Дело № 2-14/2012 от 25.01.2012 о запрещении эксплуатации полигона для размещения ТБО



Дело № 2-14/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт Климово                                                                         25 января 2012 года

Климовский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Евсеенко В.Н.,

с участием помощника прокурора Климовского района Новик С.В.,

при секретаре Моисеенко Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Климовского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Э» о запрещении эксплуатации полигона для размещения твердых бытовых отходов,

у с т а н о в и л :

Прокурор Климовского района выступающий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «Э» о запрещении эксплуатации полигона для размещения твердых бытовых отходов, расположенного на землях С сельского поселения.

В обоснование своих требований истец указывает на то, что в ходе совместной проверки проведённой прокуратурой Климовского района с территориальным отделом управления Роспотребнадзора в городе ...................... было установлено, что ООО «Э» в настоящее время осуществляет длительное время эксплуатацию неофициально действующего полигона твёрдых бытовых отходов, расположенного на территории С сельского поселения, с существенными нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В нарушение п. 2.2. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года № 16, выбранный участок для устройства полигона не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам.

В нарушение п. 2.3. СП 2.1.7.1038-01 организацией эксплуатирующей полигон, то есть ООО «Э», не разработаны регламент и режим работы полигона, инструкция по приёму бытовых отходов. Не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не ведётся круглосуточный учёт поступающих отходов, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.

В нарушение п. 3.7. СП 2.1.7.1038-01 не осуществлено устройство котлована, с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотнённых твёрдых бытовых отходов, по всей площади участка складирования.

В нарушение п. 4.2. СП 2.1.7.1038-01 территория хозяйственной зоны не имеет твёрдого покрытия, лёгкого ограждения и освещения;

В нарушение СП 2.1.7.1038-01 в бетонной ванне контрольно-дезинфицирующей установки отсутствуют дезинфицирующие средства;

В нарушение п. 5.1. СП 2.1.7.1038-01 на полигоне не осуществляется ежесуточная промежуточная или окончательная изоляция уплотнённого слоя твёрдых бытовых отходов;

В нарушение п. 5.6. СП 2.1.7.1038-01 на полигоне не проводится плановый (1 раз в 10 дней) осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, не обеспечивается их уборка;

В нарушение п. 5.7. СП 2.1.7.1038-01 на территории полигона допускается сжигание твёрдых бытовых отходов;

В нарушение п.п. 6.1.-6.9. СП 2.1.7.1038-01, а также в нарушение ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «Э» не осуществляет производственный контроль за эксплуатацией полигона.

Ранее ООО «Э» привлекалось к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, а также за нарушение законодательства о лицензировании при осуществлении деятельности без лицензии. Мер, направленных на устранение выявленных ранее нарушений законодательства ООО «Э» не предприняло.

Дальнейшая эксплуатация ООО «Э» полигона твёрдых бытовых отходов нарушает права и законные интересы жителей Климовского района на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, поскольку осуществляется с отступлением от требований действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об охране окружающей среды.

Эксплуатация полигона с отступлением от требований законодательства создаёт опасность причинения вреда в будущем здоровью жителей Климовского района.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Просит запретить эксплуатацию полигона для размещения твёрдых бытовых отходов, расположенного на землях Сачковичского сельского поселения Климовского района.

В судебном заседании помощник прокурора Климовского района Новик С.В. поддержал исковые требования и с учетом уточненных требований пояснил, что эксплуатация полигона до настоящего времени продолжается с нарушением действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и об охране окружающей среды, продолжают иметь место следующие нарушения:

- не осуществлено устройство котлована, с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО (нарушен п. 3.7. СП 2.1.7.1038-01«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года № 16);

- на территории хозяйственной зоны не оборудовано освещение (нарушен п. 4.2. СП 2.1.7.1038-01)

- не осуществляется производственный контроль за эксплуатацией полигона (нарушен п.п. 6.1.-6.9. СП 2.1.7.1038-01, а также ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), в связи с чем просит запретить ООО «Э» эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, до устранения выявленных нарушений.

Ответчик Орехов В.В. с иском не согласен, пояснил, что 26.09.2011 года Роспотребнадзором была произведена проверка соблюдения требований санитарного законодательства РФ на территории полигона твердых бытовых отходов принадлежащего ООО «Э», директором которого он является. В результате которой были выявлены нарушения и ему было выдано предписание по устранению недостатков в срок до 1.12.2011 года. Большинство недостатков в настоящее время устранено. 2.12.2011 года при повторной проверке Роспотребнадзором, остались не устраненными 3 пункта предписания, в связи с чем на него, как на должностное лицо был составлен протокол об административном правонарушении, за что 26.12.2011 г. постановлением мирового судьи судебного участка № 37 Климовского района он был признан виновным по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере 1000 рублей.

На момент рассмотрения настоящего дела не осуществлено устройство котлована, с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО, по данному поводу он 28.11.2011 г. обратился к главе администрации Климовского района для выделения земельного участка для устройства котлована, однако земельный участок еще невыделен. Освещение промышленной зоны проведено, но не подключено. Для осуществления производственного контроля за эксплуатацией ТБО, требуется создание таковой лаборатории, однако из-за отсутствия финансовых средств, устранение данного пункта предписания невозможно.

Полагает, что ООО «Э» в достаточной мере устранил возможные недостатки, выявленные Роспотребнадзором, в связи с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований истца.

Третье лицо - представитель администрации Климовского района по доверенности Колбунов А.М., возражает против удовлетворения исковых требований истца. Считает, что основная часть недостатков устранена, остальные недостатки будут устраняться. Запрещение эксплуатации полигона ТБО может отрицательно повлиять на благоустройство района и пгт Климово.

Третье лицо - глава С сельской администрации Ермаченко А.И. возражает против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.2,9 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Как следует из материалов дела, 26 сентября 2011 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Брянской области в г. Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах Егоркиным В.А. в присутствии директора ООО «Э» Орехова В.В. была произведена проверка на предмет выявления нарушения обязательных требований санитарного законодательства полигона ТБО, расположенного на окраине пгт Климово, на землях принадлежащих Сачковичскому сельскому поселению.

По результатам данной проверки было выявлено 9 нарушений санитарного законодательства РФ и начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Брянской области в г. Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах Кудряшовым А.В. генеральному директору ООО «Э» Орехову В.В., 26.09.2011 года было выдано предписание №№ _______ о нижеследующих выявленных нарушениях:

  1. В нарушение п. 2.2. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года № 16, выбранный участок для устройства полигона не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам.
  2. В нарушение п. 2.3. СП 2.1.7.1038-01 организацией эксплуатирующей полигон, то есть ООО «Э», не разработаны регламент и режим работы полигона, инструкция по приёму бытовых отходов. Не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не ведётся круглосуточный учёт поступающих отходов, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.
  3. В нарушение п. 3.7. СП 2.1.7.1038-01 не осуществлено устройство котлована, с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотнённых твёрдых бытовых отходов, по всей площади участка складирования.
  4. В нарушение п. 4.2. СП 2.1.7.1038-01 территория хозяйственной зоны не имеет твёрдого покрытия, лёгкого ограждения и освещения.
  5. В нарушение СП 2.1.7.1038-01 в бетонной ванне контрольно-дезинфицирующей установки отсутствуют дезинфицирующие средства.
  6. В нарушение п. 5.1. СП 2.1.7.1038-01 на полигоне не осуществляется ежесуточная промежуточная или окончательная изоляция уплотнённого слоя твёрдых бытовых отходов.
  7. В нарушение п. 5.6. СП 2.1.7.1038-01 на полигоне не проводится плановый (1 раз в 10 дней) осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, не обеспечивается их уборка.
  8. В нарушение п. 5.7. СП 2.1.7.1038-01 на территории полигона допускается сжигание твёрдых бытовых отходов.
  9. В нарушение п.п. 6.1.-6.9. СП 2.1.7.1038-01 не осуществляет производственный контроль за эксплуатацией полигона.

Согласно выданному предписанию, для устранения выявленных недостатков директору ООО «Э» Орехову В.В. предоставлялся срок до 1 декабря 2011 года.

Судом также установлено, что по факту вышеуказанных нарушений, 26.09.2011 г. ведущим специалистом-экспертом Роспотребнадзора Егоркиным В.А. в отношении генерального директора ООО «Э» Орехова В.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.

30.09.2011 г. постановлением главного санитарного врача по г. Новозыбкову, Новозыбковскому, Злынковскому и Климовскому районам Брянской области Кудряшовым А.В. на генерального директора ООО «Э» Орехова В.В. по ст. 6.3 КоАП РФ был наложен административный штраф в размере 7000 рублей.

2 декабря 2011 года, по истечении срока, установленного Предписанием Роспотребнадзора на устранение выявленных нарушений санитарной безопасности, ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора Егоркиным В.А. в присутствии генерального директора ООО «Э» Орехова В.В. была произведена проверка эксплуатации полигона ТБО с целью контроля за исполнением Предписания от 26.09.2011 года, в ходе которой было установлено, что 3 пункта мероприятий (п.3,4 и 9) Предписания к указанному сроку генеральным директором ООО «Э» Ореховым В.В не исполнены, а именно:

  1. «Не осуществлено устройство котлована, с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотнённых твёрдых бытовых отходов, по всей площади участка складирования (нарушен п. 3.7. СП 2.1.7.1038-01)»;
  2. «На территории хозяйственной зоны не оборудовано освещение (нарушен п. 4.2. СП 2.1.7.1038-01)»;
  3. «Не осуществляется производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО (нарушен п.п. 6.1.-6.9. СП 2.1.7.1038-01)».

Данное обстоятельство подтверждается актом выездной проверки от 02.12.2011 г., в котором были отражены выявленные нарушения. Сторонами данное обстоятельство не оспаривается.

Кроме того, по факту не устранения в срок нарушений санитарного законодательства, предписанных Предписанием Роспотребнадзором от 26.09.2011 года, 2.12.2011 г. ведущим специалистом-экспертом Роспотребнадзора Егоркиным В.А. в отношении генерального директора ООО «Э» Орехова В.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ.

26.12.2011 года постановлением мирового судьи судебного участка № 37 Климовского района, Брянской области генеральный директор ООО «Э» Орехов В.В. был признан виновным совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в сумме 1000 рублей.

На момент рассмотрения настоящего спора в данном судебном заседании, нарушения предусмотренные п. 3,4 и 9 Предписания от 26.09.2011 года по прежнему остаются не исполненными.

ООО «Э» продолжается эксплуатацию полигона ТБО в нарушение п. 3.7. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года № 16, без устройства котлована, с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотнённых твёрдых бытовых отходов, по всей площади участка складирования; в нарушение п. 4.2. СП 2.1.7.1038-01 территория хозяйственной зоны не освещается; производственный контроль за эксплуатацией полигона в нарушение п.п. 6.1.-6.9. СП 2.1.7.1038-01, а также в нарушение ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не осуществляется.

В силу п. 2.1 СП 2.1.7.1038-01 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения.

Несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативно - правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 34 выше указанного закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Согласно ст. 67 ч. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Суд считает, что дальнейшая эксплуатация ООО «Э» полигона твёрдых бытовых отходов нарушает права и законные интересы жителей Климовского района на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, поскольку осуществляется с отступлением от требований действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об охране окружающей среды.

Эксплуатация полигона с отступлением от требований законодательства создаёт опасность причинения вреда в будущем здоровью жителей Климовского района, а поэтому суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика, в части того что им приняты достаточные меры по устранению возможных недостатков, выявленных Роспотребнадзором, а также доводы представителя третьего лиц- администрации Климовского района в части того, что из-за закрытия полигона ТБО может ухудшиться санитарное благосостояния в района, поскольку их доводы противоречат требованиям вышеприведенного действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, Конституции РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Климовского района - удовлетворить.

Запретить ООО «Э» эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного на землях С сельского поселения Климовского района до устранения выявленных нарушений.

Решение оглашено изготовлено в окончательной форме 30 января 2012 года и может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Брянского областного суда в течение месяца.

Судья:                                          Евсеенко В.Н.