Дело № 2- 966 (2011) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п.г.т. Климово 14 декабря 2011 года Климовский районный суд Брянской области в составе: председательствующего федерального судьи Сентяй В.Н., истца (ответчика) Блинкова В.С., представителя ответчика (истца) Военного комиссариата Брянской области Марининой Ю.Л., представителя ответчика отдела военного комиссариата Брянской области по Климовскому району Калюпанова В.А., при секретаре Комковой Г.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Блинков В.С. к Военному комиссариату Брянской области, отделу военного комиссариата Брянской области по Климовскому району о взыскании задолженности по выплате заработной платы, других выплат и компенсации морального вреда и встречному иску Военного комиссариата Брянской области к Блинков В.С. о взыскании неосновательного обогащения в размере 73 534 руб. 50 коп. У С Т А Н О В И Л: Блинков В.С. обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с военного комиссариата Брянской области в его пользу премию в размере 10 тысяч рублей за первый квартал 2011года, а также компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей. Военный комиссариат Брянской области обратился со встречным иском о взыскании с Блинков В.С. неосновательного обогащения в размере 73 534 руб.50. коп.. В обоснование требований Блинков В.С. пояснил, что он в отделе военного комиссариата Брянской области по Климовскому району (до 28.11.2009 года, - военном комиссариате Климовского района Брянской области) работал в качестве гражданского персонала, в различных должностях с 01.07.1994 года. 31.03.2009 года с истцом был заключен трудовой договор №532, в соответствии с которым с 01.04.2009 года он работал в должности - помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов (офицеров запаса) военного комиссариата Климовского района Брянской области. В ноябре 2009 года, военные комиссариаты районов были ликвидированы, а вместо них (на базе военных комиссариатов) были созданы отделы военного комиссариата Брянской области (далее по тексту ОВКБО) по муниципальным районам. При этом новый трудовой договор с Блинков В.С. не перезаключался. Приказом №13/39 от 30.03.2010 года начальника ОВКБО (на основании приказа военного комиссара Брянской области от 22.03.2010г.) его уволили в связи с окончанием срока действия срочного трудового договора по ст. 79 ТК РФ. Посчитав нарушенными свои трудовые права истец обратился в Климовский районный суд с иском об их защите. Решением от 31.05.2010 года, Блинков В.С. был восстановлен в должности помощника отделения (по учету и бронированию) в ОВКБО по Климовскому району, а также судом было определено взыскать с ответчика, начиная с 01.04.2010 года средний заработок за период вынужденного прогула и другие платежи. С 01.06.2010 года приказом ВрИО начальника ОВКБО по Климовскому району _____ФИО_____4 истец был восстановлен в прежней должности. Приказом начальника ОВКБО по Климовскому району _____ФИО_____5 № _______ от ____/____/_____ Блинков В.С. был уволен с 02.06.2010 года по п.12 ст. 81 ТК РФ (прекращение допуска к Государственной тайне) на основании приказа военного комиссариата Брянской области от 31.03.2010 года №41. Данное решение работодателя истцом было оспорено в областном суде Брянской области. Областным судом истцу было отказано в удовлетворении заявления о восстановлении на работе и принято определение «передать по подсудности в Советский районный суд г. Брянска. ____/____/_____ определение Брянского областного суда было отменено Верховным судом РФ и дело возвращено на новое рассмотрение. Решением Брянского областного суда от ____/____/_____ истец был восстановлен на прежнем месте работы. Блинков В.С. проработал в ОВКБО по ...................... до ____/____/_____. С ____/____/_____ Блинков В.С. был уволен по сокращению численности штата с соответствующими выплатами. С апреля 2011 года он зарегистрировался в центре занятости по Климовскому району и работодатель в течение апреля-июня выплачивал ему средний заработок. С июля 2011 года по настоящее время Блинков В.С. состоит на учёте в ЦЗ по Климовскому району, как безработный. В июле 2011 года работникам военного комиссариата Брянской области (в том числе и ОВКБО по Климовскому району) была выплачена премия за 1 квартал 2011 года. О выплате премии за 1 квартал 2011 года истец узнал случайно, руководство отдела Блинков В.С. по этому поводу никоим образом не извещало. Поэтому, ____/____/_____ Блинков В.С. обратился письменно начальнику отдела по Климовскому району Калюпанов В.А. с просьбой представить ему документы, на основании которых истец был лишён премии за 1 квартал 2011 года. В предоставлении вышеуказанных документов Блинков В.С. было отказано. Этими неправомерными действиями работодателями ему были причинены нравственные страдания, которые он оценивает в размере 1000 рублей. Встречный иск Блинков В.С. не признал, и считает, что работодатель правомерно выплачивал заработную плату и другие выплаты после восстановления его на работе судом, а также и при последующем увольнении по сокращению, и не вправе требовать возврата выплаченных сумм. Представитель ответчика (истца) Военного комиссариата Брянской области Маринина Ю.Л. (по доверенности) с иском Блинков В.С. не согласна и пояснила, что истец работал в военном комиссариате Климовского района Брянской области в должности помощника начальника отделения планирования, подготовки и учета мобилизационных ресурсов (офицеров запаса) по трудовому договору от 31 марта 2009 года регистрационный № 532. Военный комиссариат по Климовскому району Брянской области в связи с проведенной реорганизацией в настоящее время является отделом (военного комиссариата Брянской области по Климовскому району). Должность истца, была предусмотрена штатным расписанием, утвержденным на 2010 год и в связи с ведением в действие нового штатного расписания на 2011 год, данная должность была сокращена. Приказом начальника отдела (военного комиссариата Брянской области по Климовскому району) № 13/32 от ____/____/_____ Блинков B.C. был уволен в связи с сокращением численности работников по п.2 ст.81 ГК РФ. При увольнении истцу были выплачены все причитающиеся денежные выплаты, предусмотренные системой труда у соответствующего работодателя. На момент поступления в военный комиссариат Брянской области премии за первый квартал 2011 года и издания приказа военного комиссара Брянской области по выплате личному составу данной премии Блинков В.С. не числился в списках личного состава в связи с его увольнением. В разделе 2 Положения о премировании гражданского персонала военного комиссариата Брянской области (приложение № 2 к коллективному договору военного комиссариата Брянской области на 2010-2013 годы от 22 октября 2010 года) перечислены виды премий и источники финансирования премий. Система оплаты труда гражданского персонала военного комиссариата Брянской области, которая предусмотрена данным коллективным договором, установлена в соответствии с приказом МО РФ № _______ от ____/____/_____. Согласно данного Положения, в военном комиссариате Брянской области, предусмотрены следующие виды премии: ежемесячные, единовременные и разовые. Ежемесячное премирование в размере до 25% от должностного оклада, осуществляется по итогам работы за месяц в случае безупречного выполнения работником трудовых обязанностей. Единовременная премия выплачивается по итогам года в размере 2-х должностных окладов. Разовое премирование предусмотрены за высокие достиженияв труде (за счет фонда экономии заработной платы). Иные премии в данном коллективном договоре не предусмотрены. Таким образом, премия за 1 квартал 2011 года, которую требует истец, является дополнительным материальным стимулированием, которая не предусмотрена системой оплаты труда военного комиссариата Брянской области. В обосновании требований о взыскании с Блинков В.С. неосновательного обогащения в размере 73 534 руб. 50 коп. пояснила, что истец работал в военном комиссариате Климовского района Брянской области в должности помощника начальника отделения планирования, подготовки и учета мобилизационных ресурсов (офицеров запаса). Должность Блинков B.C. в связи с ведением в действие нового штатного расписания на 2011 год была сокращена. Приказом начальника отдела (военного комиссариата Брянской области по Климовскому району) № _______ от ____/____/_____ Блинков B.C. был уволен в связи с сокращением численности работников по п.2 ст.81 ТК РФ. При увольнении истцу было выплачены: средний заработок на период трудоустройства, выходное пособие, ЕДВ, компенсация отпуска при увольнении, компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск по РЗ и компенсация материальной помощи к нему, компенсация за выслугу лет по РЗ, а также произведены выплаты за секретность всего на сумму 73 534 руб. 50 коп.. Ранее приказом военного комиссара Брянской области от ____/____/_____ № _______ Блинков B.C. был лишен допуска к государственной тайне и приказом начальника отдела (военного комиссариата Брянской области по Климовскому району) от ____/____/_____ № _______ он был уволен в соответствии с п. 10 ст.83 ТК РФ. Блинков B.C. обратился в Брянский областной суд с исковым заявлением к военному комиссариату Брянской области о восстановлении на работе. Решением Брянского областного суда от ____/____/_____ исковые требования Блинков B.C. были удовлетворены. После чего приказом начальника отдела (военного комиссариата Брянской области по Климовскому району) от ____/____/_____ № _______ истец был восстановлен на работе с ____/____/_____ в прежней должности. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ____/____/_____ решение Брянского областного суда от ____/____/_____ было отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Решением Брянского областного суда от ____/____/_____ Блинков B.C. было отказано в удовлетворении заявленных исковых требований. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ____/____/_____ решение Брянского областного суда от ____/____/_____ оставлено без изменения, а приказы военного комиссара ...................... о прекращении допуска Блинков B.C. к государственной тайне и его увольнении признаны законными и обоснованными. По этим причинам Маринина Ю.Л. считает, что не было не только легитимных оснований для работы Блинков В.С. в отделе (Военного комиссариата ......................) в период с ____/____/_____ по ____/____/_____, но и для начисления денежных выплат Блинков В.С. , в связи с чем просит суд удовлетворить встречный иск Военного комиссариата ...................... в полном объеме. Представитель отдела военного комиссариата ...................... Калюпанов В.А. (по доверенности) с иском Блинков В.С. не согласен и пояснил, что премия была выплачена сотрудникам отдела после увольнения Блинов В.С., то есть истец не являлся работником отдела военного комиссариата ....................... Поскольку решением суда признано законным и обоснованным об увольнении истца в связи прекращением допуска к государственной тайне, то Калюпанов В.А. считает возможным удовлетворить требования военного комиссариата о взыскании с Блинков В.С. необоснованно выплаченных 73 534 руб. 50 коп.. Суд, выслушав стороны, участвующие в деле, изучив материалы дела, приходит к нижеследующему: Согласно ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений В статье 2 ТК РФ изложены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право: поощрять работников за добросовестный эффективный труд. В силу норм трудового законодательства, премия является одним из видов поощрения работника за трудовые заслуги и ее выплата является исключительной компетенцией работодателя. Работники поощряются за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение эффективности труда, улучшение качества результатов Труда, другие достижения в работе, бережное отношение к вверенному имуществу, продолжительную безупречную работу, выполнение дополнительных поручений и другие случаи проявления активности работника. Основанием для применения к работнику мер поощрения является его добросовестный эффективный труд, то есть безупречное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительная добросовестная работа и иные достижения в работе. Как установлено в судебном заседании, Блинков В.С. работал в военном комиссариате Климовского района Брянской области в должности помощника начальника отделения планирования, подготовки и учета мобилизационных ресурсов (офицеров запаса) по трудовому договору от ____/____/_____ регистрационный № 532. Военный комиссариат по Климовскому району Брянской области в связи с проведенной реорганизацией в настоящее время является отделом (военного комиссариата Брянской области по Климовскому району). Должность истца, была предусмотрена штатным расписанием, утвержденным на 2010 год и в связи с ведением в действие нового штатного расписания на 2011 год, данная должность была сокращена. Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривается. Приказом начальника отдела (военного комиссариата Брянской области по Климовскому району) № _______ от ____/____/_____ Блинков B.C. был уволен в связи с сокращением численности работников по п.2 ст.81 ТК РФ. На момент поступления в военный комиссариат Брянской области премии за первый квартал 2011 года и издания приказа военного комиссара Брянской области по выплате личному составу данной премии (Приказ от____/____/_____ № _______) Блинков В.С. не числился в списках личного состава в связи с его увольнением. Военный комиссариат Брянской области является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации, правовая деятельность которого регламентирована действующим законодательством РФ в том числе ведомственными нормативными правовыми актами. Система оплаты труда гражданскому персоналу учреждений Министерства обороны РФ, к которым относится военный комиссариат Брянской области, регламентирована приказом МО РФ от ____/____/_____ № _______ «О мерах по реализации в вооруженных силах российской федерации постановления правительства российской федерации от ____/____/_____ № _______». В Положении о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной. редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны РФ от ____/____/_____ № _______ предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала состоит из: должностного оклада; выплат за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за работу с шифрами; надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы; надбавки за выслугу лет в размере 4 должностных окладов (за календарный год); премиальных выплат в размере 3 должностных окладов (за календарный год); единовременного денежного вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам года в размере 2 должностных окладов (за календарный год); выплаты за работу в ночное время и праздничные дни. Данный перечень является исчерпывающим. Премия (дополнительное материальное стимулирование) по Приказу МО РФ № _______ от ____/____/_____ за 1 квартал 2011 г. не предусмотрена ни трудовым договором Блинков B.C. № _______ от ____/____/_____, ни коллективным договором военного комиссариата Брянской области на 2010-2013 годы от ____/____/_____. Система оплаты труда гражданского персонала военного комиссариата Брянской области, которая предусмотрена данным коллективным договором, установлена в соответствии с приказом МО РФ № _______ от 05.09,2008 года. В разделе 2 Положения о премировании гражданского персонала военного комиссариата Брянской области (приложение № _______ к коллективному договору военного комиссариата Брянской области на 2010-2013 годы от ____/____/_____) перечислены виды премий и источники финансирования премий. Согласно данного Положения, в военном комиссариате Брянской области предусмотрены следующие виды премии: ежемесячные, единовременные и разовые. Ежемесячное премирование в размере до 25% от должностного оклада, осуществляется по итогам работы за месяц в случае безупречного выполнения работником трудовых обязанностей. Единовременная премия выплачивается по итогам года в размере 2-х должностных окладов (данные выплаты предусмотрены фондом оплаты труда). Разовое премирование предусмотрено за высокие достижения в труде (за счет фонда экономии заработной платы). Иные премии в данном коллективном договоре не предусмотрены. Таким образом, судом установлено, что премия за 1 квартал 2011 года, которую требует Блинков В.С. , является дополнительным материальным стимулированием, и она не предусмотрена системой оплаты труда военного комиссариата Брянской области. Вышеуказанная премия, предусмотрена Приказом МО РФ № _______ от ____/____/_____ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации», не является систематической, в отличие от выплат, предусмотренных приказом МО РФ № от ____/____/_____, заложенных в годовой фонд оплаты труда для соответствующего учреждения МО РФ, носящих постоянный характер. Расходы на дополнительное материальное стимулирование, согласно «Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее порядка), утвержденного Приказом Министра обороны РФ от ____/____/_____ N 1010 года, осуществляются за счет экономии бюджетных средств, в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил, в пределах, доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Согласно п.6 данного Порядка, дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, производится в организациях Вооруженных Сил - на основании приказов командиров (начальников, руководителей). В соответствии с п. 7 данного Порядка, конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. В силу п. 11 Порядка не представляются к дополнительному материальному стимулированию лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей. Приказом военного комиссара Брянской области № _______ от ____/____/_____ за однократное нарушение предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с сохранением государственной тайны, истцу был прекращен допуск к государственной тайне. Работники военного комиссариата Брянской области в соответствии Приказом МО РФ от 26.07.2010 года № 1010 получили премию за 1 квартал 2011 в размерах, определенных приказом военного комиссариата Брянской области в соответствии с личным вкладом работников при выполнении своих должностных обязанностей. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что данная премия в состав заработной платы не входит, соответственно не является обязательной и носит стимулирующий характер, право применения данного поощрения принадлежит только руководителю, а поэтому требования Блинков В.С. о взыскании 10 000 рублей не подлежат удовлетворению. Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчики не нарушили трудовых прав Блинков В.С. , то суд не может удовлетворить требовании истца о взыскании морального вреда в сумме 1000 рублей. Что касается требований Военного комиссариата Брянской области о взыскании с Блинков В.С. неосновательного обогащения в размере 73 534 руб. 50 коп., то суд приходит к выводу, что они также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Так, согласно статьи 397 ТК РФ, обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах. Пункт 3 Статьи 1109 ГК РФ устанавливает, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. В судебном заседании установлено, что при увольнении истцу было выплачены: средний заработок на период трудоустройства, выходное пособие, ЕДВ, компенсация отпуска при увольнении, компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск по РЗ и компенсация материальной помощи к нему, компенсация за выслугу лет по РЗ, а также произведены выплаты за секретность всего на сумму 73 534 руб. 50 коп.. Данное обстоятельство сторонами не оспариваться. Таким образом суд приходит к выводу, что Военный комиссариат Брянской области, как работодатель Блинков В.С. , выплачивая последнему 73 534 руб. 50 коп. осуществил выплаты, приравненные к заработной плате. Кроме того, судом установлено, что при начислении и выплате вышеуказанной денежной суммы Блинков В.С. не было допущено счетной ошибки. Блинков В.С. не предоставлял каких - либо ложных сведений, а также со стороны Блинков отсутствовала недобросовестность, в связи с чем, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для взыскания с Блинков В.С. 73 534 руб. 50 коп., а поэтому встречный иск Военного комиссариата Брянской области не подлежит удовлетворению. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Блинков В.С. к Военному комиссариату Брянской области, отделу Военного комиссариата Брянской области по Климовскому району о взыскании задолженности по выплате заработной платы, других выплат и компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения. В удовлетворении встречного иска Военного комиссариата Брянской области о взыскании с Блинков В.С. в пользу Военного комиссариата Брянской области неосновательного обогащения в размере 73 534 руб. 50 коп. - отказать. Решение суда оглашено ____/____/_____ в резолютивной части и может быть обжаловано в Брянский областной суд в 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в полном объеме, путем подачи жалобы через Климовский районный суд. Мотивированное решение суда изготовлено ____/____/_____. Председательствующий: В.Н. Сентяй