РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2010г. Климовский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Орфановой Л.А.
при секретаре Егоровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах несовершеннолетней ФИО1, к администрации ... о признании несовершеннолетней ФИО1 нуждающейся в предоставлении жилого помещения, обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение по окончании пребывания в Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом»,
установил:
Прокурор ..., действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратился в суд с иском к администрации ... о признании несовершеннолетней ФИО1, 1994 года рождения, нуждающейся в предоставлении жилого помещения; обязании ответчика предоставить ей вне очереди по окончании ее пребывания в детском доме жилое помещение по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что за несовершеннолетней ФИО1 закреплено жилое помещение по адресу: ..., ..., ..., кВ.2, указанное жилое помещение признано в установленном порядке ветхим, находится в неудовлетворительном состоянии и является непригодным для проживания; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями.
В настоящем судебном заседании прокурор настаивает на заявленных требованиях по тем основаниям, что закрепленное за несовершеннолетней жилое помещение непригодно для проживания, в связи с чем ФИО1 должно быть вне очереди предоставлено жилое помещение по окончании ее пребывания в Детском доме ..., а именно в 2012г.
Представитель администрации ... возражает против заявленных требований по тем основаниям, что жилой ... по ... ... в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции не признан.
3-е лицо представитель Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» заявленные требования поддерживает, указав одновременно, что время окончания пребывания несовершеннолетней ФИО1 указанном Детском доме - май 2012г.
3-е лицо – представитель отдела опеки и попечительства по г.о.Климовск в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела надлежаще \№.
Суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя отдела опеки и попечительства, поскольку последний надлежаще извещен о дне слушания дела, об отложении дела слушанием не просил, доказательств уважительности причин своего отсутствия не представил.
Суд, выслушав объяснения сторон, 3-го лица, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, несовершеннолетняя ФИО1 родилась 00.00.0000г., ее родителями являются ФИО2 и ФИО3 \№, при этом последние лишены родительских прав в отношении своей дочери, что подтверждается заочным решением Климовского городского суда от 00.00.0000г. о лишении родительских прав ФИО4, в котором также содержатся сведения о лишении родительских прав ФИО3 \№; постановлением Главы ... № от 00.00.0000г. несовершеннолетняя ФИО1 направлена в Детский дом ..., одновременно за ней было сохранено право на квартиру 2 в ... по ... ... \№; при этом несовершеннолетняя ФИО1 до настоящего времени находится в Детском доме ... \№; зарегистрирована по месту жительства по вышеуказанному адресу \№,23\.
В обоснование заявленные требований прокурор в настоящем судебном заседании ссылается на те обстоятельства, что закрепленное за ФИО1 жилое помещение непригодно для проживания, что влечет за собой признание ФИО1 нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставление ей вне очереди в 2012г. по окончании пребывания в Детском доме жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако, указанные доводы прокурора не могут быть положены в основу решения суда, при этом суд исходил из следующего.
В силу подп.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При этом, в силу подпункта 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания регламентирован Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от 00.00.0000г.
Так, в соответствии с п.7 указанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Таким образом, доказательством непригодности жилого помещения для проживания и неподлежащего ремонту или реконструкции в контексте требований ст.51,57 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в предоставлении жилого помещения либо для внеочередного предоставления жилого помещения является соответствующее заключение межведомственной комиссии, однако, таких доказательств прокурором не представлено; составленные работниками Детского дома, помощником прокурора, совместно с специалистом территориального подразделения Роспотребнадзора, отдела опеки и попечительства, акты обследования закрепленного за ФИО1 жилого помещения таковыми доказательствами не являются, равно как и акт, составленный государственной жилищной инспекцией ... от 00.00.0000г., предписание указанной инспекции в адрес МУП «СЕЗ» об устранении выявленных недостатков \№,24,82-86\.
Ссылки прокурора на письмо первого заместителя Главы администрации ... от 00.00.0000г. о том, что квартира 2 в ... по ... ... непригодна для проживания \№, а также на те обстоятельства, что постановлением Главы ... № от 00.00.0000г. утверждена долгосрочная целевая муниципальная программа по переселению граждан из ветхого жилищного фонда и что ... по ... ... включен в перечень жилых домов ветхого фонда \№ также не могут служить основанием к удовлетворению иска, поскольку внеочередное предоставление жилых помещений по мотиву непригодности жилого помещения для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции является лишь как указано выше соответствующее заключение межведомственной комиссии.
Однако, согласно ответа на запрос суда в настоящее время решается вопрос о проведении специализированной организацией инструментального обследования строительных конструкций жилого ... по ... ...; до проведения таких работ межведомственная комиссия лишена возможности подготовить заключение о пригодности (непригодности) жилого дома для проживания \ №,70\; таким образом на день рассмотрения настоящего гражданского дела решение межведомственной комиссии о признании жилого ... по ... ... отсутствует.
С учетом изложенного оснований для предоставления ФИО1 вне очереди жилого помещения по правилам подп.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не имеется, в связи с чем суд признает заявленные требования необоснованными и подлежащими отклонению, учитывая одновременно и те обстоятельства, что правоотношения по пользованию жилым помещением носят длящийся характер и настоящее решением не будет являться препятствием для защиты жилищных прав ФИО1 в том случае, если по окончании пребывания в Детском доме последняя будет нуждаться в предоставлении жилого помещения.
Отклоняя заявленные требования, суд также учитывал и те обстоятельства, что по смыслу ст.57 ЖК РФ внеочередное предоставление жилого помещения представляет собой незамедлительное исполнение обязанности по предоставлению жилья при наличии перечисленных в законе оснований, тогда как в данном случае требования прокурора сводятся к внеочередному предоставлению ФИО1 жилья по окончании ее пребывания в Детском доме, а именно в 2012г. как об этом указал сам прокурор, что прямо противоречит требованиям ст.57 ЖК РФ; ссылки же прокурора на то, что администрация ... в 2012г. может не принять всех необходимых мер по обеспечению ФИО1 жильем, суд признает необоснованными.
Отсутствуют в данном случае и основания для предоставления вне очереди ФИО1 жилого помещения по правилам подпункта 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ссылки на который имеется в заявлении прокурора и в соответствии с которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, суд учитывал положения абзаца 2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако, на момент обращения прокурора в суд с настоящим иском и на момент вынесения настоящего решения пребывание несовершеннолетней ФИО1 в Детском доме ... не окончено; за последней закреплено конкретное жилое помещение, которое в установленном порядке не признано непригодным для проживания.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.51,57 ЖК РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от 00.00.0000гст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора ... о признании несовершеннолетней ФИО1, 00.00.0000 года рождения, нуждающейся в предоставлении жилого помещения, обязании Администрации ... предоставить вне очереди несовершеннолетней ФИО1 по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм по окончании ее пребывания в Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Климовский городской суд.
Председательствующий