Решение от 30.05.2012г. по иску Поплевкиной А.А. к Администрации пгт. Климово Брянской области о признании незаконным постановления администрации МО пгт.Климово об отказе в постановке её на жилищный учёт в качестве нуждающейся в жилом благоустроенном пом



Дело № 2-602/2012                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.г.т. Климово                 30 мая 2012 года

Климовский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Марковой Л.С.,

при секретаре Моисеенко Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поплевкина А.А. к администрации пгт. Климово Брянской области о признании незаконным постановления администрации МО пгт....................... об отказе в постановке её на жилищный учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и об обязании администрации пгт. ...................... признать её нуждающейся в жилом помещении, приняв её на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом благоустроенном помещении, как вдову ветерана, инвалида Великой Отечественной войны,

У С Т А Н О В И Л:

Поплевкина А.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации МО пгт. ...................... ____/____/_____

Постановление администрации пгт.Климово № _______ от ____/____/_____ она считает незаконным, так как она является вдовой ветерана - инвалида Великой Отечественной войны _____ФИО_____5, ____/____/_____ года рождения, который ____/____/_____ умер. С ____/____/_____ года она проживала с мужем в собственном доме по адресу: ....................... После смерти мужа она дом содержать не могла, а поэтому подарила его сыну _____ФИО_____2 ____/____/_____. По данному адресу она проживает по настоящее время одна. Она с _____ФИО_____2 заключила договор найма жилого помещения с ____/____/_____. ____/____/_____ она обратилась в администрацию МО пгт. Климово Брянской области с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности, как лицо, имеющее льготу в соответствии со ст.21 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» с приложением к заявлению всех необходимых документов. Постановлением № _______ от ____/____/_____ ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Данный отказ мотивирован тем, что она является членом семьи собственника жилого помещения, т.е. членом семьи её сына _____ФИО_____2, и на каждого члена семьи приходится более учетной нормы общей площади жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца Поплёвкиной А.А. - Миненко Т.П., поддержала требования по иску, пояснив, что настаивает на удовлетворении заявления Поплёвкиной А.А. по изложенным в нем основаниям. Поплевкина А.А. имела в собственности свой дом и жила там с мужем с ____/____/_____ года. Муж - _____ФИО_____5 умер ____/____/_____. Она в ____/____/_____ году свой дом подарила сыну - _____ФИО_____2, собственником которого он является и в настоящее время, жилья в собственности она не имеет. Сама истец по настоящее время живет и зарегистрирована в этом же доме, одна. В связи с тем, что истец является вдовой ветерана - инвалида ВОВ и не имеет своего жилья, то она обратилась к ответчику с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением № _______ от ____/____/_____ Поплевкина А.А. было отказано, так как она является членом семьи собственника жилого помещения, т.е. членом семьи её сына _____ФИО_____2 и на каждого члена их семьи приходится более учетной нормы из общей площади жилых помещений. Данный отказ истец считает незаконным, так как истец не является членом семьи собственника дома, в котором она живет. Согласно справки в состав семьи истца входит лишь сама истец, а в состав семьи _____ФИО_____7 она не входит, так как они живут отдельно. Также членом семьи _____ФИО_____2 истец являться не может, поскольку они ведут раздельное хозяйство. Истец сама получает пенсию, которая является единственным источником её дохода, распоряжается ею, платит коммунальные услуги за содержание дома сына сама, а также к ней приходит женщина по найму и помогает по хозяйству, убирает и готовит ей пищу. По данным основаниям она считает постановление ответчика незаконным и просит иск удовлетворить.

Ответчик - представитель администрации пгт.Климово Климовского района Брянской области, - Азарова Г.А., действующая по доверенности, с исковыми требованиями не согласна, указала, что администрация посёлка Климово правильно отказала истцу в постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что истец является членом семьи собственника жилого помещения - сына _____ФИО_____2 и на каждого члена семьи приходится более учетной нормы общей площади жилых помещений, имеющихся у сына истца. Она просит суд отказать ей в удовлетворении иска.

Свидетель - _____ФИО_____2 показал, что он является родным сыном истца и собственником ...................... ...................... ....................... По данному адресу проживает его мать - Поплевкина А.А., одна, а он со своей семьей из 4-х человек проживает в ......................, в том же населенном пункте. Данная квартира выдавалась его жене, а затем они её приватизировали. Со своей матерью он совместное хозяйство не ведет, пенсию она получает сама и распоряжается ею.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1).

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", вступивший в силу с 1 января 1995 г., устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Очередные изменения в указанный Закон были внесены Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 135-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О ветеранах". Основная цель принятого Федерального закона от 29 июня 2009 г. № 135-ФЗ - уточнение порядка предоставления жилищных гарантий инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.

Согласно редакции Федерального закона "О ветеранах", действовавшей до вступления в силу рассматриваемых изменений, ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В 2008 году на уровне политического руководства государства было принято решение о закрытии проблемы обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны: к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в стране не должно было остаться ни одного не обеспеченного жильем ветерана Великой Отечественной войны, принятого на учет нуждающегося в получении жилых помещений до 1 марта 2005 г. В этих целях был издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", которым поставлена задача до 1 мая 2010 г. завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".

В целях финансового обеспечения решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ, согласно которому в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" были внесены изменения, предусматривающие предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г.

Остальные ветераны, вставшие на учет после 1 марта 2005 г., - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

Федеральным законом от 29 июня 2009 г. №135-ФЗ увеличена с 22 до 36 квадратных метров норма предоставления жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Именно исходя из указанной нормы и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации должен определяться объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.

Согласно п.6 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом, подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).

Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация Брянской области Постановлением от 21 марта 2008 г. № 255 (в ред. Постановлений Администрации Брянской области от 30.12.2008 N 1294, от 09.07.2009 № 704) утвердила Административный регламент предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно пункту 1 которого формой предоставления данной меры социальной поддержки является единовременная субсидия на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций и выделяемых в виде субвенций бюджету Брянской области.

В целях реализации поручений Президента РФ от 12.10.2009 года № ПР - 2731, поручений Правительства РФ от 06.10.2009 года № ВП-П9-5799 и от 19.10.2009 года № ВП-П9-6008, а также поручения Губернатора Брянской области № 258-Г, Департамент по строительству Брянской области в связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и граждан РФ по отдельным вопросам, связанным с обеспечением жильём ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, Министерство регионального развития РФ, в пределах своей компетенции, дало разъяснения в части необходимости признания ветеранов ВОВ малоимущими при постановке их на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст.49 Жилищного кодекса РФ категории граждан. К ним относятся: - малоимущие; иные определённые федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан определённые Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими в целях обеспечения их жильём отсутствует.

Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 29.12.2004 года № 199-ФЗ, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 был установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года.

Согласно данного Указа Президента Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".

Также были внесены в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" изменения, исключены из п.1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005г.".

По делу установлено, что Поплевкина А.А., ____/____/_____ года рождения, является вдовой инвалида и участника Великой Отечественной войны, что подтверждается имеющимся у нее удостоверением от ____/____/_____. В соответствии с п.4 ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах» она имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, независимо от имущественного положения.

Из уведомления Управления Росреестра по Брянской области следует, что сведений о регистрации за Поплевкина А.А. прав на объекты недвижимого имущества не имеется.

Согласно справок № _______ и № _______ от 20 и ____/____/_____ администрации пгт.Климово Климовского района Брянской области по адресу: ...................... ......................, зарегистрирована Поплевкина А.А. с составом семьи - одна, а в пгт. Климово, ...................... зарегистрированы _____ФИО_____2 и в его составе семьи: жена - _____ФИО_____1, сыновья - _____ФИО_____12.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, служат:

отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя;

обеспеченность жильем менее учетной нормы;

неудовлетворительное состояние жилища;

состояние здоровья проживающих.

Данные основания нуждаемости перечислены в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

По смыслу указанной правовой нормы нуждающимися в жилье признаются: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору коммерческого найма и т.п. Причем ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.

Согласно справки от ____/____/_____ № _______ (л.д.13), выданной Климовским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» за Поплевкина А.А. квартир и индивидуальных домовладений в Климовском районе не значится.

На основании справки от ____/____/_____ № _______, выданной Климовским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» (л.д.14), домовладение № _______, расположенное по адресу ...................... ...................... принадлежит _____ФИО_____2 на основании договора дарения от ____/____/_____ _____ФИО_____9 получил в дар дом площадью 31,5 кв.м., погреб с погребкой, баню с предбанником, два сарая, летнюю кухню и пристройку к ней, гараж. Увеличение площади дома произведено до 57.8 кв.м. общей площадью (жилой 24,8 м.кв.) новым собственником после дарения недвижимого имущества истцом.

Из копии договора найма жилого помещения, подписанного и зарегистрированного ____/____/_____, следует, что _____ФИО_____2 сдает в наем Поплевкина А.А. кухню 19,6 кв.м; комнату 10,7 кв.м., безвозмездно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеются предусмотренные законом основания для признания Поплевкина А.А. нуждающейся в жилом помещении и принятия на соответствующий учет.

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Как следует из материалов дела, ____/____/_____ Поплевкина А.А. обратилась в администрацию пгт....................... с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Постановлением администрации пгт.Климово, ...................... от ____/____/_____ № _______ истцу отказано в принятии на указанный учет по основаниям, предусмотренным пп.2 п.1 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ, в связи с тем, что она является членом семьи собственника жилого помещения - сына _____ФИО_____2

Статья 31 ч. 1 ЖК РФ предусматривает, что

к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Членом семьи _____ФИО_____2 истец не вселялась.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В связи с вышеизложенным, доводы представителя ответчика - администрации посёлка Климово Климовского района Брянской области - Азаровой Г.А. о том, что администрация посёлка Климово при принятии решения об отказе Поплевкина А.А.в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении руководствовалась нормами Федерального Закона, - несостоятельны.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ ответчика в принятии Поплевкина А.А. на жилищный учет по мотивам, что она является членом семьи собственника жилого помещения, - сына - _____ФИО_____2 и на каждого члена семьи приходится более учетной нормы общей площади жилых помещений, имеющихся в его собственности, нельзя признать законным, так как истец не проживает совместно со своим сыном, не ведет совместного хозяйства, а также по вышеуказанным основаниям. Заявленные Поплевкина А.А. исковые требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Поплёвкиной Поплевкина А.А. - удовлетворить.

Признать действия администрации пгт. Климово, Брянской области от ____/____/_____ № _______ об отказе в принятии Поплёвкиной Поплевкина А.А. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным.

Обязать администрацию посёлка Климово Брянской области поставить на жилищный учёт Поплевкина А.А. _____ФИО_____14, - вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента её обращения за реализацией данного права, с ____/____/_____.

Решение может быть обжаловано в Судебную Коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Климовский районный суд Брянской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Судья - (подпись) Маркова Л.С.