Уголовное дело № 1-44/12
/124003/
П Р И Г О В О Р
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Климовск 23 мая 2012 года
Климовский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Юрченко А.И. с участием государственного обвинителя помощника Климовского городского прокурора Ждановой Е.С., подсудимого Ушакова А.В., адвоката Климовского филиала МОКА Сударевой С.Н., представившей удостоверение № 2985 и ордер № 097420, с участием потерпевшего З.Р.Р., при секретаре Матвеюк О.М., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении
Ушаков А.В., <...>
У С Т А Н О В И Л:
Ушаков А.В. совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, преступление, предусмотренное ч.1 ст. 105 УК РФ, при следующих обстоятельствах:
в период времени, примерно с ДД.ММ.ГГГГ между находившимися в состоянии алкогольного опьянения Ушаков А.В. и З.Р.Р., на кухне квартиры №, расположенной в доме № на <адрес>, на почве бытового характера возникла ссора, в ходе которой З.Р.Р. нецензурно выражался, нанес ему удары по голове и туловищу руками и ногами, причинив, не повлекшие вреда здоровью, ссадины и кровоподтеки. После прекращения противоправных действий З.Р.Р., у Ушаков А.В. на почве личных неприязненных отношений, возник умысел на убийство З.Р.Р., для чего он взял кухонный нож, и нанес им удар в переднюю область грудной клетки З.Р.Р., причинив потерпевшему проникающее колото-резаное ранение груди слева с повреждением левого легкого, сопровождавшееся механической асфиксией от закрытия дыхательных путей кровью, острой эмфиземой легких и двусторонним гемотораксом, повлекшее, по признаку опасности для жизни, тяжкий вред здоровью, в результате которого наступила смерть З.Р.Р..
Ушаков А.В. не признал вину в этом преступлении и пояснил, что проживавший у него З. хранил в его квартире героин, не своевременно платил за квартиру. В связи с этими обстоятельствами он сделал З. замечание, они стали ссориться. З. раза 4 кулаками ударил его по лицу и, несколько раз ударил ногами по печени и почкам, затем ударил его вилкой и повредил куртку. Обороняясь, он оттолкнул З., взял кухонный нож и, нанеся ножом удар З., решил, что убил его, после чего пошел к соседу, сказал, что убил человека.
Вина Ушаков А.В. в умышленном убийстве З.Р.Р. подтверждается совокупностью доказательств.
Рапорт об обнаружении признаков преступления, в совокупности с протоколом осмотра места происшествия, фототаблицей, согласно которым в ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на кухне квартиры № в доме № на <адрес> обнаружены многочисленные следы крови и труп З.Р.Р., <...> г. рождения со следами насильственной смерти – колото-резаным ранением на левой передней поверхности грудной клетки, а в комнате обнаружен нож со следами крови /т.1,л.д.3,9-23/, послужили основанием для возбуждения уголовного дела.
Согласно копии карты вызова скорой медицинской помощи № в ДД.ММ.ГГГГ поступил вызов о необходимости оказания медицинской помощи З.Р.Р. по адресу: <адрес>; смерть З. констатирована по прибытии на место в ДД.ММ.ГГГГ. Записи врача в карте вызова подтверждают, что Ушаков А.В. стремился исказить обстоятельства происшествия и пояснил врачу, что вернулся домой и обнаружил в квартире труп неизвестного /т.1,л.д.229-232/.
В совокупности с этими доказательствами, заключения экспертиз подтверждает Факт причинения кухонным ножом, на месте происшествия, находившемуся в сильной степени алкогольного опьянения З.Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ в период, примерно с ДД.ММ.ГГГГ минут, проникающего колото-резаного ранения груди слева с повреждением левого легкого, сопровождавшегося механической асфиксией от закрытия дыхательных путей кровью, острой эмфиземой легких, двусторонним гемотораксом, отеком головного мозга, по признаку опасности для жизни, повлекшего тяжкий вред здоровью потерпевшего и наступление его смерти на месте происшествия /т.1,л.д.170-178; 211-212/.
Свидетель К,А.А. пояснил: сосед Ушаков А.В. пришел к нему между <...> часами вечера и сказал: «У меня в квартире труп», и попросил вызвать милицию. По телефону он позвонил в скорую.
Свидетель К,Р.И. в суде, и показаниях на следствии, оглашенных на основании ст. 281 УПК РФ /т.1,л.д.156-158/ пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ примерно ДД.ММ.ГГГГ в квартире Ушаков А.В. было шумно. Впоследствии сосед К.А.А. рассказал, что в квартире Ушаков А.В. нашли труп.
Протокол «явка с повинной» подтверждает добровольность заявления Ушаков А.В. о преступлении в отношении З.Р.Р. которого он, в состоянии алкогольного опьянения, ударил ножом в грудь, из-за того, что потерпевший выражался нецензурно, ударил его кулаком по лицу и ногой по телу /т.1,л.д.6/.
Суд, на основании ст. 276 УПК РФ, исследовал показания, данные Ушаков А.В. с участием адвоката в ходе предварительного следствия, в том числе и в ходе их проверки на месте происшествия /т.1,л.д.70-73,77-80,87-91, 92-93/, в которых он пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он и З. в состоянии алкогольного опьянения находились в квартире одни. Ссора с З. возникла на кухне, когда он стал просить у потерпевшего квартплату, а тот стал укорять его в пьянстве. Во время ссоры, З. ударил его кулаком по лицу и ногой по телу в область поясницы. Сколько раз его ударил потерпевший, он точно не помнит. Ему стало обидно, он взял кухонный нож и умышленно ударил им З. в грудь. Потерпевший упал, он выбросил нож в комнате, замыл кровь на кухне, пошел к соседу и сообщил, что у него дома труп.
Данные показания суд находит достоверными, поскольку они последовательны, получены с соблюдением требований УПК и взаимосвязаны с приведенной выше совокупностью доказательств. Эти доказательства опровергают доводы Ушаков А.В. в судебном заседании о том, что ссора с потерпевшим у него возникла из-за того, что З.Р.Р. хранил в его жилище героин, наносил ему удары вилкой, а также о том, что он был вынужден обороняться от нападения З.. Они подтверждают, что действия З.Р.Р. не были сопряжены с насилием, опасным для жизни Ушаков А.В. или с угрозой применения такого насилия, и, к моменту, когда у Ушаков А.В. возник умысел на убийство потерпевшего, противоправных действий последний в отношении Ушаков А.В. не совершал.
Как установил суд, между Ушаков А.В. и потерпевшим и до ДД.ММ.ГГГГ возникали конфликты, что подтверждается, исследованным по ходатайству государственного обвинителя, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по факту причинения ДД.ММ.ГГГГ Ушаков А.В. ножевого ранения брюшной полости З.Р.Р..
З.Р.Р. пояснил, что его погибший брат проживал в квартире Ушаков А.В., и рассказывал ему, что с Ушаков А.В. они ссорились, так как у него пропадали продукты. Ушаков А.В. он сам неоднократно видел в состоянии алкогольного опьянения.
Заключение судебно-медицинской экспертизы, согласно которому при освидетельствовании у Ушаков А.В. обнаружены: кровоподтеки на левой половине лба, на нижнем веке левого глаза, две ссадины на лице и кровоподтек на левой боковой поверхности грудной клетки, которые не повлекли вреда здоровью, могли быть причинены ДД.ММ.ГГГГ множественными ударными воздействиями твердых тупых предметов с ограниченной контактирующей поверхностью, подтверждают показания Ушаков А.В. о противоправном поведении З.Р.Р., послужившем поводом к совершению преступления /т.1,л.д.182-184/.
Допрошенный по ходатайству государственного обвинителя, проводивший данную экспертизу эксперт М.А.Н. дополнительно пояснил, что, с учетом места расположения, повреждения были причинены Ушаков А.В. не более, чем тремя воздействиями / два по лицу и одно по телу/, и не могли образоваться от воздействия вилки.
Заключение судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств, в совокупности с протоколом выемки и осмотра, подтверждают наличие на клинке ножа, полотенце, спортивных брюках изъятых в ходе ОМП, на рубашке, свитере, трусах, брюках, ботинках Ушаков А.В., на футболке, брюках и кальсонах З.Р.Р., тампонах со смывами с рук и срезах ногтей с рук З.Р.Р. крови человека, которая могла произойти от З.Р.Р. и не могла произойти от Ушаков А.В.. На ручке ножа обнаружен пот, который мог образоваться от Ушаков А.В. /т.1,л.д.102-105,199-206,214-218/.
Суд отвергает доводы Ушаков А.В. о наличии повреждений на его куртке, причиненных З. при нанесении ему удара вилкой, поскольку на осмотренной в судебном заседании куртке, изъятой у Ушаков А.В., каких-либо повреждений /кроме срезов ткани экспертом/, не обнаружено.
Доводы Ушаков А.В. о том, что куртка, приобщенная к делу в качестве вещественного доказательства, ему не принадлежит, суд отвергает, поскольку это утверждение подсудимого опровергается фототаблицей к протоколу проверки его показаний на месте. На осмотренных судом фотографиях Ушаков А.В. изображен в куртке, приобщенной к делу в качестве вещественного доказательства и осмотренной судом.
Проверив представленные доказательства, суд установил, что они собраны с соблюдением требований УПК РФ, непротиворечивы, достоверны и их совокупность достаточна для признания Ушаков А.В. виновным в умышленном причинении смерти потерпевшему З.Р.Р. из неприязни, вследствие злоупотребления алкоголем, во время ссоры, поводом к которой послужило неправомерное поведение потерпевшего. Исходя из обстоятельств преступления, умысла подсудимого, нанесшего, с целью лишения жизни колюще-режущим предметом повреждения жизненно важных органов потерпевшему, в результате чего З.Р.Р. был причинен тяжкий, опасный для жизни вред здоровью, а также последствий этого вреда в виде смерти потерпевшего, наступившей на месте, суд квалифицирует содеянное подсудимым по ст. 105 ч.1 УК РФ.
Приведенные выше доказательства опровергают основанные на избранном Ушаков А.В. способе защиты доводы подсудимого о том, что он не желал смерти потерпевшему и нанес ему удар ножом, обороняясь от его нападения. По этим же основаниям суд отвергает доводы защиты о переквалификации действий Ушаков А.В. в соответствии с ч.1 ст. 108 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны.
Суд также отвергает доводы Ушаков А.В. о том, что он, из-за отсутствия у него очков, не мог читать протоколы проводимых с его участием следственных действий, поэтому его право на защиту нарушено, поскольку каких-либо замечаний при ознакомлении с этими протоколами, а также с материалами дела, Ушаков А.В. не делал. Данное обстоятельство подтверждается исследованными судом протоколами следственных действий с участием Ушаков А.В., протоколом ознакомления адвоката и Ушаков А.В. с материалами дела /т.1,л.д.238-243/, которые он собственноручно подписывал.
Исследовав документы, содержащие сведения о личности подсудимого, суд установил, что до ареста ДД.ММ.ГГГГ, не судимый житель <адрес> Ушаков А.В. на учете у нарколога, психиатра не состоял; проживал по адресу: <адрес> по месту жительства зарекомендовал себя отрицательно: злоупотреблял спиртными напитками, в связи с чем от соседей на него поступали жалобы участковому уполномоченному полиции; Ушаков А.В. является отцом малолетней дочери /т.1,л.д.117-133/.
Противоправность поведения потерпевшего, явившаяся поводом к совершению преступления, явка Ушаков А.В. с повинной и способствование в ходе предварительного следствия, установлению обстоятельств преступления, наличие у Ушаков А.В. малолетнего ребенка, в соответствии со ст. 61 УК РФ, смягчают ему наказание. Обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК РФ и отягчающих наказание, суд не установил.
Установив виновность Ушаков А.В., назначая ему наказание суд, в соответствии со ст. 60 УК РФ учитывает умышленный характер и степень общественной опасности совершенного особо тяжкого преступления и его последствия, приведенные выше сведения, характеризующие личность подсудимого, злоупотреблявшего спиртными напитками, наличие смягчающих наказание обстоятельств, влияние наказания, на исправление осужденного, поэтому, назначает ему справедливое, в соответствии с ч.2 ст. 43 УК РФ наказание, в виде лишения свободы на срок не свыше 7 лет, без применения дополнительного наказания.
На основании ст.58 ч.1 п. "в" УК РФ наказание осужденному за совершение особо тяжкого преступления надлежит отбывать в исправительной колонии строгого режима. В целях исполнения наказания суд оставляет Ушаков А.В. меру пресечения в виде заключения под стражей и засчитывает в срок лишения свободы время содержания под стражей, в соответствии со ст. 72 УК РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 81 УПК РФ, не имеющие ценности вещественные доказательства, подлежат уничтожению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Ушаков А.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч.1 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 7 /семь/ лет.
На основании ст.58 ч.1, п. "в" УК РФ наказание осужденному отбывать в исправительной колонии строгого режима. Зачесть Ушаков А.В. в срок лишения свободы время содержания под стражей и наказание отбывать со 2 февраля 2012 года; осужденному меру пресечения оставить в виде заключения под стражей.
Хранящиеся при деле вещественные доказательства уничтожить.
Приговор может быть обжалован, через Климовский городской суд в судебную коллегию по уголовным делам Московского областного суда, в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей - в тот же срок со дня вручения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий судья А.И. Юрченко