Уголовное дело № 90/10
18723
П Р И Г О В О Р
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Климовск23 июля 2010 года
Климовский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Юрченко А.И., с участием государственного обвинителя помощника Климовского городского прокурора Ждановой Е.С., подсудимого Соловьева А.В., защитника адвоката кабинета № 283 АПМО Родионова С.С., представившего удостоверение № 2585 ордер № 402, потерпевших К.Ю.Ю. , К.А.С., при секретаре Фроловой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Соловьева А.В., <...>
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч.1 и 111 ч. 3 п. «б» УК РФ,
у с т а н о в и л:
Соловьева А.В. совершил преступление, предусмотренное ст. 105 ч.1 УК РФ - убийство, то есть умышленно причинил смерть другому человеку; он же, умышленно причинил тяжкий вред, опасный для жизни человека, в отношении двух лиц, то есть совершил преступление, предусмотренное ст. 111 ч.3, п. «б» УК РФ. Оба преступления совершены Соловьева А.В. при следующих обстоятельствах:
в период, примерно, с 12 до 18 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ, находясь в <адрес>, Соловьева А.В. после совместного распития спиртного с М.О.Е., К.Ю.Ю. , К.В.В., М.А.С., поссорился с М.А.С., из-за чего Соловьева А.В. выгнали из квартиры. Испытывая неприязнь к М. Соловьева А.В. решил его убить, для чего вернулся в квартиру, и, воспользовавшись тем, что М.О.Е., К.Ю.Ю. , К.В.В., М.А.С. спали, с целью убийства, нанес множественные удары ножом в грудь М.А.С., причинив ему проникающее колото-резаное ранение правой плевральной полости, с повреждением правого легкого, повлекшее малокровие внутренних органов и наступление смерти потерпевшего. Соловьева А.В. также нанес потерпевшему колото-резаные раны: одну на груди слева и две на задней поверхности правого плеча, причинившие легкий вред здоровью потерпевшего, и, не причинившие вреда здоровью, линейные царапины на передней поверхности шеи. Совершив убийство М.А.С., испытывая неприязнь к К.В.В. и К.Ю.Ю. , вследствие ранее произошедшей ссоры, с целью причинения тяжкого вреда здоровью двух лиц, Соловьева А.В. нанес спящему К.В.В. ножом множественные удары в место расположения жизненно важных органов головы и шеи, причинив потерпевшему тяжкий, опасный для жизни вред здоровью в виде: проникающего, колото-резаного ранения грудной клетки слева без повреждения внутренних органов, а также легкий вред здоровью в виде двух колото-резаных ранений мягких тканей шеи, и двух резаных ран мягких тканей лица, резаной раны мягких тканей правого предплечья, трех ушибленных ран лица. Кроме того, Соловьева А.В. тупым твердым предметом причинил потерпевшему К.В.В. кровоподтеки подключичной области, окологлазничных областей с кровоизлияниями в мягкие ткани, рваную рану нижнего века левого глаза, не причинившие вреда здоровью потерпевшего. Сразу после этого, Соловьева А.В., с целью причинения тяжкого вреда здоровью К.Ю.Ю. , нанес ему множественные, не менее 12, ударов сковородой, телевизором, ножом в места расположения жизненно важных органов головы и шеи, причинив потерпевшему тяжкий, опасный для жизни вред здоровью в виде множественных ран, повлекших массивную кровопотерю.
Подсудимый Соловьева А.В. частично признал себя виновным в преступлении, предусмотренном ст. 105 ч.1 УК РФ, полностью – в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.3, п. «б» УК РФ. В судебном заседании он подтвердил, что вместе с потерпевшими и М.О.Е. 23 и ДД.ММ.ГГГГ выпивал водку в квартире М.О.Е., куда он пришел выпить, так как у него самого денег не было. В процессе распития спиртного днем ДД.ММ.ГГГГ, ранее судимый К.В.В., высказал предположение, что он мог похитить имущество М.А.С.. Поскольку он тоже ранее отбывал наказание в виде лишения свободы, слова К.В.В. он воспринял как оскорбление, между ними возник конфликт, в котором М.А.С. тоже грубо высказался в его адрес, что вызывало у него неприязнь. Неожиданно М.А.С. ударил его рукой в нос, у него пошла кровь. Увидев нож в руке М.А.С., он схватил нож правой рукой за лезвие, и ударил М.А.С. ногой по телу, от чего тот упал, а он, находясь сверху потерпевшего, стал беспорядочно наносить М.А.С. удары ножом в область груди. От ударов нож в его руке сломался, он поднял с пола, как впоследствии оказалось, нож, и стал наносить им удары всем, кто находился рядом с ним. Сзади за шею руками его обхватил К.В.В., и ему по телу начали наносить удары. Увидев, что с пола встает К.Ю.Ю. , опасаясь, что тот на него нападет, он схватил сковородку, ударил К.Ю.Ю. ею по голове, тот упал, но пытался подняться, тогда он свалил на голову К.Ю.Ю. стоящий на тумбочке телевизор, и ударил его ножом, после чего покинул квартиру и ушел к себе домой. В содеянном он раскаивается, намерений убивать М.А.С. у него не было.
Способствуя расследованию преступлений, Соловьева А.В. добровольно, на месте происшествия подтвердил свою причастность к убийству М.А.С., и причинению вреда здоровью двух лиц – К.В.В. и К.Ю.Ю. , что подтверждается протоколом и фототаблицей /т.2,л.д.55-58,60-73/.
Заключение амбулаторной, психолого-психиатрической экспертизы ГНЦ и ССП им. В.П. Сербского подтверждает, что во
время инкриминируемых преступлений Соловьева А.В. хроническим, временным психическим расстройством, слабоумием, либо иным болезненным состоянием психики, которые лишали бы его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, не страдал, и не страдает таковыми в настоящее время. Не был он и в состоянии аффекта. Имеющийся у Соловьева А.В. синдром зависимости от алкоголя не сопровождается психотической симптоматикой: нарушением памяти, интеллекта, других познавательных функций, поэтому, как в период, относящийся ко времени инкриминируемых деяний, так и в настоящее время он мог и может осознавать фактический характер и общественную опасность содеянного, принимать участие в судопроизводстве и нести ответственность за содеянное. В применении к нему принудительных мер медицинского характера он не нуждается. В эмоционально-личностной сфере Соловьева А.В. отмечается вспыльчивость, обидчивость, импульсивность в реакциях и поступках /т.3, л.д. 86-90/.
Кроме частичного признания, вина Соловьева А.В. полностью подтверждается совокупностью доказательств, содержащихся в показаниях потерпевшего, свидетелей, заключениях судебных экспертиз и протоколах следственных действий.
Послуживший основанием к возбуждению уголовного дела рапорт следователя об обнаружении признаков преступления /т.1,л.д.41/, протокол осмотра места происшествия, фототаблица к нему /т.1,л.д./, согласно которым в <адрес> обнаружен труп М.А.С. с признаками насильственной смерти, в совокупности с заключением судебно-медицинской экспертизы /т.1,л.д.71-79/ подтверждают, что смерть потерпевшего М.А.С. наступила днем ДД.ММ.ГГГГ. на месте обнаружения трупа, от малокровия внутренних органов, развившегося вследствие нанесения ножом с односторонней заточкой проникающего колото-резаного ранения груди справа, с повреждением правого легкого – тяжкого, по признаку опасности для жизни повреждения; до наступления смерти потерпевшему ножом были нанесены три колото-резаных ранения: одно - на груди слева, и два на задней поверхности правого плеча, причинившие легкий вред здоровью М.А.С., и, не причинившие вреда здоровью, линейные царапины на передней поверхности шеи.
В совокупности с протоколом осмотра, в ходе которого на месте происшествия изъят нож с рукояткой из органического стекла, заключение судебно-медицинской экспертизы, заключение медико-криминалистической судебной экспертизы подтверждают, что, нанесенное К.В.В. этим ножом проникающее колото-резаное ранение грудной клетки слева, без повреждения внутренних органов, причинило тяжкий вред здоровью потерпевшего, которому также причинены, два колото-резаных ранения мягких тканей шеи, две резаные раны мягких тканей лица слева, резаная рана мягких тканей правого предплечья, тупыми, твердыми предметами потерпевшему причинены три ушибленные раны лица, повлекшие легкий вред для здоровья, и, не повлекшие вреда здоровью кровоподтеки окологлазничных областей, подключичной области, рваная рана нижнего века /т.1,л.д.91-101, т.3,л.д.42-54/.
Заключение судебно-медицинской экспертизы подтверждает причинение потерпевшему К.Ю.Ю. ДД.ММ.ГГГГ. тяжкого, опасного для жизни вреда здоровью в виде множественных /девяти/ колото-резаных ран волосистой части головы и передней поверхности шеи, сопровождавшихся обильным кровотечением и острой кровопотерей /т.1,л.д.138/.
Потерпевший К.Ю.Ю. , свидетель М.О.Е. в суде, и показаниях на следствии, оглашенных в соответствии со ст. 281 ч.3 УПК РФ /т.1,л.д.146; т.3,л.д.191/ пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ. во время распития спиртного между М.А.С. и Соловьева А.В. возникла ссора, поэтому Соловьева А.В. предложили уйти домой, он отказался, и К.Ю.Ю. ударил его рукой в плечо, после чего Соловьева А.В. ушел домой, а все оставшиеся легли спать.
Свидетель М.О.Е. также пояснил, что проснувшись от шума, он увидел, как Соловьева А.В. ножом наносит К.В.В. удары в область лица и шеи, и, когда он хотел оттащить от К.В.В. Соловьева А.В., последний нанес ему в шею и грудь удары ножом, и он потерял сознание. Когда очнулся, они с К.Ю.Ю. обнаружили, лежащего на полу, мертвого М.А.С.. Он пошел к соседу и вызвал милицию и скорую помощь.
Потерпевший К.Ю.Ю. эти показания подтвердил и пояснил, что проснувшись от криков, он увидел, как Соловьева А.В. ножом наносит удары К.В.В. и М.О.Е.. После того, как он попытался встать, Соловьева А.В. нанес ему удары по голове сковородкой, та сломалась, тогда Соловьева А.В. сбросил ему на голову, стоящий на тумбочке телевизор, затем ударил ножом в шею и грудь. Он ударил Соловьева А.В. рукой в лицо, тот упал, и после этого ушел домой.
Эти показания К.Ю.Ю. и М.О.Е., опровергая доводы Соловьева А.В. о том, что поводом к преступлению явилось противоправное поведение потерпевшего М.А.С., подтвердили на месте происшествия /т.1,л.д.156-168; 188-197/.
Суд находит их показания достоверными, поскольку они не противоречат друг другу, подтверждаются совокупностью доказательств.
Сосед М.О.Е. свидетель Шегетаев В.З. подтвердил, что об убийстве узнал от М.О.Е., который пришел к нему ДД.ММ.ГГГГ. около 18 часов 30 минут в квартиру и сказал: «Вызывай скорую, у меня труп». На вопрос: «Кто убил»,- М.О.Е. показал на квартиру соседа Соловьева А.В..
Протокол осмотра места происшествия в совокупности с заключениями судебно-медицинской и медико-криминалистических экспертиз вещественных доказательств /т.3,л.д.69-79; т.2, л.д.171-185/, согласно которым на объектах, обнаруженных и изъятых с места происшествия, одежде подсудимого, имеется кровь в виде брызг, которая могла произойти от потерпевших М.А.С., К.В.В. и К.Ю.Ю. , при нанесении ударов по поверхности, содержащей жидкую кровь, а также в совокупности с дактилоскопической экспертизой /т.3,л.д. 96-104/, согласно которой, след пальца, обнаруженный на поверхности бутылки из-под водки, изъятой с места происшествия, оставлен Соловьева А.В., подтверждают, что подсудимый был на месте преступления в момент его совершения, вследствие чего на его одежде имеются следы преступления.
Заключение медико-криминалистической экспертизы, согласно выводам которой, форма следов крови, пропитывающих кофту и футболку М.А.С., указывает на то, что после начала кровотечения, потерпевший лежал на спине /т.2,л.д.126-133/, аналогичные выводы судебно-медицинской экспертизы трупа о том, что во время нанесения повреждений потерпевший находился в горизонтальном положении, лежа на левом боку, опровергают показания подсудимого о сидячем положении М.А.С. в момент причинения ему повреждений, как это отражено в протоколе проверки показаний Соловьева А.В. /т.2,л.д.55,67/, и подтверждают показания К.Ю.Ю. и М.О.Е. о том, что М.А.С., К.В.В., как и они, спали, когда Соловьева А.В. вернулся к ним в квартиру.
Протокол осмотра места происшествия, в ходе которого изъяты рукоятка ножа из пластмассы черного цвета и клинок ножа, заключения трасологической и медико-криминалистической судебных экспертиз подтверждают, что указанные предметы ранее представляли единое целое - нож хозяйственно-бытового назначения, который является орудием причинения колото-резаных ран на теле и одежде потерпевшего М.А.С., и, в результате приложения значительных физических усилий и чрезмерного згиба рукояти, был поврежден /т.2,л.д. 141-164; т.3, л.д. 60-62/.
Изъятые на месте происшествия ножи, являющиеся орудиями преступлений, иные предметы, а также одежда потерпевших М.А.С., К.В.В., К.А.А., одежда подсудимого Соловьева А.В. со следами крови, осмотрены и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств, что подтверждается протоколом и постановлением /т.3,л.д.173-188/.
Потерпевшая К.А.С. охарактеризовала своего брата М.А.С. как спокойного, неконфликтного человека. Он демобилизовался из армии, хотел трудоустроиться в Московском регионе.
Аналогичные сведения о личности содержатся в характеристике потерпевшего по месту жительства. М.А.С. на учете у нарколога и психиатра не состоял, к уголовной ответственности не привлекался /т.1,л.д.62-69/.
Проверяя доводы подсудимого Соловьева А.В. о том, что М.А.С. ударил его рукой по лицу, и с ножом в руке собирался на него напасть, поэтому он был вынужден защищаться, суд их отвергает, поскольку они не основаны на, приведенными выше доказательствами, обстоятельствах дела, а связаны с избранным Соловьева А.В. в ходе следствия и в суде способом защиты.
Приведенные выше показания К.Ю.Ю. , М.О.Е., в совокупности с выводами судебно-медицинских экспертиз о форме следов крови на теле М.А.С., исключающих нахождение потерпевшего в вертикальном положении, подтверждают, что Соловьева А.В. из неприязни, возникшей вследствие конфликта на почве алкогольного опьянения, напал на спящего М.А.С., а затем и других потерпевших.
Заключение судебно-медицинской экспертизы, согласно которой у Соловьева А.В. имеются резаные кожные раны в области обеих кистей, множественные ссадины в области кистей, ушиб спинки носа /т.2,л.д. 39-41/, опровергают показания Соловьева А.В., о том, что он порезал ладонную поверхность правой руки, когда выхватывал нож из руки М.А.С., как это Соловьева А.В. показал на месте происшествия /т.2,л.д.66, фото № 12/, поскольку на ладонной поверхности правой руки у подсудимого никаких телесных повреждений нет. Приведенные выше выводы эксперта в совокупности с показаниями К.Ю.Ю. о том, что пресекая действия Соловьева А.В., он нанес ему удар кулаком в лицо, подтверждают образование ушиба спинки носа у Соловьева А.В. при обстоятельствах, изложенных потерпевшим К.Ю.Ю. /т.1,л.д.168, фото № 14/.
Проверив представленные доказательства, суд установил, что они собраны с соблюдением требований УПК РФ, непротиворечивы, достоверны и их совокупность достаточна для признания Соловьева А.В. виновным в умышленном причинении смерти потерпевшему М.А.С. на почве неприязни вследствие злоупотребления алкоголем, а также признания Соловьева А.В. виновным в умышленном причинении тяжкого вреда, опасного для жизни двух лиц – К.В.В. и К.Ю.Ю. , из неприязни на почве злоупотребления алкоголем. Исходя из обстоятельств преступлений, характера действий подсудимого, умышленно применившего к М.А.С. насилие и нанесшего ножом в места расположения жизненно важных органов множественные повреждения, что, безусловно, должно было повлечь причинение потерпевшему повреждений не совместимых с жизнью, и вследствие чего потерпевший получил такие повреждения, повлекшие наступление смерти на месте, суд квалифицирует содеянное Соловьева А.В. в отношении М.А.С. по ст. 105 ч.1 УК РФ. Его же действия в отношении потерпевших К.В.В. и К.Ю.Ю. суд квалифицирует по ст. 111 ч.3, п. «б» УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда, опасного для жизни двух лиц.
Исследованные судом справки, характеристики, содержащие сведения о личности подсудимого подтверждают, что Соловьева А.В. судимостей не имеет; до задержания ДД.ММ.ГГГГ. постоянно проживал в <адрес>, соседи на него в ЖЭУ не жаловались; он состоял на учете в наркологическом диспансере с диагнозом «<...>т.1,л.д.14; т.2,л.д. 13-33/.
Соловьева А.В. пояснил, что до ареста работал электромонтером на предприятии в <адрес>.
Мать подсудимого, свидетель У.З.А. пояснила, что с 2007 года с сыном не встречалась, проживала с ним раздельно. Она подтвердила, что ранее сын злоупотреблял алкоголем, в состоянии опьянения был агрессивен.
Свидетель Н.А.Н. пояснила, что последние три года проживала с подсудимым без регистрации брака. Соловьева А.В. работал. Незадолго до происшествия, в декабре 2009 года они с Соловьева А.В. поругались, и она ушла от него.
Приведенные выше данные о личности подсудимого, в совокупности с выводами комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы подтверждают, что в отношении инкриминированных деяний и в настоящее время Соловьева А.В. вменяем.
Содействие Соловьева А.В. в установлении обстоятельств преступлений в ходе предварительного следствия, в соответствии со ст. 63 УК РФ и отягчающих наказание, суд не установил.
Установив виновность Соловьева А.В., назначая ему наказание по ч.3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний, назначенных за каждое из преступлений.
На основании ст.58 ч.1 п. "в" УК РФ наказание осужденному отбывать в исправительной колонии строгого режима. В соответствии со ст. 72 УК РФ суд засчитывает осужденному в срок лишения свободы время содержание под стражей с ДД.ММ.ГГГГ. до дня вступления приговора в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Соловьева А.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 69 ч.3 УК РФ окончательно назначить Соловьева А.В. к отбытию 16 /шестнадцать/ лет лишения свободы.
На основании ст.58 ч.1, п. "в", 72 УК РФ наказание осужденному отбывать в исправительной колонии строгого режима. Зачесть осужденному в срок лишения свободы время содержание под стражей с ДД.ММ.ГГГГ до вступления приговора в законную силу и меру пресечения оставить ему в виде содержания под стражей.
Вещественные доказательства, хранящиеся при уголовном деле: предметы, изъятые на месте происшествия, одежду потерпевших, подсудимого, образцы крови и слюны, биологические образцы с трупа потерпевшего – уничтожить.
Приговор может быть обжалован, через Климовский городской суд в судебную коллегию по уголовным делам Московского областного суда, в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей - в тот же срок со дня вручения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий судьяА.И. Юрченко