Дело № 2-233/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п.г.т. Климово 16 февраля 2012 года Климовский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Марковой Л.С., при секретаре Моисеенко Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Конакова А.Е. к администрации пгт. ...................... о признании действия администрации пгт....................... о признании отказа в постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и об обязании администрации пгт. ...................... поставить на учёт Конакова А.Е. в качестве нуждающейся в жилом помещении, освободив её от уплаты государственной пошлина за подачу искового заявления в суд, У С Т А Н О В И Л: Конакова А.Е. обратилась в суд с иском к администрации пгт. Климово Брянской области о признании отказа в постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и об обязании администрации пгт. Климово Брянской области поставить на учёт её в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также освободить её от уплаты государственной пошлина за подачу искового заявления в суд. Данное решение органа местного самоуправления она считает незаконным, так как она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны _____ФИО_____4 ____/____/_____ года рождения, который ____/____/_____ умер. С ____/____/_____ по ____/____/_____ она проживала по адресу: ......................, ....................... С ____/____/_____ по ____/____/_____ она проживала и была зарегистрирована в ......................, у дочери. Так как у неё преклонный возраст, с ____/____/_____ она стала ......................, самостоятельно ухаживать за собой не могла, то вынуждена была переехать к своей невестке - Конаковой Т.П. проживающей по адресу: ......................, пгт.Климово, Микрорайон, ......................, в квартире которой она проживает с ____/____/_____ по настоящее время. С Конаковой Т.П. она заключила договор найма жилого помещения с ____/____/_____. Кроме того, в силу своего преклонного возраста и состояния здоровья она не могла осуществлять уход за принадлежащей ей квартирой в пгт.Климово, ......................, а поэтому ____/____/_____ подарила её внучке - _____ФИО_____6. Обеспечение членов семей умерших инвалидов ВОВ жильем осуществляется в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» по письменному заявлению гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется администрацией муниципального образования, на территории которого гражданин проживает. ____/____/_____ она обратилась в администрацию МО пгт. Климово Брянской области с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности, как лицо, имеющее льготу в соответствии со ст.21 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» с приложением к заявлению всех необходимых документов. Постановлением № _______ от ____/____/_____ ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Данный отказ мотивирован тем, что она ухудшила свои жилищные условия. Она считает, что она не совершала намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, поскольку при отчуждении жилья в мае 2007 года она не знала о том, что в будущем будет издан Указ Президента РФ, который предоставит ей льготу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдове инвалида ВОВ. Согласно ч. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ, она просит освободить её от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, так как она является ....................... С учетом состояния здоровья ......................) и не возможностью принять лично участие в рассмотрении гражданского дела по её заявлению, заявитель просила рассмотреть его в её отсутствие, с участием её представителя, по доверенности, Конаковой Т.П. В судебном заседании представитель истца Конакова А.Е. - Конакова Т.П. поддержала, пояснив, что настаивает на удовлетворении заявления Конакова А.Е. по изложенным в нем основаниям. Конакова А.Е. в настоящее время является престарелым человеком, лежачей больной, а поэтому совместно с ней проживать стало сложно. Она также систематически болеет, а поэтому ей легче было бы ухаживать за свекровью в отдельном жилище. Ответчик - представитель администрации пгт.Климово Климовского района Брянской области, - Кузюкова М.Ю., действующая по доверенности, с исковыми требованиями не согласна, указала, что администрация посёлка Климово правильно отказала истцу в постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении, по следующим основаниям: истец, действительно, обращалась в администрацию посёлка Климово с заявлениями об постановке на учет как нуждающегйся в жилом помещении как вдовы инвалида ВОВ. Администрацией посёлка Климово было отказано ей на том основании, что Жилищным Кодексом РФ определяются основания и порядок принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также правовые последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Так, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. С момента дарения квартиры истцом не прошло 5 лет. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", вступивший в силу с 1 января 1995 г., устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Очередные изменения в указанный Закон внесены Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 135-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О ветеранах". Основная цель принятого Федерального закона от 29 июня 2009 г. № 135-ФЗ - уточнение порядка предоставления жилищных гарантий инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий. Согласно редакции Федерального закона "О ветеранах", действовавшей до вступления в силу рассматриваемых изменений, ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В 2008 году на уровне политического руководства государства было принято решение о закрытии проблемы обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны: к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в стране не должно было остаться ни одного не обеспеченного жильем ветерана Великой Отечественной войны, принятого на учет нуждающегося в получении жилых помещений до 1 марта 2005 г. В этих целях был издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", которым поставлена задача до 1 мая 2010 г. завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". В целях финансового обеспечения решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ, согласно которому в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" были внесены изменения, предусматривающие предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. Остальные ветераны, вставшие на учет после 1 марта 2005 г., - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы). Федеральным законом от 29 июня 2009 г. №135-ФЗ увеличена с 22 до 36 квадратных метров норма предоставления жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Именно исходя из указанной нормы и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации должен определяться объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели. Согласно п.6 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом, подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации). Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация Брянской области Постановлением от 21 марта 2008 г. № 255 (в ред. Постановлений Администрации Брянской области от 30.12.2008 N 1294, от 09.07.2009 № 704) утвердила Административный регламент предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно пункту 1 которого формой предоставления данной меры социальной поддержки является единовременная субсидия на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций и выделяемых в виде субвенций бюджету Брянской области. В целях реализации поручений Президента РФ от 12.10.2009 года № ПР - 2731, поручений Правительства РФ от 06.10.2009 года № ВП-П9-5799 и от 19.10.2009 года № ВП-П9-6008, а также поручения Губернатора Брянской области № 258-Г, Департамент по строительству Брянской области в связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и граждан РФ по отдельным вопросам, связанным с обеспечением жильём ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, Министерство регионального развития РФ в пределах своей компетенции дало разъяснения в части необходимости признания ветеранов ВОВ малоимущими при постановке их на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст.49 Жилищного кодекса РФ категории граждан. К ним относятся: - малоимущие; иные определённые федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан определённые Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими в целях обеспечения их жильём отсутствует. Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 был установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года. Согласно данного Указа Президента Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Также были внесены в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" изменения, исключены из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005 г.". Судом установлено, что согласно удостоверения серии № _______ выданного УСЗН Унечского района ____/____/_____, Конакова А.Е. является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны (л.д. 10). Согласно паспорта Конакова А.Е., серии № _______, выданного ____/____/_____ ОВД ......................, она зарегистрирована с ____/____/_____ по адресу: ......................, ...................... по настоящее время (л.д. 4-6). Согласно справки № _______ № _______ выданной ФГУ ГБ МСЭ по ...................... филиалом № _______ ...................... Конакова А.Е. является инвалидом первой группы с ____/____/_____, бессрочно. (л.д.12). На основании справки-заключения № _______ № _______, выданной ВТЭК ...................... ____/____/_____, _____ФИО_____4 являлся инвалидом второй группы, - причина инвалидности заболевание, связанное с пребыванием на фронте. Инвалидность ему была установлена бессрочно. (л.д.29). Также установлено - согласно удостоверения серии I № _______, выданного ОСЗН ...................... ____/____/_____, _____ФИО_____4 являлся инвалидом второй группы и имел льготы для инвалидов Отечественной Войны (л.д.10). Согласно копии свидетельства о браке, выданного ____/____/_____ Бюро ЗАГС ......................, ____/____/_____ _____ФИО_____4 заключил брак с _____ФИО_____10 и после заключения брака ей была присвоена фамилия _____ФИО_____14 (л.д.16) _____ФИО_____4 умер ____/____/_____, что подтверждается свидетельством о смерти № _______, выданным ОЗАГС ...................... ____/____/_____. (л.д.11) На основании договора дарения квартиры от ____/____/_____ Конакова А.Е. (даритель) подарила в собственность _____ФИО_____6 (одаряемой) недвижимое имущество: однокомнатную квартиру общей площадью ...................... кв.м, в том числе жилой площадью ...................... кв.м., находящуюся по адресу: ......................, ......................, ...................... (л.д. 13). На основании свидетельства о государственной регистрации права ...................... от ____/____/_____ _____ФИО_____6 является собственником вышеуказанного жилища. (л.д.17). На основании свидетельства о государственной регистрации права ...................... от ____/____/_____ Конакова Т.П. является собственником 2-комнотной квартиры, расположенной по адресу ......................, ......................, ...................... (л.д. 18). По договору № _______ найма комнаты в квартире многоквартирного дома, от ____/____/_____ зарегистрированного в ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» ____/____/_____, Конакова Т.П., как наймодатель, передала Конакова А.Е., как нанимателю, во временное пользование комнату в квартире жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: ......................, ......................, ...................... (л.д.19). Согласно заявления от ____/____/_____ Конакова А.Е. обратилась с просьбой к главе администрации посёлка Климово _____ФИО_____11 о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, как вдовы инвалида Великой Отечественной Войны, так как она не имеет собственного жилья. (л.д.30) Постановлением администрации пгт....................... от ____/____/_____ Конакова А.Е. было отказано в признании её нуждающейся в жилом помещении и в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку ею была подарена в 2007 году квартира, и с этого момента не прошло пять лет. (л.д.14, 15). В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В связи с вышеизложенным, доводы представителя ответчика, администрации посёлка Климово Климовского района Брянской области Кузюковой М.Ю., о том что администрация посёлка Климово при принятии решения об отказе Конаковой А.Е. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, руководствовалась нормами Федерального Закона применительно к объективной стороне совершённых ею действий (действия и гражданско-правовая сделка с жилым помещением, совершение которой привело к умышленному отчуждению занимаемого жилого помещения), - несостоятельны. Действительно в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Намерений со стороны Конакова А.Е. подарить квартиру внучке с целью включения её в списки очередников по улучшению своих жилищных условий, судом не установлено. Более того, Указ Президента РФ, от 7 мая 2008 г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" и изменения, исключающие из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005г.», регламентирующий предоставление и обеспечение жильём участников Великой Отечественной Войны был издан через несколько лет после того, как Конакова А.Е. совершила сделку дарения, что также исключает наличие у неё умысла намеренного ухудшения своих жилищных условий и получения жилища вновь. Кроме того, Конакова А.Е. подаренную ею квартиру от государства по социальному найму не получала, поэтому суд приходит к выводу о том, что положения статьи 53 ЖК РФ, устанавливающие временной ценз продолжительностью в пять лет со времени отчуждения жилой площади, после чего она может быть признана нуждающейся в жилом помещении, на неё распространяться не могут. В ходе судебного заседания было установлено, что Конакова А.Е. является ......................, а поэтому, согласно ч. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ, она освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Конакова А.Е. - удовлетворить. Признать действия администрации пгт. Климово, Брянской области об отказе в постановке Конакова А.Е. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, незаконным. Обязать администрацию посёлка Климово Брянской области поставить на учёт Конакова А.Е., - вдову инвалида Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента её обращения за реализацией данного права. Освободить Конакова А.Е. от уплаты государственной пошлины по делу. Решение может быть обжаловано в Судебную Коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Климовский районный суд Брянской области в течение месяца с момента его оглашения. Судья - (подпись) Маркова Л.С.