РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2010 года
Климовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Варенышевой М.Н.
при секретаре Герасимовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах несовершеннолетней ФИО1 и ФИО2 к администрации ... о признании несовершеннолетней ФИО1 и ФИО2 нуждающимися в предоставлении жилого помещения, обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение по окончании пребывания в Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом»,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор ..., действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2, обратился в суд с иском к администрации ... о признании несовершеннолетних ФИО1 1992 года рождения и ФИО2 1994 года рождения, нуждающимися в предоставлении жилого помещения; обязании ответчика предоставить им вне очереди по окончании их пребывания в детском доме жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, мотивируя свои требования тем, что за несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2 закреплено жилое помещение по адресу: ..., ... ..., ..., указанное жилое помещение признано в установленном порядке ветхим, находится в неудовлетворительном состоянии и является непригодным для проживания; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями.
Определением Климовского городского суда от 00.00.0000 года гражданское дело № по иску прокурора ... в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации ... о признании несовершеннолетней ФИО1 нуждающейся в предоставлении жилого помещения, обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение по окончании пребывания в Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом», соединено с гражданским делом № 2-153/10 по иску прокурора ... в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации ... о признании несовершеннолетней ФИО2 нуждающейся в предоставлении жилого помещения, обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение по окончании пребывания в Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом».
В настоящем судебном заседании прокурор настаивает на заявленных требованиях и просит признать ФИО1 и несовершеннолетнюю ФИО2 нуждающимися в предоставлении вне очереди жилого помещения по окончании пребывания в Детском доме.
Представитель администрации ... возражает против заявленных требований по тем основаниям, что жилой ... по ... ... в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции не признан, по окончании пребывания в Детском доме ФИО1 и ФИО2 будут обеспечены жилым помещением.
3-е лицо представитель Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» заявленные требования поддерживает.
3-е лицо – представитель отдела опеки и попечительства по г.о. Климовск заявленные требования поддерживает.
Суд, выслушав объяснения сторон, 3-х лиц, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 родилась 00.00.0000 года, ее родителями являются ФИО3 и ФИО4 (№), ФИО2 родилась 00.00.0000 года, ее родителями являются ФИО3 и ФИО4 (№), при этом ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении ФИО1 и ФИО2, что подтверждается заочным решением Климовского городского суда от 00.00.0000 г. (№); постановлением Главы ... № от 00.00.0000 г. несовершеннолетняя ФИО2 направлена в Детский дом ..., одновременно за ней было закреплено жилое помещение по адресу: ..., ... ..., ..., где она была зарегистрирована (№); постановлением Главы ... № от 00.00.0000 г. несовершеннолетняя ФИО1 была направлена в Детский дом ..., одновременно ней было закреплено жилое помещение по адресу: ..., ... ..., ... (№).
Как следует из пояснений представителя прокуратуры и 3-х лиц, ФИО1- 00.00.0000 года исполнилось 18 лет, однако в настоящее время она продолжает пребывать в МОУ для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом», поскольку продолжает обучение, связанное с поступлением в учебное учреждение для получения профессионального образования.
В обоснование заявленных требований прокурор в настоящем судебном заседании ссылается на те обстоятельства, что закрепленное за ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 жилое помещение непригодно для проживания, что влечет за собой признание последних нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставление им вне очереди по окончании пребывания в Детском доме жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако, указанные доводы прокурора не могут быть положены в основу решения суда, при этом суд исходил из следующего.
В силу подп.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При этом, в силу подпункта 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания регламентирован Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от 00.00.0000г.
Так, в соответствии с п.7 указанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Таким образом, доказательством непригодности жилого помещения для проживания и неподлежащего ремонту или реконструкции в контексте требований ст.51,57 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в предоставлении жилого помещения либо для внеочередного предоставления жилого помещения является соответствующее заключение межведомственной комиссии, однако, таких доказательств, прокурором не представлено; составленные работниками Детского дома, акты обследования закрепленного за ФИО1 и ФИО2 жилого помещения таковыми доказательствами не являются, равно как и акт, составленный государственной жилищной инспекцией ... от 00.00.0000г., предписание указанной инспекции в адрес МУП «СЕЗ» об устранении выявленных недостатков (13-18, 74-78).
Ссылки прокурора на письмо первого заместителя Главы администрации ... от 00.00.0000г. о том, что квартира 3 в ... по ... ... непригодна для проживания (№), а также на те обстоятельства, что постановлением Главы ... № от 00.00.0000г. утверждена долгосрочная целевая муниципальная программа по переселению граждан из ветхого жилищного фонда и ... по ... ... включен в перечень жилых домов ветхого фонда (№), также не могут служить основанием к удовлетворению иска, поскольку внеочередное предоставление жилых помещений по мотиву непригодности жилого помещения для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции является лишь как указано выше соответствующее заключение межведомственной комиссии.
Однако, на день рассмотрения настоящего гражданского дела решение межведомственной комиссии о признании жилого ... по ... ..., отсутствует.
С учетом изложенного, оснований для предоставления ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 вне очереди жилого помещения по правилам подп.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не имеется, в связи с чем, суд признает заявленные требования необоснованными и подлежащими отклонению, учитывая одновременно и те обстоятельства, что правоотношения по пользованию жилым помещением носят длящийся характер и настоящее решение не будет являться препятствием для защиты жилищных прав ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 в том случае, если по окончании пребывания в Детском доме последние будут нуждаться в предоставлении жилого помещения.
Отклоняя заявленные требования, суд также учитывал и те обстоятельства, что по смыслу ст.57 ЖК РФ внеочередное предоставление жилого помещения представляет собой незамедлительное исполнение обязанности по предоставлению жилья при наличии перечисленных в законе оснований, тогда как в данном случае требования прокурора сводятся к внеочередному предоставлению ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 жилья по окончании их пребывания в Детском доме, как об этом указал сам прокурор, что прямо противоречит требованиям ст.57 ЖК РФ; ссылки же прокурора на то, что администрация ... может не принять всех необходимых мер по обеспечению ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 жильем, суд признает необоснованными.
Отсутствуют в данном случае и основания для предоставления вне очереди ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 жилого помещения по правилам подпункта 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ссылки на который имеются в заявлении прокурора, в соответствии с которым, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, суд учитывал положения абзаца 2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако, на момент обращения прокурора в суд с настоящим иском и на момент вынесения настоящего решения за ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 закреплено конкретное жилое помещение, которое в установленном порядке не признано непригодным для проживания.
Наряду с изложенным суд учитывал и то обстоятельство, что ФИО1, являясь в настоящее время совершеннолетней и продолжая пребывать в Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом», имеет возможность самостоятельно обратиться в суд за защитой своих интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.51,57 ЖК РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от 00.00.0000г, ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора ... о признании несовершеннолетней ФИО1 00.00.0000 года рождения и несовершеннолетней ФИО2 00.00.0000 года рождения, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, обязании Администрации ... предоставить вне очереди несовершеннолетним ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм по окончании ее пребывания в Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом», отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Климовский городской суд.
Председательствующий: