУ «Злынковское лесничество» в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормами,

У С Т А Н О В И Л:

Брянский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ...................... об обязании внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Климовском участковом лесничестве ГУ «Злынковское лесничество» в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормами, а также внести изменения в проект в части проектирования приобретения недостающего до установленных Норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормами. Требования мотивировал тем, что в ходе проведения Брянской природоохранной прокуратурой проверки исполнения лесного законодательства установлено, что сельскохозяйственный производственный кооператив ...................... осуществляет лесохозяйственную деятельность на лесном участке в Климовском участковом лесничестве ГУ «Злынковское лесничество» на основании проекта освоения лесов. При этом в запроектированных нормах обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров приобретение отдельных наименований указанных средств и оборудования в соответствие с установленными нормативами в проекте освоения лесов не предусмотрено. В связи с этим в проект освоения лесов необходимо внести изменения в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров и проектирования по приобретению указанных средств в соответствие с установленными нормативами по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Статьей 52 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ст. 53 ЛК РФ к мерам пожарной безопасности в лесах отнесено, в числе прочих, предупреждение лесных пожаров.

Статьей 53.1. ЛК РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя, в том числе, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:

1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;

2) содержание пожарной техники и оборудования, системами связи и оповещения;

3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичное положение закреплено в подпункте "б" пункта 3 «Правил пожарной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007г. № 417.

Согласно подпункту "в" пункта 13 названных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от22.12.2008г. № 549 (далее по тексту - Нормы).

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008г. № 450 (в редакции, действующей на момент утверждения Норм) Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе и в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).

Таким образом, Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов приняты и утвержденыфедеральным органом исполнительной власти в пределах своих полномочий, являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению.

В силу ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 № 32 утвержденсостав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Согласно п.п. 1, 3 «Состава проекта освоения лесов и порядка егоразработки» Проект освоения лесов и порядок его разработки подготовлен в соответствии с частью 2 статьи 88 ЛК РФ и устанавливает требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Проект освоения лесов содержит сведения в числе прочих и о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов.

В соответствии с п. 24 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» Раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» содержит:

характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности (приложение № 61), тематическая лесная карта;

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственнымрегламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение № 62), тематическая лесная карта;

сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение № 63), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря.

Проверкой проекта освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду СПК ...................... выявлено несоответствие норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров пункту 3 установленных Норм: отсутствуют лесопатрульная пожарная машина -1ед., воздуходувка - 1ед., ранцевые огнетушители -10 ед., зажигательные аппараты - 5ед.

Согласно п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Несоблюдение арендатором норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, при возникновении лесных пожаров может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений из-за отсутствия возможности тушения пожаров, и могут повлечь за собой нарушение права собственности Российской Федерации и создать реальную угрозу ограничения прав граждан на пользование этими лесами, тем самым нарушены интересы Российской Федерации, а также законные интересы граждан, предусмотренные Конституции РФ и другими законодательными актами.

Просит обязать ответчика СПК ...................... внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Климовском участковом лесничестве ГУ «Злынковское лесничество» в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормативами: лесопатрульная пожарная машина -1ед., воздуходувка -1ед., ранцевые огнетушители -10 ед., зажигательные аппараты - 5ед.

Также внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Климовском участковом лесничестве ГУ «Злынковское лесничество» в части проектирования приобретения лесопатрульной пожарной машины -1ед., воздуходувки - 1ед., ранцевых огнетушителей - 10 ед., зажигательных аппаратов - 5ед.

В судебном заседании помощник прокурора Климовского района Новик С.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Болабонов С.В. пояснил, что согласен с заявленными требованиями. В настоящий момент все указанных средств в соответствие с установленными нормами имеются в наличии у СПК «Нива», но данные об этом не внесены в проект освоения лесов.

Представитель ответчика Колбунов Н.П. поддержал Болабонова С.В..

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьями 2 и 9 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности пародов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствие со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В данном случае прокурором защищаются личные неимущественные и имущественные права государства и граждан, т.е. их интересы и права, закрепленные Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Исковое заявление подано в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Интересы Российской Федерации, как публичного образования и собственника лесных участков, в данном случае, заключаются в том, что она заинтересована в соблюдении гражданами и должностными лицами требований лесного и иного законодательства и обязана принимать меры, направленные на использование и охрану лесов, как основу жизни и деятельности жителей ...................... и иных граждан, проживающих на соответствующей территории, а также устранение нарушений законодательства.

Интересы неопределенного круга лиц - жителей ......................, а также иных лиц, заключаются в том, что они имеют право на пользование участками государственного лесного фонда и заинтересованы в сохранении лесов, а также их использовании, как основу своей жизни и деятельности.

Ответчик ...................... по доверенности Болабонов С.В., исковые требования признал и пояснил, что лесопатрульный автомобиль, воздуходувка, 10 ранцевых огнетушителей, 5 зажигательных аппаратов приобретены хозяйством, но внесения в проект не произведено.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора № _______ аренды лесного участка условный номер от ____/____/_____ ГУ «Злынковское лесничество» Брянской области СПК «...................... был предоставлен во временное пользование лесной участок сроком 49 лет, площадью 1220,0 га., расположенный по адресу: Брянская область, Климовский район, ГУ «Злынковское лесничество», Климовское участковое лесничество, кварталы № № _______, имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре ......................, предназначен для заготовки древесины. В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что СПК ...................... являясь арендатором и фактически используя вышеуказанный лесной участок, в нарушение требований действующего законодательства, не внес изменения в Проект освоения лесов в части установленных норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров, в соответствии с действующими нормами. Данное нарушение требований федерального законодательства ведет к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного участка. Довод ответчика о том, что противопожарное оборудование и средства тушения лесных пожаров имеются в наличии, в соответствии с действующими нормами, не может служить основанием освобождения от установленной законом обязанности внести изменения в проект, поскольку каких-либо доказательств наличия такого спора в судебное заседание не представлено.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На указанном основании с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Брянской природоохранной прокуратуры ...................... удовлетворить.

Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив ...................... внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Климовском участковом лесничестве ГУ «Злынковское лесничество» в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормативами: лесопатрульная пожарная машина - 1единица, воздуходувка - 1единица, ранцевые огнетушители - 10 единиц, зажигательные аппараты - 5единиц.

Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив ...................... внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Климовском участковом лесничестве ГУ «Злынковское лесничество» в части проектирования приобретения недостающего до установленных Норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормативами: лесопатрульная пожарная машина - 1единица, воздуходувка - 1единица, ранцевые огнетушители - 10 единиц, зажигательные аппараты - 5единиц.

Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «Нива» в доход федерального бюджета 200 рублей.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Брянский областной суд.

Судья: (подпись) Маркова Л.С.